Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос.
Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения.
Решение данной проблемы возможно путём развития индивидуальности и творческой активности учащихся. Поэтому приоритетным направлением работы школы является гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и повышение познавательной активности учащихся в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Классическая педагогика прошлого утверждала – «смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Иначе говоря, суть в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Цель моей работы: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии дифференцированного обучения как средства повышения познавательной активности младших школьников.
Я работаю по программе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века», поэтому для определения уровня образовательной подготовки учащихся моего класса я обратилась к диагностике по методике Л.Е.Журовой (руководитель Н.Ф.Виноградова). (Приложение 1, слайд 3)
На основании результатов тестирования, я условно разделила учеников на 3 группы:
1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2-3 психических процессов и необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 группа - достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3 группа - высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.
Такое деление учащихся создает возможность строить процесс обучения на оптимальном уровне трудности с каждой группой (численность и состав группы может меняться). В тот момент, когда учитель работает с очередной группой, остальные либо самостоятельно готовятся к работе с учителем, либо также самостоятельно выполняют задания.
А по каким критериям определить познавательный интерес учащихся? Я остановилась на диагностике познавательного интереса в форме теста по методике Н.Г.Лускановой. (Приложение 1, слайд 4)
Диагностика сформированности познавательных интересов учащихся 1 класса во II полугодии показала, что интерес к математике у детей на самом низком уровне и составляет всего 15 %.
Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках математики в совершенствовании способов дифференцированного обучения.
Индивидуальная и дифференцированная работа должна отвечать следующим условиям:
- знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся;
- умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;
- включение в план урока дифференцированной работы с разными группами и отдельными учащимися на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;
- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
- осуществление оперативной обратной связи;
- соблюдение педагогического такта.
Методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:
- дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности);
- дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям;
- индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);
- дифференцированный метод поощрения;
- использование наглядности в разных видах.
“Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю - я понимаю” - гласит китайская мудрость. Учебные задания в начальной школе обязательно должны включать в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий для первоклассников, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением. В основе приемов в 1 классе лежат действия детей с фигурами, с предметами, со словами, с числами. Например: «Сложи из палочек цифру, букву»; вылепи из пластилина пирамидку из 5 колечек, рядом – ниже на 2 колечка; сложи из ниток фигуру по образцу и т. д. В учебный процесс включаю дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления. В УМК «Начальная школа XXI века» в рабочей тетради для 1 класса «Учимся думать и фантазировать» (Гаврилина С.В.) даны задания на развитие психологических качеств: внимания, воображения, памяти, мышления. Задания даны по степени сложности, что помогает организовать групповую дифференцированную работу.
Внимание – это важная форма организации познавательной деятельности. В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности: «Что изменилось», «Найди отличия», «Найди вырезанную фигуру», «Арифметический лабиринт», «Сбежавшее число», «Рыболовы», «Весёлый счёт» и др. (Приложение 1, слайды 8, 9, 10)
Логическое мышление. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем мышления. Отсюда вытекает главная задача педагогического процесса – формирование у школьников гармонического склада ума. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать. Примером могут служить математические кроссворды. Первоначально использую простые кроссворды (примеры с «окошками), затем более сложные. Логические задачи и задания содействуют развитию умения обосновывать, доказывать правильность своего суждения. (Приложение 1, слайды 11, 12)
Память является одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Для развития памяти использую слуховые и зрительные диктанты.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Главным средством формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Дидактические игры широко применяются на уроках математики для развития познавательной активности. Проводятся они в основном фронтально, со всем классом, поэтому трудно обеспечить активное участие в игре всех учеников, что снижает эффективность этих игр. Математические игры, разработанные М.И.Моро Н.Ф.Вапняр в пособии «Карточки с математическими заданиями и играми» дают возможность для проведения индивидуальной или групповой работы. Продумав образовательную цель игры, её воспитательные и развивающие возможности, определяется время проведения игры на уроке. Желательно раздать разноуровневые наборы предлагаемой игры ещё до урока. После инструктажа дети играют самостоятельно. Учитель наблюдает за ходом игры, вмешиваясь лишь в необходимых случаях. После игры проводится взаимопроверки и подводится итог. Ценность этих игр в том, что они полностью соответствуют целям и задачам урока, проводятся дифференцированно и в них принимают участие все дети класса.
