Цель: Формировать у детей интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Задачи: Познакомить детей с народным промыслом Дымково, воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, воспитывать чувство цветовой гармонии, художественный вкус, аккуратность при выполнении работы.
Литература:
- Изобразительное искусство и художественный труД: 1-4 кл.: Кн. Для учителя / Б.М. Неменский, Н.В. Гросул и др. – М.: Просвещение, 1991;
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Бахматьева, Г.Т. Соколова, - Ярославль, 2000;
- “Вятский сувенир” / альбом;
- Основы народного искусства. Город мастеров. Дымковская игрушка. Худ. Т. Носова. Изд.: “Мозаика-Синтез”.
Материалы к уроку: эскизы работ, раскраски “Дымковская игрушка”, репродукции изделий дымковских мастеров (“Водоноски”, “Всадник на коне”, “Чаепитие”, “Поездка на санях”).
Оформление доски
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме.
У: Сегодня на уроке мы продолжим нашу большую тему о декоративно-прикладном искусстве. И поговорим об одном замечательном народном промысле. Сказка начинается.
Много веков тому назад на берегу реки Вятки, близ города Вятки, располагалась слобода под названием Дымково. Жили там люди работящие: ловили рыбу, делали глиняные грузила для сетей. Слободчане отличались от других людей весёлостью характера. Они очень любили праздники. Но самый любимый был местный народный праздник, называвшийся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист являлся главной особенностью, главным развлечением. Для этого праздника делали специальные глиняные игрушки, главным образом свистульки. Их лепили красочно и причудливо раскрашивали. Занимались этой работой только женщины и дети.
Костюмированное выступление заранее подготовленных детей:
Игрушкины частушки.
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские.
Кумушки посадские.Дымковские барыни
Всех на свете краше.
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами
Проплываем павами.Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Пётр Синявский
У: Но дымковские игрушки славились не только свистульками, среди них были как небольшие – это уточки-крылатки, барашки, лошадки, всадники на конях, так и более крупные фигуры: барыни, няньки, водоноски, гусары, звери и птицы. А также целые композиции: доярка с коровой, ездок на нартах, запряжённых собаками и оленями. Водоноски были разряжены. Ещё бы! Когда по воду ходили в лучших одеждах. Девушки стремились себя показать кавалерам. Основой праздника являлась игра в игрушки, играли и стар и млад. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили в окна между рамами. И по сей день стоит слобода на реке Вятке, близ города Вятка, и название своё сохранила.
У: Ребята, а что такое
слобода?
Д: Место, где жили и
работали простые люди.
У: Слобода, ребята, это поселение людей, занимавшихся одним и тем же ремеслом (или деятельностью). Например, Гончарная слобода. Как вы думаете, кто селился в этой слободе и чем они занимались?
Д: В Гончарной слободе
селились гончары, которые делали посуду.
У: Какой материал они использовали для
изготовления посуды?
Д: Дерево, глину.
У: Да, из глины они делали посуду. Но прежде чем использовать глиняную посуду, мастера должны были её обжечь в печах. Как вы думаете, а с деревянной посудой можно было проделать такое же?
Д: Нет, она сгорит.
У: Правильно, таким образом, материалом
для изготовления посуды у гончаров была глина.
У: Как вы думаете, а откуда пошло такое
название слободы как Дымково?
Д: В деревне было много дыма,
деревня сильно дымила.
У: А почему?
Д: Часто топили печи.
У: Правильно, ребята. Название слободе
дали дымы от печей, в которых обжигались глиняные
фигурки.
У: А вы знаете, ребята, что каждое
изделие является полностью авторским от комка
глины до росписи, его выполняет один и тот же
мастер.
3. Физ. минутка.
У: Давайте вместе с вами внимательно
посмотрим на репродукции дымковских мастеров.
Какие элементы росписи используют мастера в
дымковской игрушке?
Д: Геометрический узор.
У: Дымковские мастера, ребята,
используют геометрический орнамент. А что такое
орнамент?
Д: Орнамент – это узор.
У: Орнамент – это более строгий,
построенный по определённым законам узор, с
использованием сложных форм и линий.
У: Назовите все используемые элементы
геометрического орнамента.
Д: Круги, линии: прямые, кривые,
замкнутые, точки, четырёхугольники и т.д.
У: Правильно. А теперь давайте посмотрим
на цветовую гамму росписи. Она очень яркая,
красочная и жизнерадостная. Назовите, какие
цвета преобладают в дымковской росписи.
Д: Красный, розовый, оранжевый,
жёлтый, зелёный, синий.
У: А какие цвета являются
дополнительными или, как их ещё называют,
сопутствующими в росписи?
Д: Чёрный и коричневый цвета.
У: Да, ребята, чёрный и коричневый цвета служат для выделения небольших элементов, например копытца, кончики рогов, грива у зверей, носы, уши, глаза… Фон дымковской игрушки – белый.
У: Итак, сейчас мы с вами выступим в роли дымковских мастеров-художников. У вас у каждого на парте уже лежат эскизы игрушек (один из предложенных вариантов эскизов). Вам необходимо создать собственный геометрический орнамент и раскрасить его, как будто вы дымковские мастера.
У: Но вначале давайте вспомним
основные правила художников. Можно ли
раскрашивать по-мокрому? Почему?
Д: Нельзя, так как краски
расплывутся.
У: Если вам необходимо выделить или
нарисовать мелкие детали, какую кисточку вы
возьмёте?
Д: Тонкую кисть.
У: Какой у игрушки будет фон?
Д: Фон у игрушки будет белый.
У: Какие цвета необходимо использовать
для изображения узоров? Перечислите.
Д: Красный, розовый, оранжевый,
жёлтый, зелёный, синий.
У: А как нам с вами получить розовый и
оранжевый цвета?
Д: Розовый получим, если
смешать красный и белый цвета, а оранжевый –
желтый и красный.
У: Итак, на доске для вас будет висеть
плакат-помощник. Если вы забудете, какой цвет
нужно использовать, обратитесь к плакату.
4. Практическая работа.
У: А теперь возьмите свои кисточки, краски и творите. Создайте своё произведение искусства.
Индивидуальная работа детей.
5. Итог.
У: Итак, ребята, давайте посмотрим, что же у нас получилось. Устроим выставку наших эскизов игрушек, то есть произведений декоративно-прикладного искусства.
Работы детей вывешиваются на доску.
У: Все ваши рисунки очень похожи на
произведения настоящих дымковских мастеров.
У: Что нового вы узнали о Дымкове?
Д: В Дымково делали глиняные игрушки, занимались этой работой женщины и дети. Народным праздником был праздник Свистопляска. Люди в Дымковской слободе по характеру были очень весёлыми. В своей росписи они использовали геометрический орнамент. Дымково названо так потому, что слобода часто была затянута печным дымом.
У: Сегодня на уроке мы познакомились с одним из видов народного промысла, с его особенностями, научились правильно использовать цветовую гамму, характерную для Дымково. Теперь при посещении музеев, выставок, где будут предметы народно-прикладного искусства, вы легко найдёте изделия дымковской росписи. На последующих уроках мы познакомимся с другими видами народных промыслов.