Урок информатики во 2-м классе по теме "Аналогичная закономерность"

Разделы: Информатика, Начальная школа


ТЕМА УРОКА: «Аналогичная закономерность».

ВИД УРОКА: комбинированный.

ТИП УРОКА: изучение нового учебного материала.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятием «аналогичная закономерность».

ЗАДАЧИ:

образовательные:

  • привитие навыков решения нетиповых задач;
  • развитие навыка нахождения закономерности, мышления по аналогии;

 развивающие:

  • развитие навыков самостоятельной работы, работы по алгоритму, под руководством учителя, адекватной самооценки, умения планировать свою деятельность на уроке;
  • развитие умений применять аналогии и закономерности в поиске выигрышной стратегии;

 воспитательные:

  • развитие гармоничного восприятия окружающего мира, исполнительности, ответственности, активности во время учебного процесса.
  • формирование уровней информационно-коммуникативной культуры.

Форма организации работы на уроке: дифференцированное обучение: объяснение учителя с привлечением учащихся для решения некоторых вопросов, самостоятельная работа с учебником, фронтальный опрос, тестирование.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 40 минут.

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ УЧАЩИХСЯ: 2 класс.

Учащиеся должны знать основные понятия:

  • аналогия;
  • закономерность;

Учащиеся должны уметь:

  • применять аналогии и закономерности при решении задач;
  • мыслить по аналогии.

Оборудование для учителя:

  • компьютерный класс;
  • проектор, экран;
  • компьютерная тестирующая программа ИКТС 1.21 (Приложение 1), пакет Ms Office;
  • учебник Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах», 2 класс.

Оборудование для учащихся:

  • дидактические материалы по числу учащихся.

ПЛАН УРОКА

Методы проведения урока
(этапы урока)

Время в минутах

Методы и приёмы

1

Организационный момент

1 мин.

 

2

Актуализация знаний

4 мин.

Активизация учебного процесса через рассказ. Проблемная ситуация. Развитие интереса к уроку.

3

Демонстрация мультимедиапрезентации «Сказка про компьютер»

5 мин.

Использование файла мультимедийной презентации «Сказка.ppt».

Этапы подготовки учащихся к восприятию нового материала
через индивидуальную и групповую работу

1 мин.

Ответы на вопросы учителя, группировка предметов по цвету, форме, возможностям

Физминутка

3 мин.

Релаксация с помощью игры

4

Изложение нового материала

10 мин.

Восприятие материала через музыку, цвет (радуга).

5

Закрепление нового материала

7 мин.

Практическая работа на развитие наглядно-образного мышления

Тестирование учащихся

6 мин.

Использование автоматизированной системы компьютерного тестирования ИКТС 1.21

Подведение итога занятия.

2 мин.

Анализ работы учащихся на уроке

6

Домашнее задание, выставление (компьютерных) оценок в дневник

1 мин

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы познакомимся с верным другом и надежным помощником. Вам интересно узнать с кем? Это вы узнаете в ходе нашего урока. Но для начала мы должны стать настоящей командой. А для этого каждый из вас должен вспомнить девиз дружных мушкетеров: «Один за всех и все за одного!»

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем находить сходство, и устанавливать закономерности.

Проблемная ситуация.

На доске «приколоты» буквы: «ИНФОРМА…»

Учитель: Ребята, у нас произошло ЧП. Жук Буквоед съел оставшиеся буквы слова. Мы не сможем начать наше путешествие, пока не восстановим это слово. Как вы думаете, что же было написано на доске?

Цель: Подвести учащихся к ответам: «Информация – сведения об окружающем мире, информатика – наука о способах работы с информацией»
Варианты ответов учащихся: информатика, информация.

Учитель: Какое современное устройство позволяет человеку работать с информацией?

Цель: Подвести учащихся к ответу: компьютер.

Варианты подходов:

1. Загадка:

Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?

2. Ребус:

Учитель: Да, компьютер действительно может стать лучшим другом, если правильно его использовать. А сейчас он расскажет Вам сказку о своем появлении. Будьте внимательны и наблюдательны, эти качества вам очень пригодятся на сегодняшнем уроке.

Демонстрация презентации «Сказка о том, как появился компьютер». (Приложение 2)

Есть пословица: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Какой же урок мы можем извлечь из этой сказки? Давайте попробуем извлечь новую информацию. А для этого помогите мне ответить на вопросы нашего друга – компьютера.

I ЭТАП

На экране появляются вопросы.

Вопрос 1: Перечислите мне предметы из сказки, которые имеют сходство между собой.

