Интеллектуальная игра "Дебаты" на уроке иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Данная технологическая цепь – это значительно измененный вариант классической интеллектуальной игры «Дебаты», родоначальником которой был известный американский социолог Карл Поппер. Формат игры Поппера (формат – это время, роли и правила игры) изменён, он укладывается в рамки классно-поурочной системы тематического прохождения программы, отвечает требованиям компетентностного подхода в обучении.

Задача игры – доказать выбранную точку зрения, соблюдая следующую логическую линию выступления (тезис, аргумент, ссылка-поддержка), переубедить соперника.

Обязательное условие – корректное поведение, так как дебаты – это столкновение позиций, а не личностей соперников.

Современный мир невозможен без конфликтов, а дебаты – это цивилизованный путь их разрешения. Дебаты затрагивают личностную позицию школьника, учат его быть проводником командной линии, даже если она и не совпадает с его собственной точкой зрения. Действительность этой игры основана на благоприятной возрастной мотивации и творческой активности учащихся.

С точки зрения развития речевой компетенции дебаты – это плодородное поле для речевого общения, аргументации, критики, импровизации, защиты своих интересов.

В практической работе я провожу дебаты один раз в четверть, подготовка к ним занимает одну неделю и всего требуется три – четыре урока по теме, где на последнем и происходит само игровое действие.

Тема дебатов объявляется заранее за два – три урока до игры. Она должна быть сформулирована однозначно, и смысл понятий, который вкладывается в название, оговаривается заранее. Например, в теме «Спорт меняет человека и делает его лучше», стороны заранее определяют о любительском или профессиональном спорте будет идти речь.

Деление на команды на первых порах происходит непосредственно перед игрой, в дальнейшем объявляется заранее. Способы разделения на команды:

- Добровольный. В этом случае дети сами выбирают команду, учитель контролирует наличие равного количественного и качественного состава, корректирует, если игра проводится впервые.

- Авторитарный. В этом случае учитель делит детей исходя из формальных признаков – команда девочек / мальчиков, ученики, занимающие первые и вторые ряды. Или же деление происходит по указанию учителя, но исходя из уровня знаний учащихся, психологических взаимоотношений детей.

- Случайный. Обычно я использую в этом случае жеребьёвку. Это вытягивание карточек со знаком + или - , сложение двух разрезных картин-мозаик, когда отдельные кусочки получает каждый ученик и команды пополняются и укомплектовываются, когда сложена вся картина.
На первых порах рекомендую делить класс самому учителю, пока дети не привыкли к формату проведения. На игре присутствует судейская коллегия, она ведет протокол игры, подсчет баллов, следит за регламентом, объявляет результат.

На первой игре судьёй выступает учитель, или ученики более старшего возраста, чем участники. В оценке учитываются логика высказывания, полнота доказательств, убедительность ссылок-поддержек, точное соблюдение регламента. Нарушения временных договорённостей прерываются судьями словом “Time” и слово переходит к соперникам.

В дальнейшей работе в роли судей (три человека) выступают ученики этого класса. Первый судья отслеживает выступление тезис – аргумент – ссылка, второй оценивает непосредственно парирование соперника и вопросы, третий судья – итоговое выступление третьего спикера команды.

Этапы игры

1. Подготовительная ступень

2. Проведение игры

Самые распространенные тематические игры:

  1. «Чтобы хорошо отдохнуть, нужно ехать за границу».
  2. «Быть знаменитым – это всегда прекрасно».
  3. «Спорт меняет человека и делает его лучше».
  4. «Моя школа – самая лучшая школа в городе».
  5. «Лето – лучшее время для каникул».

Такова формулировка тем для команды утверждения (Yes –Team)

Для команды отрицания (No-Team) темы звучат так:

  1. «Чтобы хорошо отдохнуть не следует ехать за границу».
  2. «Быть знаменитым не всегда прекрасно».
  3. «Моя школа не является самой лучшей школой в городе».
  4. «Спорт меняет человека, не делая его лучше».
  5. «Лето – не есть самое лучшее время для отдыха». 

Три основных лидера в каждой команде являются спикерами, они выражают общую линию команды и в протоколе обозначаются как спикер У1 (первый спикер утверждающей команды), спикер О-1 (первый спикер отрицающей команды), соответственно спикер У-2, У-3, спикер О-2, О-3.