Интересное применение на уроках математики мы нашли настольным играм-ходилкам, в которых количество передвижений по карте игры определяется кубиком. Мы же используем ответ решённого примера, который ребёнок достаёт из конверта наугад. Главное в игре – дать ответ быстро, иначе ход пропускается. Как правило, подобные групповые игры использую на этапе закрепления материала на итоговых уроках.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. (Приложение 1, слайд 13)
Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Им нравится выполнять письменные работы не торопясь: если их не подгонять, они привыкают к такой системе работы.
На контрольных уроках применение дифференцированного подхода предполагает и программа «Начальная школа XXI века». Шесть вариантов разного уровня трудности, разработанных Рудницкой В.Ндают возможность выбрать каждому один из вариантов. Тексты задач печатаю на карточках. Для тех, кто испытывает затруднения в выполнении заданий, в помощь даю карточки - консультанты с планом решения задач или с их краткими записями. Оценка за работу, выполненную без ошибок с помощью карточки – консультанта, снижается до «3». Кроме того, всегда есть дополнительно 2 -3 задания повышенной трудности. Для их решения требуются определённые навыки умственной деятельности. Ученики выполняют их по выбору после завершения основного объёма работы.
Развитие творческих способностей, формирование умения самостоятельно работать происходит как на уроке, так и при выполнении домашних работ. Материал учебника и печатных тетрадей УМК «Начальная школа XXI века» помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника. В работе над задачей пользуюсь методом составления обратных задач или решение задачи другим способом, что служит проверкой задачи. Такая работа способствует выработке самоконтроля, самостоятельности. Для более сильных детей даю, например, дополнительные смысловые нагрузки, задания, требующие творческого поиска правильных способов решения. Для слабоуспевающих предусматриваю определённые меры помощи: рисунок, схему к задаче, неполная краткая запись, план решения, теоретическая справка, чертёж, вспомогательные вопросы, инструкции. Не всегда в печатной тетради даны задания с дополнительной конкретизацией, в этих случаях записываю в карточках и даю тем учащимся, которые нуждаются в такой помощи. (Приложение 1, слайд 14, 15) Очень любят дети перфокарты, в которых даны примеры в занимательной форме. (Приложение 1, слайд 16)
Если в начале первого года обучения активизация познавательной деятельности осуществляется главным образом с помощью игрушек, ярких картинок и сказок, то во второй его половине наглядность представляется в виде схем, таблиц, плана. Мыслительный процесс переходит от предметно-действенного к наглядно-образному. В результате успешного применения наглядности возрастает познавательная активность, увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности. Ученика пытаются сотрудничать с учителем в создании отдельных таблиц. Так были созданы индивидуальные таблицы, карточки для устного счёта, схемы-опоры к наиболее трудновоспринимаемому материалу. (Приложение 1, слайд 17, 18, 19)
Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. В первые годы учёбы, когда у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Американский психолог Э.Торндайк, сравнивая механизм действия поощрений и наказаний, приходит к выводу, что «награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, что чувство удовлетворённости, которое вызывает поощрение намного сильнее, чем чувство неудовлетворённости, вызванное наказанием» (Нач школа №12, 1990г). В.А.Сухомлинский считал, что «от умения воздействовать на чувственную сферу при использовании поощрений во многом зависит развитие ребёнка». (Приложение 1, слайд 20)
Разное отношение к поощрению у хорошистов и посредников. Хорошисты жаждут одобрения за каждый свой успех, для них значимым поощрением является решение сложной задачи или другое задание. Ученики, которые успевают слабо, к данному поощрению относятся отрицательно. Это говорит о том, что у этих детей недостаточно сформирован познавательный интерес и ценностное отношение к деятельности. Они боятся лишних трудностей и ошибок. Для повышения познавательной активности учащихся необходимо идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрения – деятельности.
Перечисленные формы работы активизируют все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции, создают атмосферу непринуждённости и раскованности.Школьники с такой формой потребности стараются сами доходить до правильного ответа, любят "хитрые" вопросы. Важно, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса обучения.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
Дифференцированный подход обеспечил возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они стали увереннее в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.
Диагностика сформированности познавательных интересов учащихся 4 класса показала, что 57% учащихся имеют повышенный интерес к математике и с увлечением ее изучают, интересуются предметом 23% учащихся. (Приложение 1, слайд 21)
В классе, где я работаю, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческо-исследовательского характера значительно возросло, а потому при 100% успеваемости наблюдается возрастание качества знаний и степень обученности класса по математике.
Качество знаний по математике с каждым годом росло:
2 класс – 57 %, 3 класс – 66 %, 4 класс – 71 %
Итак, мой опыт доказывает, что актуальная для современной школы проблема развития познавательной активности детей на уроках математики успешно решается средствами дифференцированной работы.