Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "Как варится рассказ? На материале рассказов Г.Остера «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета»"

Разделы: Начальная школа


Цель: работа по формированию первичных представлений о рассказе, о структуре художественного текста (завязка, кульминация, развязка) и его эмоциональной окраске.

Задачи:

  • Введение новых литературных понятий: “завязка”, “кульминация”, “развязка” посредством их описания ;
  • Выявление юмористического характера рассказов;
  • Вродолжить исследовательскую и эмоционально-эстетическую работу;
  • Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру.

Оборудование: Изображения литературных героев из рассказа Г. Остера котенок Гав и щенок, таблицы с опорными словами(сюжет, завязка, кульминация, развязка), учебник Литературное чтение В.Ю. Свиридова.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом.

II. Сообщение темы и цели урока.

В нашей кухне борщ варился.
Из кастрюли доносился
Вкусный запах до меня,
Обоняние дразня.

- Сегодня мы продолжим работу на литературной кухне, узнаем как варится рассказ, а вернее продолжим его варить.
- Скажите, с чего начинают готовить суп ваши мамы?

Значит, чтобы приготовить суп, нужна для начала вода – основа нашего блюда.

- А мы с вами на литературной кухне и должны узнать, как готовиться рассказ.
- Что является основой в рассказе? (сюжет).
- Что такое сюжет?
- А если нет “сюжета”, получится рассказ? Почему?
- Основа в нашей кастрюле это – сюжет.
- Итак, готовим дальше!

III. Новый материал.

- Угадайте, кто нам сегодня поможет “готовить” рассказ.

Загадка

Если надо защититься,
Мигом на спину ложится.
Отогнал клубок от бабки,
Не дает вязать ей тапки.
Весь пушистый, как утенок
Баловник у нас….

(котенок)

 - Но котенок пришел не один! Угадайте, кто еще с ним к нам пришел на помощь!

То он катится клубком,
То завертится волчком.
С ним легко мне в час досуга,
Я – выращиваю друга,
Он всегда у моих ног.
Очень ласковый…

(щенок)

- Котенок и щенок – эти слова ни о чем вам не говорят?
- Где мы их уже встречали?
- Два наших старых знакомых! Котенок по имени Гав и щенок из рассказов Григория Остера.
- Что вы помните о них? Охарактеризуйте котенка, щенка.
- Как они живут, ведь известно, что:

Если встречаются кошка с собакой,
дело обычно кончается дракой.
Даже в стихах потасовки случаются,
если собака и кошка встречаются.
Чтоб безобразную драку унять,
кошку с собакою нужно разнять!

- А наших героев нужно разнимать?
- Вам интересно, что с ними случилось дальше?
- Тогда вперед!

Работа по учебнику до чтения.

Г. Остер “Середина сосиски”.

- Посмотрите на иллюстрацию.
- Кого изобразил художник?
- Почему автор так назвал свой рассказ?
- О чем же здесь пойдет речь? Что произошло с друзьями, как вы думаете?

Первичное чтение текста учителем.

- Тебе грустно, что больше ничего не осталось?
- Ни от сосиски, ни от рассказа ….
- А давайте прочитаем еще раз!
- Но перед этим проведем разминку и “разогреем” язычок.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.
Встанем - глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили.
Всем улыбки подарили.

Разминка для язычка.

На доске:

Чтение тихо и умеренно:

арка – арца
арта – арда
арла – арча

Чтение громко и уверенно:

гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь

Чтение вслух детьми.

- Помним о том, что это разные герои и читать нужно по-разному, представляя себя в роли этих героев.

Работа с текстом после прочтения.

- Какой здесь сюжет?
- Что случилось с героями?
- Как бы вы разделили сосиску?

- У каждого сюжета есть:

Добавим в нашу кастрюлю с сюжетом эти важные добавки без них наш “суп”, вернее рассказ не получится.

- Как понимаете, что это значит?
- Найдите в тексте, с чего завязалась вся история?
- И чем она закончилась?
- Где у нее самое вкусное (важное) место? Работа по тексту.
- Скажите, этот рассказ больше похож на правду или вымысел? Почему?
- Нравятся вам истории?
- Хотите еще узнать одну?
- Тогда вперед! Читаем дальше!

Чтение вслух детьми.

Г. Остер “Хорошо спрятанная котлета”.

- Интересно, интересно! Автор, предполагает, что щенок был счастлив?
- Только вот в какой момент?
- Когда он держал в зубах реальную котлету или когда, Гав ее съел…то есть “спрятал”?
- Как вы думаете, какая реакция была у щенка?
- Было ли это приятным сюрпризом? Ведь он все-таки “спрятал”?
- Убедил ли его котенок, в надежности того места, куда он спрятал котлету?
- Найдите самый важный момент в рассказе.
- Такой момент называется - кульминация , т.е. самый важный, напряженный момент, там где “собака зарыта” (объяснить детям).
- Добавляем в нашу кастрюлю с сюжетом самую важную добавку: кульминацию (на доску добавляем таблицу с данным словом)

- А с чего все началось? Где здесь завязка?
- И чем закончилось? Развязка?
- Как “варится” рассказ?

IV. Домашнее задание.

- Если вам очень понравился рассказ почитайте его дома маме, папе, бабушке, дедушке или даже сестренке и братишке

V. Практическая работа.

- Рассмотрите изображения Гава и щенка в учебнике, вспомните мультфильм.
- Какой Гав и щенок вам нравится больше?
- Сейчас вы сами попробуете себя в роли художников.
- Закройте глаза, представьте, что вы держите в руках пушистый, крохотный комочек.

Нарисуйте его и дайте ему имя (рисование по выбору котенка или щенка).

VI. Итог урока.

- Мы прочитали истории главными героями которых были кто? (люди или животные).
- Какие это герои?
- Как к ним относится автор?
- А ваше отношение к ним схоже с авторским или оно другое?
- Кто из героев более, хитрее или даже находчивее? Почему вы так решили?
- Какие еще произведения литературы вы знаете, героями которых являются кошки, котята, коты?
- Давайте вспомним, из чего состоит рассказ (завязка, кульминация, развязка).
- А все это в общей “основе” - сюжете.

VII. Выставка работ учащихся.