Урок произношения по теме "Активизация [т] в слогах, словах, предложениях, связной речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепление навыков различения на слух и правильного произношения [т] в слогах, словах, предложениях, связанной речи;
  • Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова;
  • Уточнение и пополнение словарного запаса;
  • Развитие внимания и памяти.

Оборудование: свистульки для дыхательной гимнастики, профиль звука [т], предметные картинки, схемы для анализа и составления предложений, кружки для звукового анализа слова, мягкие игрушки: собачка и котик.

Ход урока

I. Оргмомент.

Психогимнастика.

  • Изобразите собачку по кличке Тобик, который мокнет под дождём. Нам жалко Тобика. (Учитель выставляет игрушку).
  • Изобразите провинившегося кота по кличке Пит, которого наказала хозяйка.
  • Покажите, как уныло они бредут по улице, какое грустное у них настроение.
  • А теперь улыбнитесь, ваша улыбка поднимет им настроение.

II. Артикуляционная гимнастика.

1. “Улыбка”.

Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счёта “пяти”, затем вернуть губы в исходное положение.

2. “Лопатка”.

Широкий язык положить на нижнюю губу, удержать язык в таком положении до “пяти”, закрыть рот, проглотить слюну.

3. “Вкусное варенье”.

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

4. “Дятел”.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами звонко, отчётливо и многократно повторяя: д-д-д. (Темп убыстряется быстрее)

5. Дыхательная гимнастика.

А теперь, ребята, мы глубоко подышим. Возьмите свистульку. На счёт “раз” - наберите в лёгкие воздуха через нос, не поднимая плеч, на счёт “два” - сделаем плавный выдох.

III. Работа над новым материалом.

1) Сообщение темы.

Это Тобик, а это Пит. Кто это? Произнесём клички животных.

- Какой одинаковый звук услышали в этих словах? (Звук [т]).

Сегодня мы вместе с Питом и Тобиком будем различать и произносить звук [т].

2) Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

а) Артикуляционный уклад по профилю. (Профиль).

- Ребята, давайте поучимся правильно произносить звук [т].

Зубы сближены, но не сомкнуты. Губы в положении следующего за [т] гласного. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам и образует смычку. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки. Голосовые связки не напряжены, голос не образуют.

б) Произношение изолированного звука хором и по одному.

в) Характеристика звука.

- Что делает наш язык, когда мы произносим звук [т]? (Стучит по бугоркам за верхними зубами).
- Попробуем спеть звук [т]. (Он не поётся).
- Положите ладошку на горло и ещё раз произнесём звук [т]. Голосок поёт или спит? (Спит).
- Вы догадались, какой это звук? Дайте характеристику. (Согласный, глухой, твёрдый).
- Каким кружочком обозначим звук [т]? (Помещаем синий кружок в синий домик).

3) Развитие фонематического восприятия звука [т].

Игра “Поймай звук”.

(Учитель произносит звуки, а дети, услышав звук, приседая, хлопают в ладошки).

4) Произношение звука в слогах. Развитие внимания и памяти.

а) Игра “Составь слог”.

- Помогите коту Питу составить слоги.

(Учитель вызывает ребёнка и говорит, какой звук он будет изображать).

Например: Данил – [т], Оля – [а].

- Какой получим слог? (та).

Произносим слог та по образцу с ударением.

Далее аналогично составляем слоги: то, ту, ты.

Произносим с ударением на определённый слог по образцу учителя.

б) Придумайте слова со слогом та. (Парта, танец, тазик, кофта, вата, тарелка, ворота, газета, карета, черта).

- Молодцы, вы научили Пита придумывать слова.

5) Работа над словом.

а) Слого – звуковой анализ слова.

- Помогите нашему другу Тобику составить новое слово.
- Посмотрите на картинки. (Учитель выставляет картинки на доску).

Выделите первый звук в каждом слове. Составьте новое слово.

Картинки: улитка, труба, кот, арбуз.

- Какое новое слово получилось у вас? (Утка). (Выставляется картинка).
- Давайте длинной полоской обозначим полученное слово. Произнесём хором это слово. А теперь хлопками определим, сколько в этом слове слогов.
- Назовите первый слог. Выделите каждый звук. Дайте характеристику каждому звуку. (Обозначение соответственным по цвету кружочко).
- Работа со вторым слогом аналогично.
- Произнесём слово с ударением. Назовите ударный слог.
- Молодцы, ребята, у вас получилась и эта работа!

Физминутка.

В руки скрипочку мы взяли,
На ней нежно заиграли:
Вот так, вот так.
Мы на скрипочке играли,
Скрипачей изображали.
Взяли в руки барабан,
Заиграли: “Там! Там! Там!”
На барабане заиграли –
Барабанщиками стали.
Поднесём к губам трубу,
Заиграем: “Ту! Ту! Ту!”
Громко на трубе играли –
Трубачей изображали.
А теперь на балалайке:
“Трень-брень, трень-брень!”
Вот какой весёлый день.

б) Выделение звука [т] в словах. (Коллективная работа).

- Кто это? (Утка).

Произнесём слово хором. Определите, где в слове находится звук [т]?

в) Выделение звука [т] в словах. (Индивидуальная работа).

- Посмотрите на картинки, которые приготовили для вас ваши друзья. Определите место звука в слове.
- Выставить на доску слова, в которых звук [т] в начале, в конце, в середине.
- Назвать все слова. (По одному, хором). (Нитки, туфли, тарелка, кот, бинт, вата, лото, билет, самолёт).
- Молодцы, ребята, я рада за вас.

г) Игра на внимание и развитие памяти “Что пропало?”

6) Произношение звука [т] в предложениях.

а) Составление предложения по образцу учителя.

Я подарю Тобику лото.

б) Составьте по схеме предложение со словом “туфли”.

Например: Мама мне купила туфли. У мамы новые туфли. У меня красивые туфли.

Анализ одного из предложений: назвать каждое слово.

7) Произношение звука [т] в связной речи.

- Сегодня на уроке мы подружились с Тобиком и Питом.
- Давайте поучим их произносить звук [т] в связной речи, проговорим пословицу и объясним её значение.

Там где дружат – живут, не тужат.

Итог урока.

- С каким звуком мы работали на уроке? Произнесём этот звук.
- Давайте вспомним клички друзей, которые были с нами на уроке.
- Как зовут собачку? (Тобик).
- Где в слове звук [т]?
- Как зовут котика? (Пит).
- Где в слове звук [т]?
- Ребята, вы сегодня многому научили Тобика и Пита. Они благодарны вам.