Цель: Создать условия для эстетического восприятия произведений анималистического жанра и его духовной соединённости с человеком.
Задачи:
- Познакомить учащихся с произведениями анималистического жанра.
- Учить пониманию художественно-эстетических особенностей картин.
- Развивать навыки восприятия произведений анималистического жанра, умение находить красоту, гармонию во внешнем облике животных.
- Воспитывать интерес к данному жанру, духовную соединённость человека и животного.
Оборудование: слайдовая презентация (приложение № 3)
- Бизон из пещеры Альтамира в Испании. (Рисунок № 1)
- Сфинкс. (Рисунок № 2)
- Пиросманашвили Н. “Олень”. (Рисунок № 3)
- Снейдерс Ф. “Охота на оленя”. (Рисунок № 4)
- Труайон К. “Пастух”. (Рисунок №5)
Репродукции:
- Наскальный рисунок “Лошадь из пещеры Ласко” Франция. (Рисунок № 6)
- Картина Г. Айтиева “Полдень на Иссык - куле”. (Рисунок № 7)
Схема “Особенности анималистического жанра”. (Приложение № 2)
Текст рассказа Л. Толстого “Слон”. (Приложение № 1)
- Скульптуры: “Скульптура льва” Пекин, “Скульптура поросенку” г. Ромны. (Рисунок № 9, № 8)
- Декоративно – прикладное творчество: Ватагин “Пингвин с птенцом”. (Рисунок № 10)
- Книжная графика. (Рисунок № 11)
Раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся: репродукция скульптурной конной группы П. Клодта на Аничковом мосту, иллюстрация к русской народной сказке “Кот и Лиса”,
Ход урока
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Результат. |
1.Вхождение в тему.
2. Постановка проблемы.
3-4. Показ решения проблемы. Выделение необходимых навыков.
5. Выделение недостающих знаний.
6. Получение знаний.
7. Формулировка самостоятельного задания для учащихся.
8. Самостоятельная работа.
9. Анализ работ.
11. Домашнее задание. |
Здравствуйте! Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоряд картин. Показ видеоряда картин (приложение № 3, рисунки 1-5) - Что на ваш взгляд объединяет все эти произведения? Тема нашего урока звучит так: “Люди и звери”. - Скажите, все просмотренные вами изображения принадлежат к одной какой-либо исторической эпохе? - Значит, животных люди изображали в разные исторические эпохи. - Почему люди так стремились запечатлеть образ
животных? Показ наскального рисунка “Лошадь из пещеры Ласко” Франция. (Приложение № 3, рисунок № 6) - Проанализируем это изображение: *идея произведения. (магическое изображение, чтобы убить зверя, чтобы не ушли с данной территории, поклонение как покровителю племени, добывание пищи) *цветовое решение. *особенности изображения (простые, стилизованные, без прорисовки деталей, в натуральную величину, иногда нет пропорций) - Похожи ли эти рисунки на рисунки настоящих художников? - А на рисунки кого они похожи? - Давайте рассмотрим другую картину. Показ репродукции картины Г. Айтиева “Полдень на Иссык - куле”. (Приложение № 3, рисунок № 7) - Можно ли так же воспринимать и относиться к картине Г. Айтиева? - Почему у вас к этой картине другое отношение? *композиция картины (мирное существование животных на фоне природы) *цветовое решение. *особенности изображения (тщательная прорисовка деталей, характерные особенности животного). - Я согласна с вашим мнением. - Почему изображение животных так существенно изменилось? Причины такого изменения? Появляется специальный жанр в изобразительном искусстве, который называется анималистический (от лат. слова animal - животное). В нём ведущим мотивом является изображение животных. Анималистический жанр появился в Китае в 8 веке. В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц, но европейский анималистический жанр сформировался в 17 веке в искусстве Голландии. Его родоначальником считается Паулюс Поттер. Как называют художника, работающего в этом жанре? - Почему все произведения до этого времени (17 век) не объединялись в аналитический жанр? Каковы отличительные особенности анималистического жанра? (приложение № 2) Учащимся предлагается поработать со схемой. (объясняя значение особенностей)
- Для чего нужны были такие изображения?
Учитель предлагает создать 4 группы для самостоятельной работы. Каждая группа получает репродукцию картины в анималистическом жанре. (раздаточный материал) Задание: применяя схему как образец, проанализируйте и ответьте на вопрос: что хотел художник показать, выразить своим произведением, Какие отношения должны быть у человека и животного по вашему мнению. Учитель наблюдает за самостоятельной работой
групп.
Учитель участвует в аналитической работе групп. - Как вы думаете, анималистический жанр существует только в изобразительном искусстве? - Где ещё можно встретить произведения, принадлежащие к анималистическому жанру? (литература, скульптура, народное творчество (сказки), книжная графика (иллюстрации детских книг), декоративно-прикладное искусство, театр, музыка) Я прочту вам рассказ Л. Толстого “Слон”, а вы попытайтесь охарактеризовать отношения человека и животных. (приложение № 1) Что автор пытался выразить, показать нам в своем произведении? Показ произведений анималистического жанра в скульптуре, декоративно-прикладном творчестве (Приложение № 3, рисунки № 8 - 11) - Сегодня мы с вами продуктивно поработали, но смогли ли мы ответить на вопросы урока: Почему люди так стремились запечатлеть образ животных? Что они хотели этим показать, выразить, сказать другим людям, вам? Чтобы правильно понять произведение, что для этого нужно нам знать? Каковы отношения человека и животных? Хотелось ли вам поближе познакомиться с произведениями других художников-анималистов? Учитель объявляет окончание урока и благодарит учеников за работу. Нарисовать животное или иллюстрацию к сказке о животных, учитывая особенности анималистического жанра. |
Ученики просматривают картины.
- Они изображают животных. Записывают тему урока. Нет, они написаны в разные исторические эпохи.
Учащиеся рассматривают рисунок, отвечают на вопросы.
Ученики: магическое изображение.
Ученики: черные, красные, желтые, коричневые. Нет. Детей.
Учащиеся рассматривают картину, отвечают на вопросы. Нет.
Мирное существование животных на фоне природы. Более реалистичное изображение, на фоне
пейзажа, пропорции, перспектива, повадки
животных.
Запись в тетрадь.
Пейзаж – пейзажист, Портрет – портретист, анимал – анималист. Они были связаны с религиозными верованиями народа.
Отразить взаимоотношения людей, не обидев
напрямую этих людей. Критиковать чиновников,
правителей через аллегории. Ученики слушают задание, образуют четыре группы, распределяют между собой иллюстративный материал.
Выполняется самостоятельная работа. Затем каждая группа презентует полученные результаты деятельности. Результаты анализируются, выявляется, что получилось.
Повадки, пластику животного отношения людей. Нужно знать особенности произведения чтобы правильно его понять. Друзья, враги, безразличие.
Записывают задание в дневники. |
Введение в атмосферу урока.
Развитие умения сравнивать, находить общие признаки.
Возникновение проблемы, настрой на её разрешение.
Развитие умения выделять логическую связь между информационными объектами.
Развитие навыков коммуникативной деятельности.
Развитие навыков учебного сотрудничества в группах, реализация коммуникативных способностей. Реализация теоретических знаний в практике. Развитие навыков самостоятельной работы, умения получать результаты, презентовать их в учебной аудитории. Реализация умения анализировать собственную учебную деятельность.
Развитие навыков аналитической деятельности, умения выражать свои идеи.
Формирование способности находить перспективу развития идей урока. |