ТЕМА УРОКА: «Аналогичная закономерность».
ВИД УРОКА: комбинированный.
ТИП УРОКА: изучение нового учебного материала.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятием «аналогичная закономерность».
ЗАДАЧИ:
образовательные:
- привитие навыков решения нетиповых задач;
- развитие навыка нахождения закономерности, мышления по аналогии;
развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы, работы по алгоритму, под руководством учителя, адекватной самооценки, умения планировать свою деятельность на уроке;
- развитие умений применять аналогии и закономерности в поиске выигрышной стратегии;
воспитательные:
- развитие гармоничного восприятия окружающего мира, исполнительности, ответственности, активности во время учебного процесса.
- формирование уровней информационно-коммуникативной культуры.
Форма организации работы на уроке: дифференцированное обучение: объяснение учителя с привлечением учащихся для решения некоторых вопросов, самостоятельная работа с учебником, фронтальный опрос, тестирование.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 40 минут.
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ УЧАЩИХСЯ: 2 класс.
Учащиеся должны знать основные понятия:
- аналогия;
- закономерность;
Учащиеся должны уметь:
- применять аналогии и закономерности при решении задач;
- мыслить по аналогии.
Оборудование для учителя:
- компьютерный класс;
- проектор, экран;
- компьютерная тестирующая программа ИКТС 1.21 (Приложение 1), пакет Ms Office;
- учебник Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах», 2 класс.
Оборудование для учащихся:
- дидактические материалы по числу учащихся.
ПЛАН УРОКА
№ |
Методы проведения урока |
Время в минутах |
Методы и приёмы |
1 |
Организационный момент |
1 мин. |
|
2 |
Актуализация знаний |
4 мин. |
Активизация учебного процесса через рассказ. Проблемная ситуация. Развитие интереса к уроку. |
3 |
Демонстрация мультимедиапрезентации «Сказка про компьютер» |
5 мин. |
Использование файла мультимедийной презентации «Сказка.ppt». |
Этапы подготовки учащихся к восприятию нового материала |
1 мин. |
Ответы на вопросы учителя, группировка предметов по цвету, форме, возможностям |
|
Физминутка |
3 мин. |
Релаксация с помощью игры |
|
4 |
Изложение нового материала |
10 мин. |
Восприятие материала через музыку, цвет (радуга). |
5 |
Закрепление нового материала |
7 мин. |
Практическая работа на развитие наглядно-образного мышления |
Тестирование учащихся |
6 мин. |
Использование автоматизированной системы компьютерного тестирования ИКТС 1.21 |
|
Подведение итога занятия. |
2 мин. |
Анализ работы учащихся на уроке |
|
6 |
Домашнее задание, выставление (компьютерных) оценок в дневник |
1 мин |
|
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы познакомимся с верным другом и надежным помощником. Вам интересно узнать с кем? Это вы узнаете в ходе нашего урока. Но для начала мы должны стать настоящей командой. А для этого каждый из вас должен вспомнить девиз дружных мушкетеров: «Один за всех и все за одного!»
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем находить сходство, и устанавливать закономерности.
Проблемная ситуация.
На доске «приколоты» буквы: «ИНФОРМА…»
Учитель: Ребята, у нас произошло ЧП. Жук Буквоед съел оставшиеся буквы слова. Мы не сможем начать наше путешествие, пока не восстановим это слово. Как вы думаете, что же было написано на доске?
Цель: Подвести учащихся к ответам: «Информация – сведения об окружающем мире, информатика – наука о способах работы с информацией»
Варианты ответов учащихся: информатика, информация.
Учитель: Какое современное устройство позволяет человеку работать с информацией?
Цель: Подвести учащихся к ответу: компьютер.
Варианты подходов:
1. Загадка:
Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?
2. Ребус:
Учитель: Да, компьютер действительно может стать лучшим другом, если правильно его использовать. А сейчас он расскажет Вам сказку о своем появлении. Будьте внимательны и наблюдательны, эти качества вам очень пригодятся на сегодняшнем уроке.
Демонстрация презентации «Сказка о том, как появился компьютер». (Приложение 2)
Есть пословица: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Какой же урок мы можем извлечь из этой сказки? Давайте попробуем извлечь новую информацию. А для этого помогите мне ответить на вопросы нашего друга – компьютера.
I ЭТАП
На экране появляются вопросы.
Вопрос 1: Перечислите мне предметы из сказки, которые имеют сходство между собой.
Ответы: печатная машинка – клавиатура, телевизор – монитор, серая мышь – компьютерная мышь.
