Урок русского языка во 2-м классе (по системе Л.В. Занкова) по теме "Родовые окончания имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. В совместной деятельности сделать вывод о родовых окончаниях имен прилагательных; учить применять правило в практической ситуации.
  2. Развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы; распознавать род имен прилагательных по окончанию.
  3. На основе предлагаемых разнообразных заданий способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка для 2 класса, автор Полякова А.В., кроссворд для проверки домашнего задания, карточки для индивидуальной работы, карточка со словом “молоко”, конверты с родовыми окончаниями имен прилагательных для работы в парах, сигнальные карты, карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент. Настройка на работу.

2. Проверка домашнего задания. Детям раздавались кроссворды с заданием:

Вычеркните словарные слова - название предметов на рисунке, как вычеркнуто слово “сердце”. Из оставшихся букв сложите новое словарное слово. Подберите подходящие к ним имена прилагательные, запишите словосочетания. Определите число и род имен прилагательных.

- Начнем урок с проверки домашнего задания. Параллельно проводится индивидуальная работа (4-5 учеников) в виде теста:

Тест “Имя прилагательное”.

1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) Кто? Что?
б) Какое? Какая?
в) Что делает? Что сделал?

2. Имя прилагательное обозначает:

а) действие предмета;
б) предмет;
в) признак предмета

3. Имя прилагательное

а) изменяется по родам и числам;
б) не изменяется по родам;
в) изменяется только по числам

4. Найди имя прилагательное

а) похолодало;
б) холод;
в) холодный

5. Вставь пропущенные орфограммы. Найди словосочетания существительных с именами прилагательными и определи род.

Последние дни ст.яла ясная п.года.
Повеяло тёплым ветром.
По овра.кам б.гут в.сёлые руч.и.
Заз.л.нела м.л.дая тра.ка.
Звонко зв.нит г.л.сок малиновки.

- Что было задано?
- Посмотрим, какие словарные слова вы нашли, какие получились словосочетания. (Дети комментируют выполнение домашней работы).
- Какое правило использовали?
- Какое словосочетание лишнее? (Высокие деревья).
- Почему? (Нельзя определить род у имени прилагательного, так как оно стоит во множественном числе.)
- Какое новое словарное слово нашли? (Молоко)
- Запишите, выделите орфограммы. (Слово “молоко” вывешивается на доску).
- Что вы можете сказать о нем? (Имя существительное, нарицательное, неодушевленное, трехсложное, т.к. три гласных, третий слог ударный и т.д.)

а) Игра “Да - нетка”.

- Я задумала правило. Какое? (Имя прилагательное-это часть речи, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета).
- От слова “молоко” образуйте прилагательные всех трех родов. (Молочная, молочный, молочное).
- Какую работу мы можем выполнить? (Определить род).
- Что вам помогло определить род у имен прилагательных? (Вопросы)
- Что интересного заметили? (Разные окончания).
- Скажите, можно ли определить род имен прилагательных без имен существительных?

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: “Какие родовые окончания бывают у имен прилагательных?”.

4. “Открытие” нового знания.

а) Работа в парах.

– Для этого я предлагаю вам работу в парах. У вас на столах лежат конверты. Откройте их. Что это? (в конвертах находятся окончания имен прилагательных: - ой, - ый, - ий, - ая, - яя, - ое, - ее, - ые, - ие).

- На какие группы можем разделить окончания? (По родам, числам).
- Попробуйте. (У доски 2 ученика). Появляется таблица:

М.р. Ж.р. Ср.р. Мн.ч
-ой -ая -ое -ые
-ый -яя -ее -ие
-ий      

б) Самопроверка. Обсуждение.

- Что вам помогло? (Вопросы. Затруднения могут вызвать окончания – ие, - ые, необходимо обратить внимание на то, что это окончания множественного числа - нет рода).
- Какой можно сделать вывод? (Дети формулируют правило с опорой на таблицу).
- Откройте учебник на странице 43. Что важное увидели? (Правило)
- Прочитайте его. (Чтение вслух, формулировка вывода о родовых окончаниях имен прилагательных)

5. Работа по сигнальным картам.

а) Игра “Ловлю ошибку”.

Задание: определить род имен прилагательных. Зачитываются слова. Дети поднимают сигнал, соответствующий по цвету данному роду.

ЖИВОЙ, БОЛЬНОЕ, ЛЕНИВАЯ, МАЛИНОВЫЙ, РАННЕЕ, МЕЛКИЕ, СИНЯЯ, ПРАЗДНИЧНОЕ.

- Вы были внимательными. Что помогло вам справиться с заданием?

6. Физпауза.
7. Первичное закрепление.

а) Выполнение упражнения № 330 (с. 43)

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? При выполнении упражнения используйте таблицу. (Самостоятельное выполнение).

б) Проверка.

- Прочитайте, что у вас получилось.
- Кто сумел выполнить задание правильно?
- Кто допустил ошибку?
- Каким правилом пользовались?

в) Работа в группах.

- Я предлагаю вам работу одного ученика. Он, так же как и вы определял род имен прилагательных. Проверьте. Каждая группа получает карточки:

Летняя - м.р Тонкая – ж.р.
Чистое - ср.р. Дальний – мн.ч.
Новый - ж.р. Тихое – м.р.
Дальние – ср.р. Могучие – ж.р.
Утреннее - м.р. Яркая – ср.р.
Шерстяной – мн.ч. Синее – мн.ч.

г) Обсуждение, возвращение к правилу.

- Что вы можете посоветовать этому ученику?

8. Итог.

- Расскажите, что было главное на уроке?
- Что было интересное?
- Вы на уроке показали, что умеете хорошо работать, умеете рассуждать, доказывать. На следующем занятии мы продолжим тему: “Родовые окончания имен прилагательных” и вы сможете убедиться еще раз, насколько интересна эта тема.

9. Домашнее задание.

Стр.44, упр. 331, правило.