Исследовательский метод в содержании учебной деятельности в процессе изучения экономики в 9–11-х классах

Разделы: Экономика


(Компьютерная презентация представлена в приложении 1)

Главным в содержании образования является социальный заказ. Совокупным социальным заказчиком можно назвать саму жизнь. Никакая школа не может выполнить требования всех социальных заказчиков, поскольку их интересы не совпадают. Поэтому любое образовательное учреждение обязано четко определить свое предназначение, свою миссию, получить определенный миссией статус, объявить потенциально возможные результаты образования (хотя бы в виде характеристики выпускника) и занять свое место, нишу в территориальной (районной, городской, региональной) образовательной системе.

Особенно значимым для развития подходов к обучению является изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека. Для этого необходимо школе определить, какие технологии и какой инструментарий будет использовать школа в процессе обучения. Таким образом, можно сказать, что содержание образования реально существует в самом процессе обучения.

Отсюда закономерно возникают вопросы: какими должны быть образовательные программы; каковы требования к программам, технологиям и методикам, применяемым в отдельной образовательной системе; что лежит в основе всех учебных программ школы?

Учитывая главное требование времени, - способность к правильному жизненному выбору, мобильность и умение удовлетворять свои потребности при помощи своих внутренних ресурсов, наша школа в своей образовательной концепции четко определила результат обучения - это создание "самостоятельного, самодеятельного человека, опирающегося на науку и культуру как на свой внутренний мир". В связи с этим в школьный учебный план были включены некоторые учебные курсы, которые изучаются за счет вариативной части учебного плана.

Каждый курс имеет свое назначение и место в целом комплексе учебных дисциплин. А так как сегодня встала необходимость введения таких курсов, которые создавали бы для учащихся возможность занимать активную, т.е. инициативную позицию в учебном процессе, то основной формой организации учебного процесса должна быть ситуационная форма. Все эти курсы объединяет единая цель - это формирование у учащихся исследовательского отношения к миру. Для преемственности и целенаправленного развития учебной деятельности в школе создана система мониторинга обще учебных умений и навыков учащихся по параллелям.

Свое место и назначение имеет курс "Экономика". Экономическую культуру можно формировать за счет целого комплекса общественных наук: истории, философии, права, обществознания, экономической географии и др., но все-таки центральное место в решении данного вопроса необходимо отвести экономике. Тем более что сегодня овладение экономическими знаниями становится одним из решающих условий достижения жизненного успеха. С этой точки зрения особенно значима роль преподавания экономики в старших классах. Предмет "Экономика" дает возможность старшеклассникам определить функции, которые присущи отдельным субъектам экономики в экономическом процессе и тот тип отношений, который существует между этими субъектами. Таким образом, изучение данного предмета ориентировано на выработку навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях и умения самоопределяться в них, что очень актуально сегодня.

Поэтому программа по данному предмету должна четко обозначить результат обучения экономике в 9-11-х классах, для чего и необходимо понять, какой должна быть программа.

Для самоопределения мы, учителя экономики, должны были провести исследования по отношению к своей педагогической деятельности. Во-первых, это поиск своей технологии организации процесса обучения. А во-вторых, необходимо было определить для себя, насколько мы сами соответствуем тем параметрам, которые стремимся закладывать в учениках в процессе обучения, одним из которых является коммуникативная культура. Т.е. мы должны провести исследование по определению уровня своей коммуникативной культуры. Очень важно, чтобы учитель умел осуществлять исследовательские процедуры относительно собственной педагогической деятельности. Благодаря этому он будет осознавать свое предназначение, сможет построить отношения с другими сферами деятельности, ориентироваться относительно того, как будет идти формирование, складывание (и каких именно?) ценностей, интеллектуальных и физических качеств своих выпускников (не интуитивно).

Таким образом, исследовательские процедуры учителя являются одним из главных компонентов содержания образования на современном этапе.

В данный момент в своей школе мы провели апробацию ранее выбранной программы "Junior Achievement" и соотнесли программу с социальным запросом и целью школы, после чего мы пришли к выводу о необходимости создания своей собственной программы. Мотивацию данного решения можно описать через элементы исследовательских процедур.

