Задачи:
- В совместной деятельности сделать вывод о родовых окончаниях имен прилагательных; учить применять правило в практической ситуации.
- Развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы; распознавать род имен прилагательных по окончанию.
- На основе предлагаемых разнообразных заданий способствовать воспитанию интереса к русскому языку.
Оборудование: учебник русского языка для 2 класса, автор Полякова А.В., кроссворд для проверки домашнего задания, карточки для индивидуальной работы, карточка со словом “молоко”, конверты с родовыми окончаниями имен прилагательных для работы в парах, сигнальные карты, карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент. Настройка на работу.
2. Проверка домашнего задания. Детям раздавались кроссворды с заданием:
Вычеркните словарные слова - название предметов на рисунке, как вычеркнуто слово “сердце”. Из оставшихся букв сложите новое словарное слово. Подберите подходящие к ним имена прилагательные, запишите словосочетания. Определите число и род имен прилагательных.
- Начнем урок с проверки домашнего задания. Параллельно проводится индивидуальная работа (4-5 учеников) в виде теста:
Тест “Имя прилагательное”.
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) Кто? Что?
б) Какое? Какая?
в) Что делает? Что сделал?
2. Имя прилагательное обозначает:
а) действие предмета;
б) предмет;
в) признак предмета
3. Имя прилагательное
а) изменяется по родам и числам;
б) не изменяется по родам;
в) изменяется только по числам
4. Найди имя прилагательное
а) похолодало;
б) холод;
в) холодный
5. Вставь пропущенные орфограммы. Найди словосочетания существительных с именами прилагательными и определи род.
Последние дни ст.яла ясная п.года.
Повеяло тёплым ветром.
По овра.кам б.гут в.сёлые руч.и.
Заз.л.нела м.л.дая тра.ка.
Звонко зв.нит г.л.сок малиновки.
- Что было задано?
- Посмотрим, какие словарные слова вы нашли, какие
получились словосочетания. (Дети комментируют
выполнение домашней работы).
- Какое правило использовали?
- Какое словосочетание лишнее? (Высокие
деревья).
- Почему? (Нельзя определить род у имени
прилагательного, так как оно стоит во
множественном числе.)
- Какое новое словарное слово нашли? (Молоко)
- Запишите, выделите орфограммы. (Слово
“молоко” вывешивается на доску).
- Что вы можете сказать о нем? (Имя
существительное, нарицательное, неодушевленное,
трехсложное, т.к. три гласных, третий слог ударный
и т.д.)
а) Игра “Да - нетка”.
- Я задумала правило. Какое? (Имя
прилагательное-это часть речи, которая отвечает
на вопросы: какой? какая? какое? какие? и
обозначает признак предмета).
- От слова “молоко” образуйте прилагательные
всех трех родов. (Молочная, молочный, молочное).
- Какую работу мы можем выполнить? (Определить
род).
- Что вам помогло определить род у имен
прилагательных? (Вопросы)
- Что интересного заметили? (Разные окончания).
- Скажите, можно ли определить род имен
прилагательных без имен существительных?
3. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: “Какие родовые окончания бывают у имен прилагательных?”.
4. “Открытие” нового знания.
а) Работа в парах.
– Для этого я предлагаю вам работу в парах. У вас на столах лежат конверты. Откройте их. Что это? (в конвертах находятся окончания имен прилагательных: - ой, - ый, - ий, - ая, - яя, - ое, - ее, - ые, - ие).
- На какие группы можем разделить окончания? (По
родам, числам).
- Попробуйте. (У доски 2 ученика). Появляется
таблица:
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | Мн.ч |
-ой | -ая | -ое | -ые |
-ый | -яя | -ее | -ие |
-ий |
б) Самопроверка. Обсуждение.
- Что вам помогло? (Вопросы. Затруднения могут
вызвать окончания – ие, - ые, необходимо обратить
внимание на то, что это окончания множественного
числа - нет рода).
- Какой можно сделать вывод? (Дети формулируют
правило с опорой на таблицу).
- Откройте учебник на странице 43. Что важное
увидели? (Правило)
- Прочитайте его. (Чтение вслух, формулировка
вывода о родовых окончаниях имен прилагательных)
5. Работа по сигнальным картам.
а) Игра “Ловлю ошибку”.
Задание: определить род имен прилагательных. Зачитываются слова. Дети поднимают сигнал, соответствующий по цвету данному роду.
ЖИВОЙ, БОЛЬНОЕ, ЛЕНИВАЯ, МАЛИНОВЫЙ, РАННЕЕ, МЕЛКИЕ, СИНЯЯ, ПРАЗДНИЧНОЕ.
- Вы были внимательными. Что помогло вам справиться с заданием?
6. Физпауза.
7. Первичное закрепление.
а) Выполнение упражнения № 330 (с. 43)
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? При выполнении упражнения используйте таблицу. (Самостоятельное выполнение).
б) Проверка.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Кто сумел выполнить задание правильно?
- Кто допустил ошибку?
- Каким правилом пользовались?
в) Работа в группах.
- Я предлагаю вам работу одного ученика. Он, так же как и вы определял род имен прилагательных. Проверьте. Каждая группа получает карточки:
Летняя - м.р | Тонкая – ж.р. |
Чистое - ср.р. | Дальний – мн.ч. |
Новый - ж.р. | Тихое – м.р. |
Дальние – ср.р. | Могучие – ж.р. |
Утреннее - м.р. | Яркая – ср.р. |
Шерстяной – мн.ч. | Синее – мн.ч. |
г) Обсуждение, возвращение к правилу.
- Что вы можете посоветовать этому ученику?
8. Итог.
- Расскажите, что было главное на уроке?
- Что было интересное?
- Вы на уроке показали, что умеете хорошо
работать, умеете рассуждать, доказывать. На
следующем занятии мы продолжим тему: “Родовые
окончания имен прилагательных” и вы сможете
убедиться еще раз, насколько интересна эта тема.
9. Домашнее задание.
Стр.44, упр. 331, правило.