Урок-игра в 5-м классе по разделу материаловедение

Разделы: Технология


Цели урока:

Обучающая систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу “Материаловедение”;

Развивающаяспособствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету;

Воспитательная способствовать формированию у учащихся коммуникабельности и ответственности.

Оснащение урока: карточки-задания, образцы тканей, карточки в форме лепестков цветка с наименованиями терминов.

Непосредственно перед началом урока учащимся даётся задание: разбиться на команды и придумать название (например: “ниточка”, “веретёнце”). За каждый правильный ответ команда получает балл.

ХОД УРОКА

РАЗМИНКА отгадайте загадки.

1.

Я вдоль ткани хожу,
А мой братец - поперек.

(Основа и уток)

2.

Топили, колотили,
Мяли, трепали,
Рвали, крутили, ткали,
На стол постилали.

(Лен)

3.

На стеблях белеют чашки,
В них и нитки, и рубашки.

(Хлопок)

ЗАДАНИЕ 1.

На образце ткани без кромки определить направление нити основы. Перечислить признаки определения нитей основы и утка.

ЗАДАНИЕ 2.

На образцах ткани (с печатным рисунком, гладкокрашеной, пестротканой) определить лицевую и изнаночную стороны.

ЗАДАНИЕ 3. “СОБЕРИ”.

Из 14 разрозненных листочков можно собрать 4 слова, обозначающие свойства тканей.

(прочность, теплозащитность, воздухопроницаемость, гигроскопичность).

ЗАДАНИЕ 4. “БУКВЕННАЯ АБРАКАДАБРА”.

Среди букв в представленной таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали.

Вопросы:

  1. Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей. (Ткань)
  2. Гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Волокно)
  3. Южное растение, из плодов которого получают волокно. (Хлопок)
  4. Однолетнее травянистое растение, из стебля которого получают волокно. (Лен)
  5. Совокупность операций, в результате которых при переплетении нитей основы и утка получают ткань. (Ткачество)
  6. Тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа. (Пряжа)
  7. Нити, идущие вдоль ткани. (Основа)
  8. Поперечные нити в ткани. (Уток)

ЗАДАНИЕ 5 “РАЗГАДАЙТЕ АНАГРАММЫ”.

Каждая команда получает пакет с анаграммами и за каждое разгаданное слово – очко.

  1. Сектвтчао, клтсаед, ъвусёср, арпжя. (ткачество, отделка, суровьё, пряжа)
  2. Восоан, куот, нерпеидя, полхко. (основа, уток, прядение, хлопок)

ЗАДАНИЕ 6 “КОНКУРС КАПИТАНОВ” разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

3. Придание ткани товарного вида (Отделка).
6. Вид натуральных тканей (Хлопчатобумажные).
9. Нить вдоль кромка ткани (Основа).
10. Ткани для постельного и столового белья (Льняные).

По вертикали:

1. Скрученные нити волокна (Пряжа).
2. Процесс переплетения нитей основы и утка (Ткачество).
4. Изделие, изготовленное на ткацком станке (Ткань).
5. Ткань с ткацкого станка (Суровье).
8. Операция с волокнистой массой (Прядение).

ЗАДАНИЕ 7 “ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК”.

Каждая команда выбирает вопрос который написан на лепестке “цветка” и получает право ответа, если ответ не правильный то команда противника может дать свой - и получить заслуженное очко

  1. Какое растение называют “дитем солнца”? (Хлопчатник)
  2. В чем разница двух понятий “хлопок” и “хлопчатник”? (Хлопок – это плод хлопчатника)
  3. Какие ткани продавал русский купец Афанасий Никитин из Твери, совершая свое “Хождение за три моря”, когда “открыл для России Индию? (Льняные ткани)
  4. Что получают из хлопкового и льняного волокон? (Пряжу)
  5. Как называется ткань, полученная на ткацком станке, имеющая неприглядный вид: жесткая, шероховатая, с грязновато- желтым оттенком, с мелкими соринками? (Суровье)
  6. Какие растения являются ценным сырьем не только для текстильной, но и для пищевой промышленности? (Хлопок и лен)
  7. Из чего изготавливают хлопчатобумажные ткани? (Из хлопка)
  8. На какие виды делятся волокна, пригодные для изготовления пряжи? (На искусственные и натуральные)
  9. В 1681 году путешественник Стрейс Я. Я. В книге “Три путешествия” рассказывает о своей поездке к Волге: “… на западном берегу Волги есть большая сухая пустыня, называется “степь”. В этой степи находится странного рода плод, называемый “баранец” (что значит по-русски ягненок). Его кожа покрыта пухом очень белым и нежным, как шелк. Он растет на низком стебле, около двух с половиной футов высотой, иногда и выше. Голова его свешивается вниз так, как будто он пасется и щиплет траву. Когда трава увядает он гибнет…”
    О каком плоде идет речь? (Хлопчатник)
  10. Нить искусственного, натурального и минерального происхождения? (Волокно)

Подведение итогов. Награждение победителей.