1. Апробация про граммы "Junior Achievement"

Что привлекло в ней?

Принцип "Учимся, делая", Т.е. использование активных форм обучения деятельностный подход.

Какие сделаны наблюдения?

Экономические лаборатории, практикумы, задачи, вопросы для обсуждения и Т.д. дают возможность ученику формировать собственную позицию в отношении экономической политики государства, но как проверить, что изучение именно данного курса даст гарантию того, что учащиеся смогут самостоятельно осуществить правильно выбор в жизни и нести за него ответственность.

Что делать дальше?

Исходя из основного содержания экономического образования, которое является деятельностным и практикоориентированным, необходимо включить ученика в такую деятельность, которая была бы практикоориентированной. А также экономическую теорию необходимо использовать не только для объяснения экономических явлений, но и всех сфер жизнедеятельности человека.

К чему привели поиски?

1. Представление школьного предмета "Экономика" как знаковой системы. Изучаемый предмет должен быть представлен стрех сторон:

  • как система значений и понятий (в данном случае как экономический язык;
  • как система осмысленных действий (экономическая деятельность);
  • как система проблем для исследования (как среда для создания экономического знания).

Подобная организация учебного предмета создает условия для порождения экономического мышления (в отличие от порождения экономических техник), что и является основной целью курса. Таким образом, программа изучения предмета предполагает не только ознакомление с основными экономическими понятиями и концепциями, формирование представлений об экономических закономерностях, но и предполагает организацию какой-то практической деятельности, а главное - создание условий для осознанного использования изучаемого материала в учебной деятельности и в любой жизненной ситуации.

2. Главное средство для реализации изучаемого материала - написание бизнес - плана в течение двух лет изучения экономики (10-11 кл.)

3. Использование принципа поискового режима для освоения каждого типа ситуации на уроке, что способствует наполнению целостного личного опыта ученика. Формирование личного опыта учащегося происходит за счет осуществления следующих видов поисков:

  • интеллектуально-познавательного (поиск нового знания); коммуникативно- познавательного (выработка собственной позиции);
  • моделирующего (поиск инструментальных ориентиров по отношению к имитируемой ситуации); эмоционально-личностного (выработка и проживание ценностных ориентаций).

4. Привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности по предмету.

5. Создание своей системы контроля, которая должна учитывать, в первую очередь, не информированность учащихся, а умения описывать тот путь исследования, который проделал сам ученик.

Таким образом, для учителя очень важно то, насколько у ученика сформировано исследовательское отношение к миру, может ли он вычленять и понимать суть проблемы и выражать свое отношение к ней.

Но, с другой стороны, и для самого ученика не менее важно исследовательское отношение учителя к миру. Исходя из научной традиции, заложенной Л.С. Выготским, мы воспринимаем процесс обучения как сотрудничество более опытного человека с менее опытным (опираясь на зону ближайшего развития), благодаря которому происходит приобщение к культуре. Таким образом, можно дать определение исследовательской деятельности учащихся как творческому процессу совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культуры, результатом которой является формирование мировоззрения. Для этого учитель должен задавать формы и условия исследовательской деятельности, что должно способствовать формированию у ученика внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции. Задача учителя в исследовательской деятельности не вести ученика "за руку" к ответам на вопросы, которые ставит наша жизнь и которые возникают в ходе обучения, а найти решение совместно с учеником. Принцип равноправия при сотрудничестве в исследовательской деятельности - главный принцип. Благодаря такому сотрудничеству (более опытного человека с менее опытным) добытые знания ученик принимает для себя как истинные и перенимает опыт проведения исследовательских процедур у учителя.

Поэтому можно утверждать, что в процессе исследовательской деятельности осуществляется трансляция культурных ценностей, что способствует формированию мировоззрения. Для осуществления выше указанной миссии учитель должен сам обладать высоким уровнем коммуникативной культуры. Вот почему так важно проводить исследовательские процедуры и в данном направлении, Т.е. по определению уровня коммуникативной культуры у самого учителя.

