Цели:
- Закрепление навыков различения на слух и правильного произношения [т] в слогах, словах, предложениях, связанной речи;
- Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова;
- Уточнение и пополнение словарного запаса;
- Развитие внимания и памяти.
Оборудование: свистульки для дыхательной гимнастики, профиль звука [т], предметные картинки, схемы для анализа и составления предложений, кружки для звукового анализа слова, мягкие игрушки: собачка и котик.
Ход урока
I. Оргмомент.
Психогимнастика.
- Изобразите собачку по кличке Тобик, который мокнет под дождём. Нам жалко Тобика. (Учитель выставляет игрушку).
- Изобразите провинившегося кота по кличке Пит, которого наказала хозяйка.
- Покажите, как уныло они бредут по улице, какое грустное у них настроение.
- А теперь улыбнитесь, ваша улыбка поднимет им настроение.
II. Артикуляционная гимнастика.
1. “Улыбка”.
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счёта “пяти”, затем вернуть губы в исходное положение.
2. “Лопатка”.
Широкий язык положить на нижнюю губу, удержать язык в таком положении до “пяти”, закрыть рот, проглотить слюну.
3. “Вкусное варенье”.
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.
4. “Дятел”.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами звонко, отчётливо и многократно повторяя: д-д-д. (Темп убыстряется быстрее)
5. Дыхательная гимнастика.
А теперь, ребята, мы глубоко подышим. Возьмите свистульку. На счёт “раз” - наберите в лёгкие воздуха через нос, не поднимая плеч, на счёт “два” - сделаем плавный выдох.
III. Работа над новым материалом.
1) Сообщение темы.
Это Тобик, а это Пит. Кто это? Произнесём клички животных.
- Какой одинаковый звук услышали в этих словах? (Звук [т]).
Сегодня мы вместе с Питом и Тобиком будем различать и произносить звук [т].
2) Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
а) Артикуляционный уклад по профилю. (Профиль).
- Ребята, давайте поучимся правильно произносить звук [т].
Зубы сближены, но не сомкнуты. Губы в положении следующего за [т] гласного. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам и образует смычку. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки. Голосовые связки не напряжены, голос не образуют.
б) Произношение изолированного звука хором и по одному.
в) Характеристика звука.
- Что делает наш язык, когда мы произносим звук
[т]? (Стучит по бугоркам за верхними зубами).
- Попробуем спеть звук [т]. (Он не поётся).
- Положите ладошку на горло и ещё раз произнесём
звук [т]. Голосок поёт или спит? (Спит).
- Вы догадались, какой это звук? Дайте
характеристику. (Согласный, глухой, твёрдый).
- Каким кружочком обозначим звук [т]? (Помещаем
синий кружок в синий домик).
3) Развитие фонематического восприятия звука [т].
Игра “Поймай звук”.
(Учитель произносит звуки, а дети, услышав звук, приседая, хлопают в ладошки).
4) Произношение звука в слогах. Развитие внимания и памяти.
а) Игра “Составь слог”.
- Помогите коту Питу составить слоги.
(Учитель вызывает ребёнка и говорит, какой звук он будет изображать).
Например: Данил – [т], Оля – [а].
- Какой получим слог? (та).
Произносим слог та по образцу с ударением.
Далее аналогично составляем слоги: то, ту, ты.
Произносим с ударением на определённый слог по образцу учителя.
б) Придумайте слова со слогом та. (Парта, танец, тазик, кофта, вата, тарелка, ворота, газета, карета, черта).
- Молодцы, вы научили Пита придумывать слова.
5) Работа над словом.
а) Слого – звуковой анализ слова.
- Помогите нашему другу Тобику составить новое
слово.
- Посмотрите на картинки. (Учитель выставляет
картинки на доску).
Выделите первый звук в каждом слове. Составьте новое слово.
Картинки: улитка, труба, кот, арбуз.
- Какое новое слово получилось у вас? (Утка).
(Выставляется картинка).
- Давайте длинной полоской обозначим полученное
слово. Произнесём хором это слово. А теперь
хлопками определим, сколько в этом слове слогов.
- Назовите первый слог. Выделите каждый звук.
Дайте характеристику каждому звуку. (Обозначение
соответственным по цвету кружочко).
- Работа со вторым слогом аналогично.
- Произнесём слово с ударением. Назовите ударный
слог.
- Молодцы, ребята, у вас получилась и эта работа!
Физминутка.
В руки скрипочку мы взяли,
На ней нежно заиграли:
Вот так, вот так.
Мы на скрипочке играли,
Скрипачей изображали.
Взяли в руки барабан,
Заиграли: “Там! Там! Там!”
На барабане заиграли –
Барабанщиками стали.
Поднесём к губам трубу,
Заиграем: “Ту! Ту! Ту!”
Громко на трубе играли –
Трубачей изображали.
А теперь на балалайке:
“Трень-брень, трень-брень!”
Вот какой весёлый день.
б) Выделение звука [т] в словах. (Коллективная работа).
- Кто это? (Утка).
Произнесём слово хором. Определите, где в слове находится звук [т]?
в) Выделение звука [т] в словах. (Индивидуальная работа).
- Посмотрите на картинки, которые приготовили
для вас ваши друзья. Определите место звука в
слове.
- Выставить на доску слова, в которых звук [т] в
начале, в конце, в середине.
- Назвать все слова. (По одному, хором). (Нитки,
туфли, тарелка, кот, бинт, вата, лото, билет,
самолёт).
- Молодцы, ребята, я рада за вас.
г) Игра на внимание и развитие памяти “Что пропало?”
6) Произношение звука [т] в предложениях.
а) Составление предложения по образцу учителя.
Я подарю Тобику лото.
б) Составьте по схеме предложение со словом “туфли”.
Например: Мама мне купила туфли. У мамы новые туфли. У меня красивые туфли.
Анализ одного из предложений: назвать каждое слово.
7) Произношение звука [т] в связной речи.
- Сегодня на уроке мы подружились с Тобиком и
Питом.
- Давайте поучим их произносить звук [т] в связной
речи, проговорим пословицу и объясним её
значение.
Там где дружат – живут, не тужат.
Итог урока.
- С каким звуком мы работали на уроке?
Произнесём этот звук.
- Давайте вспомним клички друзей, которые были с
нами на уроке.
- Как зовут собачку? (Тобик).
- Где в слове звук [т]?
- Как зовут котика? (Пит).
- Где в слове звук [т]?
- Ребята, вы сегодня многому научили Тобика и
Пита. Они благодарны вам.