Этап 1. Подготовительная часть

  1. Два – три урока, в рамках которых осуществляется текстовая поддержка учащихся. Работы с текстами для чтения, аудирования, письма, выполнение языковых и речевых упражнений репродуктивного характера.
  2.  Выполнение продуктивных речевых упражнений с целью установления причинно – следственных связей, высказывание своей точки зрения, поиск доказательств. Это происходит в классе и занимает два – три урока.
  3. Выполнение домашнего задания. Оно заключается в поиске доказательств, нахождении иллюстративных ссылок – поддержек. Для этого исследуется пресса, данные статистики, Интернет, СМИ, энциклопедические статьи и т.д., осуществляется подбор «крылатых выражений», изречений, пословиц и всего того, что может украсить финальную речь третьего спикера.

Этап 2. Проведение игры

Команды разделены, тема объявлена.

Первой выступает утверждающая команда. Спикер У1 начинает своё выступление с оглашения темы, проводит тезис, аргумент поддерживающий данный тезис и украшает речь подготовленными ссылками – поддержками, которые иллюстрируют его доказательства (по данным статистики …, исходя из личного опыта …, анализируя объявления в газете … и т.д.). На выступления спикера отводится две минуты, по истечении времени судьи прерывают спикера. За каждый проиллюстрированный аргумент выступающий получает два балла.

Затем слово переходит к соперникам – команде отрицания. Им даётся две минуты на парирование, критику реплик команды утверждения, за удачное парирование добавляется одно очко. Если парировать и реагировать спонтанно команда отрицания не хочет или не может, она получает две минуты для своего выступления по той же схеме, как и команда утверждения.

Через две минуты смена очередности команд. И уже команда утверждения может в течение двух минут критиковать соперника. Общее время для оглашения своих позиций – десять минут на каждую команду.

Затем каждой команде даётся пять минут для корректировки своих позиций. Цель – выявить слабые места в позиции противника и задать вопросы, требующие разъяснения или доказательств.

Далее каждая из команд «атакует» вопросами команду соперника. Время – пять минут на каждую команду. Заданный объективный вопрос оценивается в один балл, доказательный ответ – один балл. Выступают с вопросами и ответами спикер У-2 и спикер О-2. Заключительный этап представляют спикер У-3 и спикер О-3. В течение одной минуты с заключительной речью, в которой используются домашние заготовки (схемы, таблицы, поговорки, изречения) – это речь воззвание, речь – финальный аккорд, где подводится итог сказанному и ещё раз озвучиваются позиции. Баллы за выступление от одного до трёх каждому спикеру. Команды благодарят друг друга и ждут решения судейства.

Завершение игры

Выступление судей. Задача судейства – оценить полноту и ценность аргументации, быстроту и качество речевого реагирования в парировании, количество и глубину вопросов, а также в последнем выступлении третьих спикеров оценить красоту и действенность публичного выступления, содержательность и манеру исполнения. Судьи ведут подробный протокол, фиксируют все выступления, делают качественный анализ, исключая повторяемость в аргументах и ответах, объявляют результаты. Споры с решением судей, переигрывание не допускаются.

Практическая часть

Тема будущей игры: «Чтобы хорошо отдохнуть -следует ехать за границу». (+ команда утверждения). «Чтобы хорошо отдохнуть - не следует ехать за границу.» (команда
Отрицания -). Прилагается конспект проведенной игры.

Интеллектуальная игра «Дебаты»

 Цель: совершенствование лингвистической, социокультурной, коммуникативной компетенций, повышение уровня межличностного общения. Задача: оценить уровень сформированности навыков, умений, компетенций. Используемые приёмы: выступление, ( тезис – аргумент – ссылка), раунд перекрёстных вопросов, публичное выступление, диалог - обмен мнениями.

Ход игры

Протокол проведенной игры.

1 раунд

Команда утверждения +

Команда отрицания -

«Чтобы хорошо отдохнуть следует ехать за границу»

«Чтобы хорошо отдохнуть не следует ехать за границу»

Спикер У-1

- We say: Go abroad if you want to have a good rest”. When you go abroad you’ll see new places, new sights. For example, in Russia you can’t find pyramids or go hunting in the jungle.

