Статья "Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира"

Разделы: Начальная школа


В последнее время мы все чаще стали уделять внимание развитию эстетических чувств у детей на различных уроках школьного цикла (в частности на уроках окружающего мира).

Развитие и формирование эстетических чувств детей, формирование заинтересованного отношения учащихся к красоте окружающего мира, бережного отношения к родной природе дело не одного и не двух занятий. Это предполагает долгую и кропотливую работу. Легко и просто видеть и восхищаться красотой природных явлений, когда эта красота броска и очевидна. А вот заметить неброскую красоту отдельных элементов природы, видеть необычное в простом обычном явлении, полюбить ту природу, которая окружает детей, причем полюбить не только больших и красивых представителей природы, но и маленьких, незаметных, бережно относиться к природе, заботиться о ней и является главной целью работы по формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста.

Говоря об эстетическом воспитании вообще, следует отметить, что:

1) В гармоничном формировании личности эстетическое воспитание играет немаловажную роль. Человек, умеющий сам ценить прекрасное, способен не только создавать красивые предметы, но и может научить других видеть и ценить эту красоту.

2) Невозможно воспитать любовь к природе и сформировать эстетическое чувство без бережного отношения к ней. Это неразрывно связано с экологическим воспитанием и с уроками экологии. А для того, чтобы нашей планете не грозила экологическая катастрофа, чтобы вопросы экологии не звучали бы так остро, как они звучат сейчас, каждый маленький школьник должен понять, что «здоровье» родной земли и планеты в целом зависит не только от взрослых, а и от него самого тоже, от его действий и поступков. Целью нравственного, экологического и эстетического воспитания является воспитание разносторонне развитой личности, способной быть творцом и защитником прекрасного в жизни.

3) Не только на одном конкретном предмете (в данном случае – окружающем мире) осуществляется эстетическое воспитание школьников, и, естественно, не на одном только материале учебника.

Стоит рассмотреть и взаимосвязь нравственного, экологического и эстетического воспитания.

Эстетическое и нравственное – неразрывно связанные между собой стороны общественного сознания, каждая из которых обладает своей спецификой. Только благодаря правильному сочетанию и развитию эстетических и нравственных сил человеческая жизнь становится полноценной и прекрасной.

Еще В.Г.Белинский писал: «Разум и чувство – две силы, равнонуждающиеся друг в друге, мертвые одна без другой». Почему же сейчас некоторые учителя забывают об этом? В их представлении эстетическое и нравственное воздействие – самостоятельные, почти не связанные между собой процессы. А ведь ясно, что если учитель излагает материал равнодушно, равнодушны будут и дети, их чувства останутся незатронутыми, а значит, восприятие минимальным.

Взаимосвязь нравственного и эстетического элементов в воспитательном воздействии таково, что исключение одного из компонентов нередко нейтрализует воспитательное воздействие вообще.

Общение с природой, являясь источником эстетического воспитания, сильно влияет на человека, и нравственно делает его чище, мягче, будит в нем лучшие качества. Эстетические чувства, рожденные при восприятии природы, органически сживаются с патриотическими чувствами, образуя заряд огромной побудительной силы, готовой к действию.

Чувство Родины у ребенка и взрослого всегда ассоциируется с формами природы, которые окружают его в годы детства и юности.

Прекрасный пример педагогического воздействия на ребенка дал В.А.Сухомлинский. Он считал, что красоте природы принадлежит большая роль в воспитании духовного благородства школьников. Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, говорил В.А.Сухомлинский, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой-добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу.

В.А.Сухомлинский с первых же дней школьного воспитания учил детей понимать красоту окружающего мира, природы, человеческих отношений. «Восприятие, осмысление красоты, - указывал он, это основа, стержень эстетического воспитания и образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному». Путешествия в мир красоты – экскурсии и походы, наблюдения, анализ явлений природы играли важную роль в системе эстетического воспитания Сухомлинского. Научить видеть красоту природы, наблюдать, рассказывать, описывать, сопоставлять – важнейшие задачи школы.

Эстетическое воспитание связано так же и с экологическим. Эстетический аспект экологического воспитания состоит в формировании у человека эстетических чувств, способствующих установлению гармонического отношения к природе. Задача педагога в этой области состоит в преодолении «эстетической глухоты» у школьников к природе, а также в формировании таких эмоций, которые способствовали бы оптимизации взаимодействия человека и природы.

Организация эстетического воспитания детей – дело творческое, зависит от личности педагога, наблюдаемой природы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. И вряд ли здесь уместен единый для всех случаев рецепт. Но включение в урок вопросов типа: Что вам больше всего нравится в окружающей природе? Какой объект самый красивый? Чем он красив? Рассмотрите его форму, цвет, прислушайтесь к его звукам. Есть ли подобные проявления прекрасного у других наблюдаемых объектов?

В результате, отвечая на подобные вопросы, дети начнут задумываться над тем, что красота природы не есть что-то абстрактное, неопределенное, что она имеет свои формы проявления.

Однако не все в природе может вызвать у каждого человека чувство прекрасного. Часто для восприятия гармонии одного «видения» и «слышания» бывает недостаточно, и тогда на помощь приходит мышление и ранее накопленные знания, жизненный опыт.

Организуя наблюдения в природе, следует учитывать различие в эстетическом восприятии детей и взрослых. Было бы ошибочным восторг, получаемый педагогом от созерцания природы, механически передавать ребенку.

В экологическом плане расхождение эстетического видения природы детьми и взрослыми наглядно показывает следующий пример: «Папа, смотри какая вода в реке!» - указывает мальчик дошкольник на радужные бензиновые пятна на воде. «Что ты, сынок, это грязная, плохая вода, где – то, наверное, мыли машины и загрязнили речку», - старается перестроить мировоззрение ребенка отец.

Очевидно, что глубина эстетического освоения окружающего мира основывается на чувственно-научной, экологической подготовке школьников, развитии их познавательного интереса и умственных способностей.

Прекрасный материал с экологической и эстетической точек зрения содержат статьи педагога А.Плешакова. Он сам страстно любит природу, все живое, увлекается насекомыми и хочет помочь учителю воспитать в детях восхищенно – уважительное отношение к любым проявлениям жизни.

Нужно рассказать детям о насекомых, постараться убедить их, что все эти существа – такие же «наши соседи по планете», такие же «братья меньшие», как звери и птицы.