Цель работы: выявление специфики взаимосвязи между стилями педагогического общения и характеристиками личности школьника, самооценкой и мотивами учебной деятельности.
В соответствии с заявленной целью предстоит решить следующие задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- выявить стили педагогического общения;
- определить мотивы учебной деятельности и пути их повышения;
- выявить зависимость между самооценкой школьников и мотивацией при обучении иностранному языку;
- определить способы повышения внутренней мотивации учащихся при изучении иностранного языка.
1. Понятие о педагогическом общении.
Общение определяют по-разному. Наиболее распространенный тип определений включает в себя понятие "обмена или передачи": передача информации от одного человека к другому, передача или сообщение мыслей и чувств, обмен мыслями и чувствами...
Общение - процессы, по своей сущности не межиндивидуальные», а социальные, осуществляющиеся внутри определённой социальной общности- группы, коллектива, общества в целом. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости, обеспечивая коллективную деятельность. Но общение обеспечивает её не прямо, а через взаимодействие. Последнее, в свою очередь, обслуживает коллективную деятельность.
В ситуации общения люди вступают в контакт, поддерживают его, передают слово собеседнику и выходят из общения. Таким образом, само общение обслуживается процессами, не зависящими от его содержания и функции,- процессами контакта.
Педагогическое общение- это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания на уроках или вне учебной ситуации, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение- это всегда в той или иной мере противоречивое, а зачастую и конфликтное общение. Для того чтобы стать продуктивным, оно должно строиться на отношениях доверия, открытости и понимания между учителем и учениками, предлагающих творческие поиски новых форм общения и исключающих штампы в поведении учителя.
Но вряд ли оно станет возможным, если основные усилия учитель по-прежнему будет направлять на поддержание жесткой дисциплины на уроке. Вероятно, ключ к решению этой проблемы нужно искать в области продуктивного общения, основанного на интересе школьника.
Деятельность педагога строится по законам общения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика состоит в обмене между ними информацией познавательного и аффективно- оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путём, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации: мимика, пантомимика, жесты и т.п. Таким образом, осуществляется информационная функция общения.
Общение как диалог разворачивается в условиях адекватного отражения людьми друг друга. Психологически грамотное восприятие учителем ученика помогает установить на этой основе взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Речь идет о социально - перцептивной функции общения. Существует два взаимосвязанных вида социальной перцепции:
- собственно перцептивный (восприятие ребёнка или другого человека);
- эмпатийный (особая чувствительность к ребёнку - сочувствие ему, сопереживание с ним и т. п.).
Функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что учитель внимателен к поведению ребёнка, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении. Но главное - за внешними проявлениями поведения и состояния ребёнка учитель "видит" его мысли и чувства, предугадывает намерения и поступки.
Ученик со своей стороны пытается тоже "читать" поведение, настроение, отношение учителя. Поэтому так важно для учителя уметь проявлять свои чувства, находить подходящие в данный момент вербальные и невербальные формы поведения, быть понятным ученикам, открытым и искренним. Функция самопрезентации в педагогическом общении помогает самовыражению и учителя, и ученика. Вместе с тем общение и психика внутренне связаны: в актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира учителя ученикам и, кроме того, сам этот акт предполагает наличие у него такого внутреннего мира.
Кроме того, в общении всегда происходит своеобразное взаимодействие интеллектов людей, их эмоциональных сфер и их воли, а это означает, что в общении фактически постоянно развёртывается взаимодействие характеров и, более того, взаимодействие личностей. И понятно, что многое в общении зависит от того, какие это интеллекты, какие эмоциональные миры, какие воли, какие характеры, какие личности.
Интерактивная функция педагогического общения и состоит в обмене образами, идеями, действиями во взаимодействии и взаимовлиянии учителя и ученика.
Общение является основной сферой проявления специфических человеческих эмоций и вообще психических состояний, необходимым условием формирования психологических свойств личности, её сознания и самосознания. Аффективная функция заключается в:
- эмоциональной стимуляции,
- разрядке,
- облегчении,
- психологическом комфорте,
- контроле аффекта,
- его нейтрализации,
- коррекции или создании социально значимого аффективного отношения.
Положительно эмоциональное, комфортное общение создаёт условия для творческой совместной деятельности, "помогающего поведения", появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, благодарности, симпатии. В состоянии комфортного общения две личности - учитель и ученик - начинают образовывать некое общее эмоционально- психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его социальной действительности и себя самого, своих возможностей и способностей, т.е. разворачивается процесс социализации личности ученика.