Ответы: печатная машинка – клавиатура, телевизор – монитор, серая мышь – компьютерная мышь.

Вопрос 2: Какие общие черты имеют эти предметы, чем внешне они похожи друг на друга.

Ответы: машинка и клавиатура – буквенные клавиши, телевизор и монитор – экран, мышки – длинный хвостик и провод.

ВЫВОД: Многие предметы могут иметь общие черты (сходство, аналогию). Они могут быть похожи по форме и цвету, по возможностям.

На экране компьютера: «МОЛОДЦЫ»

II ЭТАП. Групповая работа.

Найди лишний предмет (группируем предметы по цвету, форме, возможностям).

1. По цвету: Банан, яблоко, груша, огурец.

2. По форме: спичечный коробок, шарик, кубик, рамка для фото.

3. По возможностям: Кастрюля, чайник, будильник, сковородка.

ВЫВОД: (Учитель подводит учащихся к выводу, который они делают самостоятельно)

По каким общим свойствам группируют предметы?

Ответы: ЦВЕТ, ФОРМА, ВОЗМОЖНОСТИ

III ЭТАП. ИГРА – ФИЗМИНУТКА

  1. Вызвать мальчиков и построить по росту в порядке возрастания, девочки в порядке убывания.
  2. Игралки-развлекалки.

 

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Время рождения

Зима

Лето

Осень

Весна

встать

присесть

похлопать

помахать поднятыми руками

Фауна

кошки

собаки

птички

грызуны

мяу

гав

чирик

пи-пи

ВЫВОД: Эти задачи мы решили при помощи аналогии.

III. Формирование новых понятий и способов действий.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Играет медленная музыка. Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить радугу. Нравится вам она? Почему? Какого она цвета?

А вы знаете, что есть волшебная фраза, которая помогает запомнить цветовую гамму радуги?

На экране: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Какие цвета использовались на рисунке?

В какой цвет должно быть закрашено пустое окошко? Почему?

ВЫВОД: Цвета повторяются в каждой строке, поэтому можно предугадать, что будет дальше. Правило, по которому что-то повторяется время от времени, называется закономерностью.

ПРИМЕРЫ (вопросы для учащихся):      

  1. Можем ли мы предсказать, какая завтра будет погода?
  2. Можем ли мы предсказать, какой месяц наступит после марта?
  3. Папа разгадывает кроссворд. Можем ли мы, не зная вопроса, предугадать, какая буква будет последней в слове?
  4. А можем ли мы предугадать, последнюю букву в алфавите?
  5. Можем ли мы предсказать какой день недели будет через 4 дня?
  6. Можем ли мы предсказать кто в этот день выиграет в лотерею «Русское лото»?
  7. Можно ли предсказать, сколько учащихся в вашем классе будет в начале следующего учебного года? Нет, так как нет закономерности в количестве прибывших и выбывших учащихся за лето. Т. о закономерности может и не быть.

 ВЫВОД: (повтор - закрепление) Правило, по которому что-то повторяется время от времени называется закономерностью. В некоторых случаях закономерность бывает, а в некоторых ее установить невозможно.

IV. Формирование умений и навыков

А сейчас мы будем искать аналогии, устанавливать закономерности, развивать мышление, творчество.

Задание №1 Индивидуальная работа с карточками.

Цель: формировать навыки нахождения закономерности в последовательности действий, развивать наглядно-образное мышление.

Ход задания: Художник делал рисунок и после каждого этапа фотографировал полученный результат. Расположи фотографии в правильной последовательности. А затем переверните карточки и прочитай название предмета.

1. Мышь (конверт №1)

2. Монитор (конверт №2)

3. Клавиатура (конверт №3)

Вопрос к учащимся: Какое правило вы использовали? (Ответ: «Закономерность»)

Задание №2 (по учебнику, задание №5) Работа в парах: «Впиши буквы в пустых карточках».

V. Итог урока

  1. Какие новые понятия вы узнали на сегодняшнем уроке?
  2. Каким словом можно заменить слово «сходство»?
  3. По каким трем общим свойствам группируют предметы?
  4. Правило, по которому что-то повторяется время от времени называется …

В течение всего урока нашим другом и помощником был компьютер. А сейчас он нам поможет подвести итог урока и поставить вам оценки.

Компьютерный тест «Закономерность» (файл ANALOG.txt, Приложение 3)

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Что не понравилось? Кто бы хотел на следующем уроке встретиться с нашим другом и помощником, который сопровождал нас в течение всего урока.

VI. Домашнее задание

Учебник: Задание № 8,9

РЕЗЕРВ УРОКА: Задание (по учебнику, задание № 6,7,8)