Цели урока:
Обучающая – систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу “Материаловедение”;
Развивающая – способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету;
Воспитательная – способствовать формированию у учащихся коммуникабельности и ответственности.
Оснащение урока: карточки-задания, образцы тканей, карточки в форме лепестков цветка с наименованиями терминов.
Непосредственно перед началом урока учащимся даётся задание: разбиться на команды и придумать название (например: “ниточка”, “веретёнце”). За каждый правильный ответ команда получает балл.
ХОД УРОКА
РАЗМИНКА отгадайте загадки.
1.
Я вдоль ткани хожу,
А мой братец - поперек.
(Основа и уток)
2.
Топили, колотили,
Мяли, трепали,
Рвали, крутили, ткали,
На стол постилали.
(Лен)
3.
На стеблях белеют чашки,
В них и нитки, и рубашки.
(Хлопок)
ЗАДАНИЕ 1.
На образце ткани без кромки определить направление нити основы. Перечислить признаки определения нитей основы и утка.
ЗАДАНИЕ 2.
На образцах ткани (с печатным рисунком, гладкокрашеной, пестротканой) определить лицевую и изнаночную стороны.
ЗАДАНИЕ 3. “СОБЕРИ”.
Из 14 разрозненных листочков можно собрать 4 слова, обозначающие свойства тканей.
(прочность, теплозащитность, воздухопроницаемость, гигроскопичность).
ЗАДАНИЕ 4. “БУКВЕННАЯ АБРАКАДАБРА”.
Среди букв в представленной таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали.
Вопросы:
- Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей. (Ткань)
- Гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Волокно)
- Южное растение, из плодов которого получают волокно. (Хлопок)
- Однолетнее травянистое растение, из стебля которого получают волокно. (Лен)
- Совокупность операций, в результате которых при переплетении нитей основы и утка получают ткань. (Ткачество)
- Тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа. (Пряжа)
- Нити, идущие вдоль ткани. (Основа)
- Поперечные нити в ткани. (Уток)
ЗАДАНИЕ 5 “РАЗГАДАЙТЕ АНАГРАММЫ”.
Каждая команда получает пакет с анаграммами и за каждое разгаданное слово – очко.
- Сектвтчао, клтсаед, ъвусёср, арпжя. (ткачество, отделка, суровьё, пряжа)
- Восоан, куот, нерпеидя, полхко. (основа, уток, прядение, хлопок)
ЗАДАНИЕ 6 “КОНКУРС КАПИТАНОВ” разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
3. Придание ткани товарного вида (Отделка).
6. Вид натуральных тканей (Хлопчатобумажные).
9. Нить вдоль кромка ткани (Основа).
10. Ткани для постельного и столового белья (Льняные).
По вертикали:
1. Скрученные нити волокна (Пряжа).
2. Процесс переплетения нитей основы и утка (Ткачество).
4. Изделие, изготовленное на ткацком станке (Ткань).
5. Ткань с ткацкого станка (Суровье).
8. Операция с волокнистой массой (Прядение).
ЗАДАНИЕ 7 “ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК”.
Каждая команда выбирает вопрос который написан на лепестке “цветка” и получает право ответа, если ответ не правильный то команда противника может дать свой - и получить заслуженное очко
- Какое растение называют “дитем солнца”? (Хлопчатник)
- В чем разница двух понятий “хлопок” и “хлопчатник”? (Хлопок – это плод хлопчатника)
- Какие ткани продавал русский купец Афанасий Никитин из Твери, совершая свое “Хождение за три моря”, когда “открыл для России Индию? (Льняные ткани)
- Что получают из хлопкового и льняного волокон? (Пряжу)
- Как называется ткань, полученная на ткацком станке, имеющая неприглядный вид: жесткая, шероховатая, с грязновато- желтым оттенком, с мелкими соринками? (Суровье)
- Какие растения являются ценным сырьем не только для текстильной, но и для пищевой промышленности? (Хлопок и лен)
- Из чего изготавливают хлопчатобумажные ткани? (Из хлопка)
- На какие виды делятся волокна, пригодные для изготовления пряжи? (На искусственные и натуральные)
- В 1681 году путешественник Стрейс Я. Я. В книге
“Три путешествия” рассказывает о своей поездке
к Волге: “… на западном берегу Волги есть
большая сухая пустыня, называется “степь”. В
этой степи находится странного рода плод,
называемый “баранец” (что значит по-русски
ягненок). Его кожа покрыта пухом очень белым и
нежным, как шелк. Он растет на низком стебле,
около двух с половиной футов высотой, иногда и
выше. Голова его свешивается вниз так, как будто
он пасется и щиплет траву. Когда трава увядает он
гибнет…”
О каком плоде идет речь? (Хлопчатник) - Нить искусственного, натурального и минерального происхождения? (Волокно)
Подведение итогов. Награждение победителей.