Цель: работа по формированию первичных представлений о рассказе, о структуре художественного текста (завязка, кульминация, развязка) и его эмоциональной окраске.
Задачи:
- Введение новых литературных понятий: “завязка”, “кульминация”, “развязка” посредством их описания ;
- Выявление юмористического характера рассказов;
- Вродолжить исследовательскую и эмоционально-эстетическую работу;
- Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру.
Оборудование: Изображения литературных героев из рассказа Г. Остера котенок Гав и щенок, таблицы с опорными словами(сюжет, завязка, кульминация, развязка), учебник Литературное чтение В.Ю. Свиридова.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом.
II. Сообщение темы и цели урока.
В нашей кухне борщ варился.
Из кастрюли доносился
Вкусный запах до меня,
Обоняние дразня.
- Сегодня мы продолжим работу на литературной
кухне, узнаем как варится рассказ, а вернее
продолжим его варить.
- Скажите, с чего начинают готовить суп ваши мамы?
Значит, чтобы приготовить суп, нужна для начала вода – основа нашего блюда.
- А мы с вами на литературной кухне и должны
узнать, как готовиться рассказ.
- Что является основой в рассказе? (сюжет).
- Что такое сюжет?
- А если нет “сюжета”, получится рассказ? Почему?
- Основа в нашей кастрюле это – сюжет.
- Итак, готовим дальше!
III. Новый материал.
- Угадайте, кто нам сегодня поможет “готовить” рассказ.
Загадка
Если надо защититься, Мигом на спину ложится. Отогнал клубок от бабки, Не дает вязать ей тапки. Весь пушистый, как утенок Баловник у нас…. (котенок) |
- Но котенок пришел не один! Угадайте, кто еще с ним к нам пришел на помощь!
То он катится клубком, То завертится волчком. С ним легко мне в час досуга, Я – выращиваю друга, Он всегда у моих ног. Очень ласковый… (щенок) |
- Котенок и щенок – эти слова ни о чем вам не
говорят?
- Где мы их уже встречали?
- Два наших старых знакомых! Котенок по имени Гав
и щенок из рассказов Григория Остера.
- Что вы помните о них? Охарактеризуйте котенка,
щенка.
- Как они живут, ведь известно, что:
Если встречаются кошка с собакой,
дело обычно кончается дракой.
Даже в стихах потасовки случаются,
если собака и кошка встречаются.
Чтоб безобразную драку унять,
кошку с собакою нужно разнять!
- А наших героев нужно разнимать?
- Вам интересно, что с ними случилось дальше?
- Тогда вперед!
Работа по учебнику до чтения.
Г. Остер “Середина сосиски”.
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Кого изобразил художник?
- Почему автор так назвал свой рассказ?
- О чем же здесь пойдет речь? Что произошло с
друзьями, как вы думаете?
Первичное чтение текста учителем.
- Тебе грустно, что больше ничего не осталось?
- Ни от сосиски, ни от рассказа ….
- А давайте прочитаем еще раз!
- Но перед этим проведем разминку и “разогреем”
язычок.
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем - глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили.
Всем улыбки подарили.
Разминка для язычка.
На доске:
Чтение тихо и умеренно:
арка – арца
арта – арда
арла – арча
Чтение громко и уверенно:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
Чтение вслух детьми.
- Помним о том, что это разные герои и читать нужно по-разному, представляя себя в роли этих героев.
Работа с текстом после прочтения.
- Какой здесь сюжет?
- Что случилось с героями?
- Как бы вы разделили сосиску?
- У каждого сюжета есть:
Добавим в нашу кастрюлю с сюжетом эти важные добавки без них наш “суп”, вернее рассказ не получится.
- Как понимаете, что это значит?
- Найдите в тексте, с чего завязалась вся история?
- И чем она закончилась?
- Где у нее самое вкусное (важное) место?
Работа по тексту.
- Скажите, этот рассказ больше похож на правду или
вымысел? Почему?
- Нравятся вам истории?
- Хотите еще узнать одну?
- Тогда вперед! Читаем дальше!
Чтение вслух детьми.
Г. Остер “Хорошо спрятанная котлета”.
- Интересно, интересно! Автор, предполагает, что
щенок был счастлив?
- Только вот в какой момент?
- Когда он держал в зубах реальную котлету или
когда, Гав ее съел…то есть “спрятал”?
- Как вы думаете, какая реакция была у щенка?
- Было ли это приятным сюрпризом? Ведь он все-таки
“спрятал”?
- Убедил ли его котенок, в надежности того места,
куда он спрятал котлету?
- Найдите самый важный момент в рассказе.
- Такой момент называется - кульминация ,
т.е. самый важный, напряженный момент, там где
“собака зарыта” (объяснить детям).
- Добавляем в нашу кастрюлю с сюжетом самую
важную добавку: кульминацию (на доску
добавляем таблицу с данным словом)
- А с чего все началось? Где здесь завязка?
- И чем закончилось? Развязка?
- Как “варится” рассказ?
IV. Домашнее задание.
- Если вам очень понравился рассказ почитайте его дома маме, папе, бабушке, дедушке или даже сестренке и братишке
V. Практическая работа.
- Рассмотрите изображения Гава и щенка в
учебнике, вспомните мультфильм.
- Какой Гав и щенок вам нравится больше?
- Сейчас вы сами попробуете себя в роли
художников.
- Закройте глаза, представьте, что вы держите в
руках пушистый, крохотный комочек.
Нарисуйте его и дайте ему имя (рисование по выбору котенка или щенка).
VI. Итог урока.
- Мы прочитали истории главными героями которых
были кто? (люди или животные).
- Какие это герои?
- Как к ним относится автор?
- А ваше отношение к ним схоже с авторским или оно
другое?
- Кто из героев более, хитрее или даже находчивее?
Почему вы так решили?
- Какие еще произведения литературы вы знаете,
героями которых являются кошки, котята, коты?
- Давайте вспомним, из чего состоит рассказ (завязка,
кульминация, развязка).
- А все это в общей “основе” - сюжете.
VII. Выставка работ учащихся.