Общение на уроке обусловлено учебной необходимостью, но это лишь его внешняя сторона. Главное же состоит в его внутреннем содержании, то есть в тех отношениях, которые складываются в процессе общения. Здесь важно сочетание разумной требовательности учителя с педагогической зоркостью, умением не пропустить момент, когда ребенок особенно нуждается в поддержке.
Психологической основой общения на уроке является постоянное изучение личности учеников, понимание мотивов их поведения, с одной стороны. С другой , педагогическое общение само выступает в качестве средства личностного развития ребёнка.
Общение с взрослым в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребёнка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка, к которой относят потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе М. Л. Лисина выделяет три основные категории мотивов общения- познавательные, деловые и личностные.
Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которой у ребёнка появляются поводы для обращения к взрослому. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.
И, наконец, личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения. Если познавательные и деловые мотивы общения играют служебную роль и опосредствуют достижение более далёких, конечных, мотивов, то личностные мотивы получают в деятельности общения своё конечное удовлетворение.
Все средства педагогического общения: слово, интонация, жест, мимика, практические действия, в совокупности должны обеспечить эмоциональный комфорт ученика, удовлетворенность от напряжения умственных и практических усилий. На уроке никто не должен чувствовать себя обделенным вниманием учителя. Общаясь с детьми, учитель обязан найти возможность, чтобы каждый ребенок смог ответить ему несколько раз, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом или прикосновение. Иначе постепенно нарастает отчуждение ребенка от учителя, рождается замкнутость, неуверенность от учения.
Таким образом, оптимальное педагогическое общение- такое общение учителя и педагогического коллектива со школьниками в процессе общения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности, препятствует возникновению "психологических барьеров"; обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Общение является таким видом взаимодействия людей, в котором участвующие лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга. И именно процесс общения - один из факторов, влияющих на развитие личности. В частности, на ее мотивационную сферу и образ «Я», важной составляющей которого является самооценка
2. Самооценка и мотивы учебной деятельности как важная составляющая структуры личности школьника.
Учебная деятельность школьников сопровождается широким спектром мотивов: от широких социальных до узколичностных. Однако каждая из групп мотивов с различной степенью влияет на эффективность учебной деятельности. В наибольшей степени ее успех определяют познавательные интересы.
В области познавательных интересов наблюдаются достаточно яркие различия. Важный аспект познавательной мотивации - учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что- то узнал, понял, чему- то научился,- значит, у него развиваются мотивы адекватные структуре учебной деятельности.
Мотив престижа менее распространенный, чем мотив достижения, характерен для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Он побуждает ученика учиться лучше своих одноклассников, среди них быть первым. Если мотиву престижа соответствуют достаточно развитые способности, он становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов.
Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Кроме того, взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельности, но оказываются неспособными к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков, углубления в процесс решения проблемной задачи.
Если же мотив престижа сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний приводят к аффективным реакциям в ситуациях неуспеха.
Таким образом, для школьника характерен широкий спектр мотивов, побуждающих его к учебной деятельности. Разнообразие мотивов является источником богатых эмоциональных переживаний школьника связанных с успехом или неуспехом обучения.
Стойкие эмоциональные переживания по поводу учебной деятельности создают основу для формирования устойчивой самооценки. Возникает проблема отслеживания специфики взаимосвязей, существующих между стилями педагогического общения, мотивами учебной деятельности и самооценкой школьника, находящей свое выражение в его эмоциональном самочувствии.
3. Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка.
Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету “иностранный язык” уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету.
Пути решения можно связать с:
1) созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;
При изучении новой лексики по теме можно применять такие упражнения как кроссворд, составление истории по картинке.
Например, игра «Найди слова». Дается сетка клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме «экология». Учащимся необходимо найти слова находящиеся в списке и перевести.
Инструкция:
Слова могут быть записаны вперед, назад, по вертикали; по горизонтали, или по диагонали. Слова все связаны с темой «экология».
Вы должны искать следующие слова, отмечать их на сетке и писать перевод в стороне так, чтобы Вы поняли их значения.
Кроссворд может использоваться не только как индивидуальная деятельность ребенка, но и как коллективная. Класс делится на 2 группы (А и В). Составляется кроссворд с использованием слов по теме, затем все слова кроссворда делятся поровну, делается 2 пустых бланка, один из них заполняется одной частью слов, другой – второй, так чтобы они дополняли друг друга. Один бланк дается группе А, другой – группе В. Для заполнения кроссворда необходимо участие обеих групп: группа А поясняет группе В значение тех слов, которые имеются в ее бланке, затем группы меняются.
