Пояснительная записка
Спецификой развития педагогической науки и практики в настоящее время является то, что процесс воспитания подрастающих поколений происходит в условиях реализации ПНПО — Приоритетного национального проекта «Образование», который показывает повышенное внимание государства к школе, учителю.
Кто я, откуда я, какими были мои родители, когда были маленькими; сколько у меня прадедушек и прабабушек, кем они были? Каждый из нас пытался и пытается, может быть, до сих пор найти ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с историей своего рода, своей семьи.
Программа «Древо жизни» обращена к тем ребятам и их родителям, педагогам, которых интересует изучение своей семьи, для которых проблема сплочения младших и старших в семье одна из главных.
Целью программы являются:
- утверждение нравственных ценностей в сознании членов детской организации через духовное возрождение семьи;
- изучение истоков создания своеобразного индивидуального микросоциума (традиции, обычаи, обряды);
- овладение младшими школьниками опытом поколений в создании благоприятного семейного микроклимата, семейного образа жизни (на основе общечеловеческих ценностей).
Деятельность классного руководителя рассматривается как целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к школьникам с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса.
Основные принципы организации воспитания
Принцип природосообразности. Основное правило воспитания - принимать ребенка таким, какой он есть. В основе воспитания – доверие, опора на имеющийся потенциал ребенка, поиск его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних духовных сил ребенка.
Деятельностный принцип. Процесс социализации ребенка зависит от школьной деятельности, отношений, которые возникают в процессе детской деятельности. Организация жизни детей – главная задача системы воспитания школы.
Принцип целостности. Системы воспитания школы подразумевает целостность всего: школьной и классной жизни, образ окружающего мира и образ себя, внешний образ педагога и его отношение к делу, урочная и внеурочная деятельность.
Личностно-ориентированный принцип. Задача педагога увидеть и понять детские чувства и побуждения, чтобы быть справедливым в оценке ребенка.
Возрастной принцип. Необходимо знание специфики каждого возраста ребенка и специфики педагогических условий, которые педагог обязан создать, чтобы развитие ребенка осуществлялось последовательно и здоровым образом.
Принцип сотрудничества. Единство целей педагога и ученика основывается на стремлении ребенка удовлетворить свои потребности и желании педагога сделать все от него зависящее для создания необходимых условий для этого.
Участники и организаторы программы: учащиеся 1-4 классов; заместитель директора по воспитательной работе; классный руководитель; педагог-психолог; учитель физкультуры; педагоги дополнительного образования; библиотекарь; руководитель ОБЖ; учителя-предметники; общественность; родители.
Содержание воспитательной работы
- Организация мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и школы. Уделение большого внимания проведению родительских собраний, всеобуча с привлечением специалистов социальных служб и учреждений района.
- Изучение социально-психологического портрета семьи, изучение информационных потребностей
- Организация семейного досуга, через организацию культурно-массовых мероприятий, что способствует укреплению детско-родительских отношений и психологического микроклимата в коллективе учащихся.
- Формирование методической базы для педагогов, которая будет использоваться при проведении классных часов и родительских собраний. Разработка широкого перечня тем родительских собраний и внеклассных мероприятий.
Механизмы реализации программы
Духовное начало данной программы лежит в объединении детей и их родителей для изучения истории семьи, ее генеалогического древа, сохранения семейных традиций и
обычаев.
Формы деятельности:
- В личной беседе с родителями, бабушками и дедушками выявление имен, отчеств прабабушек и прадедушек;
- Выявление легенд или исторических событий, связанных с происхождением собственной фамилии;
- Написание генеалогического древа семьи, т.е. кто является главой семьи, их дети, внуки и т. д.;
- Составление фотоальбомов семьи, организация совместных праздников семьи, вечеров отдыха для всей семьи;
- Проведение спортивных, интеллектуальных конкурсов для семей подростков;
- Возрождение традиционных национальных семейных обычаев, традиций и ремесел, характерных для данного региона (области, края, республики); пропаганда их среди сверстников в классном коллективе, в общеобразовательном учреждении;
- Создание семейных фольклорных коллективов, семейных ремесленных групп, пропаганда их деятельности в учебном заведении, в городе (селе);
- Создание различных «женских союзов» из числа матерей и бабушек с целью изучения и пропаганды традиционных для данной местности ремесел, обычаев, традиций и обрядов;
- Создание «мужских союзов» или «мужских братств» — союзов дедушек, отцов и сыновей с целью изучения и пропаганды мужских традиций данного региона;
- КТД по выявлению неразрывных связей истории семьей с историей и культурой страны и др.
Используя образное мышление ребёнка, можно наглядно изобразить воспитательную работу, проводимую в классе, выстроив «Древо жизни», отобразив в нём все проводимые мероприятия, все личные и классные достижения.
Для этого ещё в 1 классе силами родителей в классной комнате делается рисунок небольшого ростка дерева В нём отображается тема года, основные направления деятельности. Постепенно крона деревца заполняется листочками разного цвета. Каждое мероприятие – листок с пометкой о выполненном поручении, проведённом мероприятии. Предположим, в первом классе – это листочки светло-зеленого цвета, во втором – зелёного, в третьем – темно-зеленого, а в четвёртом – синего цвета. К четвёртому году обучения всё дерево становится покрыто густой кроной листьев, которая воочию показывает всю жизнь классного коллектива.
Этапы реализации
1 этап. (1 класс) Тема года: «Своя семья – самые верные друзья»
На этом этапе происходит становление ребенка в статусе ученика и члена нового детского коллектива. Преодолеть трудности этого периода призвана семья. Объективно, сообразно возрасту дети очень привязаны к семье, иногда плохо помнят одноклассников по именам, стремятся вернуться к привычной домашней обстановке. Это в большей мере касается детей, которые не посещали дошкольные заведения.
