Открытый урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Красная книга"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с Красной книгой;
  • Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедиа, рисунки животных.

Ход урока

1. Организациооный момент.

2. Основная часть.

Постановка целей урока.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных и растениях нашей страны, познакомимся с необычной книгой, которая хранит тайны леса. Поговорим о том , как мы можем заботиться о нем.

Проверка домашнего задания.

Учитель: К сегодняшнему уроку вы принесли рисунки своих домашних питомцев. Вы не только нарисовали но и приготовили сообщения об этих животных. Послушаем их. (сообщения детей)

Учитель: Это домашние животные. Люди заботятся о них. Каких диких животных вы знаете? (перечислить)

В нашей Республике каких животных можно встретить? (ответы детей)

(просмотр слайдов – волки, белка, лиса, суслик, медведь, олень, рысь...)

Учитель: Дети, кто из вас бывал в лесу? Назовите растения наших лесов. (ответы детей)

(просмотр слайдов – одуванчик, крапива, подорожник, чистотел, колокольчик, клевер, репейник)

Учитель: Очень многие растения , становятся редкими из-за того , что люди рвут их ради красивых цветков. Многие растения находятся под угрозой исчезновения. Также под угрозой исчезновения находятся многие животные. В нашей стране проводится большая работа по охране животных и растений.

3. Физкультминутка.

4. Сообщение темы и целей урока.

1978 году ученые занесли в специальную книгу многие виды животных и растений, которые на грани исчезновения и которые нуждаются в особой охране. Мы о будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги – красный.

- Какие сигналы красного цвета вам встречались в жизни. (пожарная машина, светофор…)
- Правильно ребята, красный цвет говорит нам о том что природа в опасности.

В этой книге перечислены животные и растения , которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они могут погибнуть.

(показ слайдов)

История Красной книги.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красной книгой ССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось что в защите нуждается больше животных и птиц. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году.

Охраняется Красной книгой столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны и не будет красоты.

Работа по теме урока.

Чтения материала учебника стр. 82-83.

1. Прочитать только о животных.

( просмотр слайдов о животных – снежный барс, серый дельфин, зубр, даурский ёж, красный волк, амурский тигр, крот японский.)
( просмотр видеофрагмента о животных – гепард, амурский тигр, зубр.)

2. Прочитать только о растениях.

(просмотр слайдов о растениях – венерин башмачок, женьшень, лотос, кубышка японская, мак восточный, лилия кавказская, подснежники, ландыши)

Работа в тетрадях.

(стр. 33 № 2)

5. Закрепление изученного материала.

Кроссворд.

  1. Копытное животное, родственник коровы - живет в лесах. (Зубр)
  2. Ценнейшее лекарственное растение в переводе с китайского языка “ человек-корень” (Женьшень)
  3. Самый быстрый млекопитающий. (Гепард)
  4. Самый первый весенний цветок. (Подснежник)
  5. Из семейства кошачьих . Длина тела 2-3 метра (Амурский тигр)
  6. Цветки по форме напоминают башмачки. (Венерин башмачок)

Ключевое слово: БЕРЕГИ.

- Ребята, а что мы с вами можем сделать полезного для животных и растений? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.

(показ слайдов)

Ученик:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

6. Итог.

- О чём мы сегодня говорили?
- Каких животных и птиц вы запомнили, которые входят в Красную книгу?

Домашнее задание: Сделать свою Красную книгу, в которой описаны животные, растения, птицы.