Инструкция:
Работа в группах A и B. Вы группа А.
Некоторые из слов в этом кроссворде отсутствуют. Группа B знает, каковы они. Группа B также имеет некоторые слова, которые отсутствуют в их кроссворде.
Используйте это по очереди, чтобы спросить друг у друга значение недостающего слова.
Использование такого метода как составление истории по картинке также используется для изучения новой лексики. Этот метод развивает воображение учащихся, а также дает возможность ученикам показать свои знания, полученные на других уроках или из личного опыта.
2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения
Учащимся предлагается пословица, по которой необходимо составить историю так, чтобы концом истории являлась сама пословица. Можно использовать жизненные ситуации или придумать историю.
3) характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений;
Необходимо стимулировать учащихся, поощрять их ответы оценками. Например, первому, отвечающему на балл выше поставить оценку, в результате у учащихся появиться еще один мотив (хорошая оценка) к изучению предмета.
4) использованием на уроках аудиовизуальных средств;
Использование нескольких средств наглядности в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация - современное решение вопроса. Это уместно, в частности, потому, что не переключает внимание на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, и т.д., а позволяет сосредоточиться на содержании.
5) использованием личностной индивидуализации;
Каждый ребенок это-личность, следовательно, к каждому ученику нужно подобрать индивидуальный подход.
6) разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка. Необходимо вовлекать детей в постановки спектаклей, сценок и т.д.
Так же благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идет через:
- вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
Создавать специальные упражнения, в которых каждый ученик искал бы свое решение.
- проблемность заданий и ситуаций;
Для учеников очень важна связь учебной деятельности с реальной жизненной ситуацией. Эта связь легко прослеживается в игре «Communication».В этой игре необходимо помочь своему другу . Ваш друг попал в незнакомый город и ему надо добраться до кинотеатра , используя карту местности, нужно объяснить, как он может добраться до нужного места.
- контроль знаний умений и навыков;
Своевременно проводить контрольные срезы по чтению, говорению, грамматике, аудированию.
- использование познавательных игр;
К повышению мотивации можно отнести нетрадиционные формы урока, обучающие и развивающие игры, ролевые игры, игровые ситуации, ( особенно на начальном этапе обучения и в среднем звене), позволяющие сделать каждый урок интересным, увлекательным, развивающим познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся, способствующие эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивающие практическую направленность обучения; наглядные пособия, использование страноведческого материала, элементы интенсивной методики, позволяющей реализовать цели, заложенные в рамках стандарта, а также повысить уровень обученности, заложенный в стандарте.
- развитие творческих способностей;
Важно развивать творческие способности учащихся и самым продуктивным способом является использование поэзии. Можно предложить ученикам сделать художественный перевод или написать свое стихотворение.
- побуждение развития внутренней мотивации учения школьника;
Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравиться говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к изучению иностранного языка и обеспечены условия для достижения определенных успехов. К средствам внутренней мотивации относятся различного рода квизы, которые служат стимулом иноязычного говорения, которые реализуют стремление школьников самим найти ответ на интересные для них вопросы. Поиск истины в старшем школьном возрасте происходит обычно в спорах, обсуждениях, которые являются не только средством познания, но и средством самовыражения. Как показывают наблюдения, в процессе обсуждения принимают участие все школьники, в том числе и те, которые обычно пассивны на уроках.
В обучении взаимодействуют следующие составляющие:
- Ученик и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности.
- Учитель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приемы, средства и формы обучения.
- Сам предмет «иностранный язык» — т.е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся.
Таким образом, при формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем.
В результате обучения в классах, где регулярно соблюдаются условия повышения мотивации, по окончании изучения тем проводились контрольные работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения материала. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры, специальные упражнения.
Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже:
Учащиеся составляют кроссворды, и класс их разгадывает на уроках, либо проводятся конкурсы любителей кроссвордов по темам.
Учащиеся пишут интересные сочинения, в которых используются приобретенные знания, делают рисунки к своим ответам.
Овладевают умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы.
Умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.
Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса.
Ребята четче формулируют вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.
Учатся объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
Умение вести диалог.
Умение слушать оппонента.
Давать рецензию на ответ.
Опыт обучения иностранному языку позволяет сделать вывод – начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой в форме диалога. При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке. Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет повторить и прочно усвоить лексику, закрепить новые грамматические структуры и речевые обороты, лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.