«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг»
Хаусдорф Ф.
При построении урока математики в современных условиях нельзя делать установку только на усвоение определенной суммы фактов. Урок математики надо строить так, чтобы перед учениками ставились небольшие задачи, которые способствовали постоянному творческому поиску. Одним из возможных способов решения данной проблемы может стать устный счет.
Устный счет является одним из основных этапов урока, который, во-первых, должен отвлечь учащихся от перемены и предыдущего урока, во-вторых, подготовить к изучению нового материала или помочь обобщить ранее изученный, в-третьих, активизировать творческую познавательную деятельность учащихся. Всем известно, что интерес к математике – удел немногих. Поэтому одна из миссий устного счета: не отпугнуть тех, кому нравится математика и дать возможность увидеть ее красоту другим. Действительно, начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами, каждый учитель старается вместить в этот небольшой этап урока все составляющие устного счета. В современной школьной действительности любой педагог, преподающий математику, был бы удивлен, услышав в конце своего урока вопрос: «Почему мы сегодня не занимались устным счетом?» Это может стать необходимостью, если в третьем классе мы будем совершенствовать и доводить до автоматизма знание таблицы умножения, нахождение неизвестных компонентов, включая их на каждом уроке в творческий, познавательный устный счет. Тогда в основной школе это станет для учащихся необходимой потребностью в начале урока, как у хорошего спортсмена перед соревнованиями, провести тренировку своих физических или умственных способностей.
В данной статье приводится несколько примеров, которые прошли апробацию на уроках математики восьмых классов. В примерах №1-№3 представлен один из возможных вариантов тематического устного счета к разделу «Квадратный корень». Практика показывает, что введение радикала и действий с корнями, как и со степенями, вызывает у учащихся определенные трудности. Здесь представлена необычная форма подачи устного счета в виде «математического шифра», ведь разгадывать тайны любят как дети, так и взрослые. В первом столбике представлены сами задания, во втором столбике ответы, которых больше чем заданий, каждому ответу соответствует слово.
Данный устный счет совершенствует вычислительные навыки по теме «Действия с корнями», делая это в системе (применяя данную форму на нескольких уроках) и в необычной форме. Зашифрованные высказывания носят воспитательный и познавательный характер, принадлежат перу известных авторов учебников по математике или ученых. Приведенный вариант устного счета можно использовать как раздаточный материал, устроив соревнование между командами по колонкам, или проецируя материал на экран для фронтальной работы. Неожиданная подача устного счета в такой форме на первом уроке завораживает, на втором – поддерживает математический азарт, на следующих - не только укрепляет знание темы, но и непроизвольно втягивает ученика в процесс необходимости изучения математики.
Для многих заданий школьного курса математики является недостатком то, что они дают мало возможностей для обсуждений, способствующих повышению интереса и необходимых для осознанного применения материала. Известно, что учащиеся допускают много ошибок при выполнении заданий, связанных как с построением графиком, так и с чтением их. Поэтому графики представляют благоприятный материал для постановки задач и вопросов, допускающих как формальное, так и неформальное обсуждение. Я считаю, что как раз в устном счете возможно с помощью неформальных описаний или иллюстраций больше развить правильную математическую интуицию. Примером может служить задание для устного счета по теме «Квадратичная функция», где используется авторская учебная картина «Параболические поросята» (рисунок 1).
Аналогичные примеры были представлены мной в статье «Математика в картинках». Приведенный материал можно применять в различных интерпретациях, все зависит от фантазии и желания учителя. Например, разделить класс на три группы, дать задание «Выбрать из списка предложенного в примере №4, лучше без номеров, формулы парабол, которые относятся:
- «к спящему поросенку»,
- «к поросенку, который стоит боком»,
- «к поросенку, который смотрит на нас».
Можно провести фронтальную работу аналогичного характера с центральной свинкой или с любым графиком параболы под определенным номером, предложить выбрать номера графиков парабол на картинке, соответствующие предложенным формулам из списка, можно учащихся попросить самих написать соответствующие им формулы. Работа с представленными параболами позволяет больше уделить внимания вопросу выделения полного квадрата из квадратного трехчлена, схематичному изображению параболы, значению коэффициентов при построении графиков, возможным вариантам записи формулы для построения графика параболы, значимости нахождения координат вершины.
Возможно, приведенные варианты устного счета помогут найти свои способы сделать устный счет необходимым и значимым этапом урока математики.
Пример№1
Для второго урока по теме «Квадратный корень из степени»
Указание: «Выполните задания и, выбрав из предложенных вариантов правильные ответы, расшифруйте высказывание, относящееся к математике. При формулировании окончательного варианта текста, возможно, склонять слова, расставлять знаки препинания».
Задания: Вычислить:
Что больше :
|
Варианты ответов: 20 – воля |
Ответы:
№ |
ответ |
слово |
1 |
9 |
Занятие |
2 |
5 |
Математика |
3 |
81 |
Развивает |
4 |
27 |
Внимание |
5 |
16 |
Тренирует |
6 |
196 |
Мозг |
7 |
20 |
Воля |
8 |
54 |
Воспитывает |
9 |
24 |
Настойчивость |
10 |
56 |
И |
11 |
14 |
Упорство |
12 |
6 |
В |
13 |
3,7 |
Достижение |
14 |
цель |
Зашифрованное высказывание:
«Занятие математикой развивает внимание, тренирует мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» А.И. Маркушевич
Пример №2
Для второго урока по теме «Квадратный корень из произведения»
Задания: Вычислите: |
Варианты ответов: 14 – сосед |
Ответы:
№ |
ответ |
слово |
1 |
8 |
Математика |
2 |
9 |
Нельзя |
3 |
5 |
Изучать |
4 |
42 |
Наблюдая |
5 |
33 |
Как |
6 |
0 |
Это |
7 |
36 |
Делать |
8 |
14 |
сосед |
Зашифрованное высказывание:
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!» А.Нивен
Пример №3
Для первого урока по теме «Квадратный корень из дроби»
Задания: Вычислите:
|
Варианты ответов: 10 – гордость |
Ответы:
№ |
ответ |
слово |
1 |
64 |
Математика |
2 |
Это |
|
3 |
0,55 |
Гимнастика |
4 |
72 |
Ум |
5 |
40 |
Для |
6 |
21 |
Которой |
7 |
16 |
Нужны |
8 |
0.27 |
Вся |
9 |
6 |
Гибкость |
10 |
3 |
И |
11 |
49 |
Выносливость |
12 |
15 |
молодость |
Зашифрованное высказывание:
«Математика – это гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и выносливость молодости». Винер Н.
Пример№4
Формулы, соответствующие графикам парабол, изображенных на рисунке1.
Рисунок 1. «Параболические поросята»