Спикер О-1

Нет реплики парирования на данное высказывание.

- Travelling abroad is way to get new knowledge and information, because the guide will tell you much interesting, you’ll go on an excursion.

- You can get knowledge and information if you stay in Russia. You can read books, watch TV, work with Internet.

- You can speak English or some other foreign languages and you’ll make much progress because in Russia it’s impossible to speak with native – speakers, or it seldom happens.

- On the contrary. If you don’t know languages well, it will be difficult for you to make new friends, you will misunderstand people and they will deceive you.

- Travelling abroad you see wonderful palaces, new places, museums, cathedrals. According to the statistics a lot of people visit Rome, Paris, Delhi, because all these countries are famous for their sights and they go there again and again.

Нет реплики парирования на данный аргумент.

- You can try exotic food and it’s a good way to enlarge your tastes. Each country is rich in its dishes and when we speak about Spagetti we think of Italy, the eastern dishes are spicy and so on.
- You will communicate with different people and make new friends. The more friends you have, the better.

- But you can get sick, because this food is unusual for your stomach. At least you can go to any restaurants where national food is served. By the way do you remember that A. Malakhov got ill when he was on tour in Africa.

Было высказано шесть аргументов. Аргумент второй и четвёртый идентичны. Тождественные аргументы не принимаются. Итого пять высказываний по два балла за каждое.

Было высказано три реплики – парирования на аргументы соперника. Итого три реплики по одному баллу за каждое.

Команда утверждения – 10 баллов

Команда отрицания – 3 балла.

2 раунд

Команда утверждения

Команда отрицания

Спикер У1

Нет реплики парирования.

Спикер О-1

- Stay in your country, because in foreign countries they have no respect for you, for tourists. Tourists agents cheat our tourists. We can see on TV, that our tourists pay much money, but they have to stay in dirty cheap hotels.

- Travelling abroad is rather expensive. Here is an advertisement from the local newspaper. For example – France 1500 euro for a week.

- Some places are polluted, they are overcrowded.

- In this country you try usual food, speak your own language, meet your close people. Nothing chocking! The doctors say that a sudden or an extreme change of surroundings is dangerous for health.

- Our country is rich in sights. Go to Moscow, St. Petersburgh, the Black Sea, the Caucases und so on. Each place is unique.

- It’s dangerous to go abroad. We are afraid of terrorists (planes, chips …)

3 раунд. Раунд перекрёстных вопросов

Команда утверждения

Команда отрицания

Спикер У-2.

- You say that traveling abroad is very expensive. Do you know the price of the tourist tour in Russia? Compare it with the foreign one.

Спикер О-2.

- We know that the prices in Russia are rather high. But in Russia you can complain, you are not short of time.

- Ecological situation in Russia isn’t nice. The Volga is very polluted. What places would you recommend to visit?

- Living in Russia you get used to the air you breath and to the water you drink. In my region you can go fishing and boating everywhere.

- It isn’t difficult, but if you have a friend from another country you will write letters to each other.

- Is it difficult to make friends, if you stay in your own country?

4 раунд. Выступления спикеров команд - финальная речь

Команда утверждения

Команда отрицания

Спикер У3

- Don’t miss an opportunity to visit different countries. Travelling changes your life. Per aspera ad astra! Explore the world and make your life interesting.

Спикер О3

- Stay in your country and remember “East or West, but home is best”. There are people you can rely on. Discover your own country. There is no place like, home!

Судьи: Анализ результатов.

Команда утверждения:

- Утверждения (аргумент + ссылка). Спикер 1.

5х2=10

- Реплики в парировании. Спикер 1.

0

- Вопросы и ответы. Спикер 2.

3х1=3

Финальная речь. Спикер 3.

2

Итого

15 баллов.

Команда отрицания.

- Утверждение (аргумент + ссылка). Спикер 1.

6х2=12

- Реплики в парировании. Спикер 1.

3х1=3

- Вопросы и ответы. Спикер 2

1

- Финальная речь. Спикер 3.

1х2=2

Итого:

18 баллов

У команды отрицания слабым местом оказался раунд перекрёстных вопросов. У команды утверждения отсутствовала спонтанная реакция на высказывания соперника в первом раунде.

Победитель – команда отрицания (No-Team).