2. Коммуникативная культура педагога

Успех реализации программы "Экономика как знаковая система" зависит во многом от того, как сам учитель владеет коммуникативными умениями и навыками и исследовательскими процедурами.

Одна из целей программы: создание условий для усовершенствования коммуникативных умений и навыков у учащихся. Т.е. учитель должен уметь задавать разные ситуации и осваивать каждую ситуацию вместе с учащимися, где на помощь ему и приходят его коммуникативные умения. Овладеть коммуникативной культурой с помощью теории нельзя, нужна постоянная практика.

Коммуникативная практика учителя

Участие в семинарах, педсоветах, конференциях и т.д.

Ситуационная форма организации урока

Через данную практику происходит систематическое осмысление, осознание своих коммуникативных действий, оценивание их гуманности, конструктивности по отношению к ученикам, коллегам и т.д.

Повышая свой уровень коммуникативной культуры, учитель может справиться с одной из главных трудностей в учебном процессе - это формирование у ученика внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции.

Какими коммуникативными навыками и умениями должен владеть сам педагог?

  • Умение организовать работу в группах.
  • Умение построить конструктивный диалог.
  • Умение устанавливать психологический контакт.
  • Умение выстраивать гармоничные межличностные отношения.
  • Свободно владеть языком предмета.

Именно эти умения являются, в первую очередь, показателями уровня коммуникативной культуры учителя. Но учитель может осуществлять исследовательские процедуры по двум направлениям.

В данный момент речь шла о том случае, когда мы, учителя экономики, осуществляли определенные исследовательские процедуры на этапе формирования своего опыта организации учебного процесса в виде методических предписаний. Но исходя из основных принципов построения процесса обучения экономике в нашей школе, когда учитель выступает на уроке в роли консультанта, когда в основу процесса обучения заложен принцип равноправия между учеником и учителем, мы осуществляем исследовательские процедуры одновременно и в другом направлении, являющемся дополнением к предыдущему исследованию, а именно: учителя экономики проводят исследовательские процедуры в учебном процессе совместно с учащимися в рамках содержания учебного предмета. В данном направлении делается акцент на анализ исследовательской деятельности ученика: понимает ли ученик проблемы, цели и задачи исследования, а также ход и результаты исследования, может ли овладеть ходом исследования только через собственный опыт, следует ли традициям миропонимания, которые существуют в данной культуре, и традициям взаимодействия, характерным для данной социальной общности. Главным результатом совместной исследовательской деятельности ученика и учителя является воспроизводство исследовательских умений и навыков у ученика.

Исследовательские процедуры учителя

Область
исследования

Педагогическая деятельность

Содержание учебного предмета

Объект

Педагогическая культура учителя

Цель

Решение проблем

Формирование исследовательских приемов (способов) у учащихся, а также приобретение
новых и совершенствование старых исследовательских приемов у учителя

Способ

Рефлексия

Консультирование учащихся по проведению исследования

Результат

Методическое предписание

Воспроизводство исследовательских умений и навыков.

Практика показала, что процесс отслеживания у учащихся исследовательских отношений к миру является длительным. Основными показателями данного параметра являются:

  • успешные результаты участия в научно-практических конференциях;
  • самостоятельный выбор и поступление в ВУЗ, самоопределение в ВУЗе;
  • самоопределение в жизни.

Из опыта проведенной работы можно утверждать, что исследовательская деятельность способствует обновлению содержания образования - это усовершенствование педагогической технологии (так, в нашей школе - это организация процесса изучения курса "Экономика" как Знак) и формирование мировоззрения учащихся, понимающее, исследовательское отношение ко всему миру.

Таким образом, исследовательский подход, который заложен в основу курса "Экономика" в 9-11-х классах, дает дополнительные возможности учащимся стать в конечном итоге более ответственными гражданами, подготовить их к активному участию в экономической жизни страны и в жизни гражданского общества в целом.

Программа курса "Экономика" ориентирована на социальный заказ. Освоение данной программы учащимся дает главный положительный результат: учащиеся (выпускники) могут самостоятельно осуществлять выбор и нести за него ответственность.

(Компьютерная презентация представлена в приложении 1)