Цели урока:
образовательные: Обобщить знания учащихся о природных комплексах, о населении Южной Америки, подвести итоги изучения темы. Проверить знания учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира, населения, их особенностей и распределения по материку. Показать взаимосвязь, взаимообусловленность явлений.
развивающие: Развитие умения творчески подходить к решению самых разнообразных задач, анализировать условия, делать обобщения, выводы. Работать с географическими картами, другими источниками информации. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
воспитательные: Формирование ответственности перед коллективом. Воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие. Воспитание дисциплинированности и самостоятельности.
Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний
Формы и методы урока: Фронтальная работа, индивидуальная, опережающее обучение, коллективная, игровые моменты. Проблемно-поисковый, исследовательский, репродуктивный, наглядный, объяснительный, практический.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Сообщение темы и постановка целей урока. Музыкальный фрагмент «Танго».
II. Фронтальная работа с учащимися.
Викторина «Южная Америка».
Ответьте на вопросы, причем каждый правильный ответ будет оценен в 1 жетон. В конце урока мы подсчитаем жетоны и поставим оценки.
- Верно ли утверждение «Чем севернее, тем холоднее, чем южнее, тем теплее»?
- Вспомните историю открытия Южной Америки. Откуда появились названия «Америка», «индейцы»?
- Почему Амазонка самая многоводная река в мире?
- Охарактеризуйте особенности расового состава населения Южной Америки.
- Что означают термины «метисы», «мулаты», «самбо»?
- На каких языках говорит население Южной Америки?
- Горы Анды одни из самых высоких на Земле, объясните как они появились?
- В каких климатических поясах располагается материк?
- Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающее в районе экватора, имеет густую длинную шерсть?
- С какого океана приносится влага на большую часть территории Южной Америки?
- Что такое сельва?
- Что такое пампа?
- Что такое Патагония?
- Как переводится название дерева кебрачо?
- Как появилось название реки Амазонка?
- Как переводится название столицы Буэнос-Айрес и государства Аргентина?
- Как возникло название государства Бразилия?
- Назовите крупнейшие города?
- Объясните родство пустынь Намиб и Атакама.
- Назовите полезные ископаемые Южной Америки.
- В воды каких океанов впадают реки Южной Америки?
- Приведите доказательства молодости Анд. Что означает их название.
- Какие государства самые крупные?
- Назовите природные зоны материка.
- Назовите низменности Южной Америки.
- Назовите плоскогорье материка.
- Назовите крайние точки континента.
- Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в Южной Америке?
- Какие государства материка не имеют выхода к океанам?
- Самое крупное государство Южной Америки.
- Какой вид спорта наиболее любимый в Южной Америке?
Одновременно с фронтальным опросом идет работа по карточкам.
Карточка № 1
С помощью атласа определите расстояние между городами:
а) от Каракаса до Сантьяго;
б) от Лимы до Бразилиа.
Определите, какая природная зона изображена на рисунке?
Какова хозяйственная деятельность в этой местности?
Карточка № 3
Определите, какая природная зона изображена на рисунке?
Какие животные обитают здесь?
Карточка № 4
С помощью атласа (климатическая карта) определите среднюю температуру января, среднюю температуру июля, количество осадков, преобладающие ветры в районе города Бразилиа.
III. Сообщение учащихся по темам:
- Водопад Анхель;
- Водопад Игуасу;
- Амазонка.
Одновременно проверка работ по карточкам.
IV. Тестовые задания:
А теперь, ребята, обратите внимание на плакаты, где изложен ряд заданий.
1. Выберите из предлагаемого списка животных, которые могут встретиться друг с другом в природных условиях:
- сельвы;
- пампы;
- Патагонии.
Анаконда, утконос, колибри, вискаша, броненосец, страус нанду, ленивец, свиньи-пекари, капибара, лев, шиншилла, тукан, нутрия.
2. Назовите природную зону по следующим признакам:
- плотные заросли кустарников и злаков на малоплодородных почвах;
- животные – вискаша, нутрия, броненосцы;
- климат умеренный, очень сильные ветры.
3. Найдите ошибки в характеристике сельвы:
- на территории выпадает 2000-3000 мм осадков;
- t января +24ºС, t июля +24ºС;
- деревья сбрасывают листья осенью;
- обитают лама, шиншилла, страус нанду.
4. Выберите природные объекты и комплексы, относящиеся к Южной Америке: Мараньон, Атакама, Конго, Парана, Намиб, Патагония, Ориноко, Муррей, Маракайбо, Эйр.
5. Пирарука – это…
- вид рыб в Амазонке;
- растение пампы;
- название реки;
- народность в Центральной Африке.
V. Посылка из Южной Америки
А теперь, ребята, посмотрите, к нам прибыла посылка из Южной Америке «черный ящик». Давайте посмотрим, что здесь находится.
- Баночка кофе.
- Хлопчатник (вата).
- Картофель.
Какое отношение эти предметы имеют к Южной Америке?
Кофе. – Страны Южной Америки одни из основных поставщиков кофе. По производству кофе Бразилия занимает первое место в мире. Деревья кофе имеют 3-4 м высоты. Кофе собирают вручную, а в последнее время стали применять кофеуборочные машины. Каждый плод срывают отдельно. Собранные плоды сушат здесь же на циновках, в небольших кучках они лежат несколько суток, пока не лопнет оболочка. Подсохшие околоплодники удаляют, зерна промывают, полируют и сортируют по качеству. Потом семена выдерживают на складах несколько лет.
Хлопчатник. – Один из видов хлопчатника – перуанский появился из Южной Америке. По качеству даваемого волокна он является одним из лучших. Сейчас этот сорт выращивается в средней Азии, Бразилии, Аргентине, Египте.
Картофель. – Еще индейцы, достигнув плоскогорий между Андами, нашли и стали выращивать клубни дикого картофеля. Постепенно стали появляться культурные сорта. Родиной картофеля считаются плоскогорья Перу и Боливии. Одним из древнейших видов картофеля, который до сих пор пользуется большим успехом, является желтый картофель. Из Южной Америки картофель попал в Европу, а оттуда в Россию.
VI. Работа с картой.
Проверка знания номенклатуры.
Игра «Пинг-понг»
- Гвианское плоскогорье
- река Амазонка
- озеро Маракайбо
- озеро Титикака
- река Парана
- река Ориноко
- Патагония
- Бразильское плоскогорье
- остров Огненная земля
- Магелланов пролив
- Амазонская низменность
- Панамский канал
- Анды
- Ла-Платская низменность
- гора Аканкогуа
- Бразилия
- Аргентина
- Перу
- Чили
- Буэнос-Айрес
VII. Конкурс знатоков.
А теперь давайте вспомним географические объекты, живые организмы, явление на континенте Южная Америка, которые можно назвать «Самыми, самыми».
- Самая полноводная река мира.
- Самая высокая гора Южной Америки.
- Самая крупная птица в Андах.
- Самая опасная рыба Амазонки.
- Самая маленькая птица сельвы.
- Самая крупная змея.
- Самое крупное озеро.
- Самая засушливая пустыня в мире.
- Самый высокий водопад.
- Самый мощный водопад.
- Самый широкий пролив в мире.
- Самое крупное высокогорное озеро.
- Крайние точки материка.
- Самая большая равнина (низменность) Южной Америки.
- Самое медленное млекопитающее.
- Самое большое водное растение, диаметр листьев 2 м.
VIII. Выставление оценок.
Подсчет баллов, набранных за урок, выставление оценок.
IХ. Домашнее задание:
Составить кроссворды по пройденной теме.