Вопрос 2: Какие общие черты имеют эти предметы, чем внешне они похожи друг на друга.
Ответы: машинка и клавиатура – буквенные клавиши, телевизор и монитор – экран, мышки – длинный хвостик и провод.
ВЫВОД: Многие предметы могут иметь общие черты (сходство, аналогию). Они могут быть похожи по форме и цвету, по возможностям.
На экране компьютера: «МОЛОДЦЫ»
II ЭТАП. Групповая работа.
Найди лишний предмет (группируем предметы по цвету, форме, возможностям).
1. По цвету: Банан, яблоко, груша, огурец.
2. По форме: спичечный коробок, шарик, кубик, рамка для фото.
3. По возможностям: Кастрюля, чайник, будильник, сковородка.
ВЫВОД: (Учитель подводит учащихся к выводу, который они делают самостоятельно)
По каким общим свойствам группируют предметы?
Ответы: ЦВЕТ, ФОРМА, ВОЗМОЖНОСТИ
III ЭТАП. ИГРА – ФИЗМИНУТКА
- Вызвать мальчиков и построить по росту в порядке возрастания, девочки в порядке убывания.
- Игралки-развлекалки.
|
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Время рождения |
Зима |
Лето |
Осень |
Весна |
встать |
присесть |
похлопать |
помахать поднятыми руками |
|
Фауна |
кошки |
собаки |
птички |
грызуны |
мяу |
гав |
чирик |
пи-пи |
ВЫВОД: Эти задачи мы решили при помощи аналогии.
III. Формирование новых понятий и способов действий.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Играет медленная музыка. Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить радугу. Нравится вам она? Почему? Какого она цвета?
А вы знаете, что есть волшебная фраза, которая помогает запомнить цветовую гамму радуги?
На экране: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Какие цвета использовались на рисунке?
В какой цвет должно быть закрашено пустое окошко? Почему?
ВЫВОД: Цвета повторяются в каждой строке, поэтому можно предугадать, что будет дальше. Правило, по которому что-то повторяется время от времени, называется закономерностью.
ПРИМЕРЫ (вопросы для учащихся):
- Можем ли мы предсказать, какая завтра будет погода?
- Можем ли мы предсказать, какой месяц наступит после марта?
- Папа разгадывает кроссворд. Можем ли мы, не зная вопроса, предугадать, какая буква будет последней в слове?
- А можем ли мы предугадать, последнюю букву в алфавите?
- Можем ли мы предсказать какой день недели будет через 4 дня?
- Можем ли мы предсказать кто в этот день выиграет в лотерею «Русское лото»?
- Можно ли предсказать, сколько учащихся в вашем классе будет в начале следующего учебного года? Нет, так как нет закономерности в количестве прибывших и выбывших учащихся за лето. Т. о закономерности может и не быть.
ВЫВОД: (повтор - закрепление) Правило, по которому что-то повторяется время от времени называется закономерностью. В некоторых случаях закономерность бывает, а в некоторых ее установить невозможно.
IV. Формирование умений и навыков
А сейчас мы будем искать аналогии, устанавливать закономерности, развивать мышление, творчество.
Задание №1 Индивидуальная работа с карточками.
Цель: формировать навыки нахождения закономерности в последовательности действий, развивать наглядно-образное мышление.
Ход задания: Художник делал рисунок и после каждого этапа фотографировал полученный результат. Расположи фотографии в правильной последовательности. А затем переверните карточки и прочитай название предмета.
1. Мышь (конверт №1)
2. Монитор (конверт №2)
3. Клавиатура (конверт №3)
Вопрос к учащимся: Какое правило вы использовали? (Ответ: «Закономерность»)
Задание №2 (по учебнику, задание №5) Работа в парах: «Впиши буквы в пустых карточках».
V. Итог урока
- Какие новые понятия вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Каким словом можно заменить слово «сходство»?
- По каким трем общим свойствам группируют предметы?
- Правило, по которому что-то повторяется время от времени называется …
В течение всего урока нашим другом и помощником был компьютер. А сейчас он нам поможет подвести итог урока и поставить вам оценки.
Компьютерный тест «Закономерность» (файл ANALOG.txt, Приложение 3)
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Что не понравилось? Кто бы хотел на следующем уроке встретиться с нашим другом и помощником, который сопровождал нас в течение всего урока.
VI. Домашнее задание
Учебник: Задание № 8,9
РЕЗЕРВ УРОКА: Задание (по учебнику, задание № 6,7,8)