Основные понятия: родители, родительский дом, братья и сёстры, Родина, доброта, забота, любовь, вежливость, красота, милосердие, уважение, семейные традиции, уклад жизни, помощь старшим и младшим, день рождения, именины.
Тематика классных часов по программе (2 часа в четверть).
- Что такое хорошо.
- Друзья Мойдодыра.
- Давайте жить дружно!
- Волшебные слова.
- Моя семья – мои друзья.
- Папа дома конечно главный.
- Вместе с мамою моей.
- Я сегодня всё могу.
Направление воспитательной работы |
Мероприятие |
Семья и общество. |
«Не прервётся связь времён». Семейный праздник. |
Семья и культура. |
«Моя семья» Вечер семейного отдыха. |
Семья и здоровье. |
Участие семей класса в Днях здоровья. |
Наша дружная семья. |
«Любимые игры нашей семьи» Вечер семейного отдыха. |
Тематика родительских собраний
№ |
Тема |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1 |
Шестилетний ребёнок в школе. Трудности адаптации. Анкетирование. |
Собрание - лекция |
1 четверть |
2 |
Моделируем воспитательную систему класса |
Собрание - мастерская |
2 четверть |
3 |
«Давайте поиграем» Об игре, как доминирующей форме деятельности ребёнка. |
Собрание – деловая игра |
3 четверть |
4 |
«О здоровье наших детей» |
Собрание – круглый стол |
4 четверть |
2 этап. (2 класс) Тема года: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам»
Второклассники приучены к школьным условиям, принимают и выполняют общие правила жизни школьного коллектива. Теперь пришло время проявить свои лучшие качества, стать заметным, обрести уважение среди одноклассников, стать лидером, т.е. делами своими завоевать авторитет.
Основные понятия: способности творческие и умственные, культура общения, выбор, нравственное поведение, ответственность, помощь, долг, честность, правда и ложь, совесть, долг и честь, честность, аккуратность, опрятность, обязательность и точность, вежливость, гармония души и тела.
Тематика классных часов (2 часа в четверть)
- Лучшее слово о дружбе.
- О человеке и его времени.
- Да здравствует вежливость!
- Помни о других.
- Встречают по одёжке, а провожают по уму.
- Каждой вещи своё место.
- Ежели вы вежливы…
- Давши слово – держись, а не давши слово – крепись.
Направление воспитательной работы |
Мероприятие |
Семья и общество. |
«Я живу в России»» КТД |
Семья и культура. |
«Споёмте, друзья» Песенный конкурс. |
Семья и здоровье. |
«Наш семейный прогулочный маршрут» .Конкурс рисунков. |
Наша дружная семья. |
Именины. Празднования дней рождения. |
Тематика родительских собраний
№ |
Тема собрания |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1 |
«Садимся за уроки» Как помочь ребёнку учиться. |
Собрание - лекция |
1 четверть |
2 |
«Трудности школьной жизни» |
Собрание – круглый стол |
2 четверть |
3 |
«Острые углы семейного круга» Взаимоотношения в семье. |
Собрание - практикум |
3 четверть |
4 |
«О наказании и поощрении в семье» Воспитание ненасилием. |
Собрание -деловая игра |
4 четверть |
3 этап. (3 класс) Тема года: «Дерево держится плодами, а человек – друзьями»
Общение третьеклассников строится на внутренних взаимоотношениях в коллективе. Приобрести друзей, уметь дружить, уметь строить отношения, дорожить сложившимися отношениями – вот задача нового периода жизни ребёнка.
Основные понятия: дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, преданность, справедливость, эмоции и чувства, сочувствие, сопереживание, права и обязанности, честь и честность, труд, общественное поручение, гостеприимство.
Тематика классных часов по программе (2 раза в четверть).
- У всех есть свои обязанности.
- Что мне интересно.
- Ты и твои товарищи.
- Правила, обязательные для всех.
- И дома, и в гостях.
- Точность – вежливость королей.
- Друг познаётся в беде.
- Дружба крепкая не сломается, не расклеится.
Направление воспитательной работы |
Мероприятие |
Семья и общество. |
«Легенды и предания моей семьи» Конкурс проектов. |
Семья и культура. |
«На что клад, коли в семье лад», традиции гостеприимства, выставка рукоделий, предметов коллекционирования. Посещение культурных центров города. «Русский человек без родни не живёт». Три поколения моей семьи. Разберёмся в родственных связях. Праздник – финал серии творческих семейных конкурсов.
Формы семейной памяти о предках. |
Семья и здоровье. |
«Папа, мама, я – спортивная семья» Спортивный праздник. |
Наша дружная семья. |
«Наш дом». Творческий конкурс. В любой форме (рисунок, рассказ, стих и др.) выразить это понятие и показать отличительные особенности своего дома. |
Тематика родительских собраний
№ |
Тема собрания |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1 |
«Виды темперамента и их влияние на характер ребёнка» |
Собрание – лекция с элементами игры |
1 четверть |
2 |
«Семейные традиции» |
Собрание – ярмарка интересных дел |
2 четверть |
3 |
«Друзья моих детей – мои друзья» |
Собрание – круглый стол |
3 четверть |
4 |
«Папа, мама, я – читающая семья» |
Совместная родителей и детей конкурсная программа |
4 четверть |
4 этап. (4 класс) Тема года. «Родители дали тебе жизнь, а волю воспитай сам»
Дети на пороге подросткового возраста переживают сложный период. Происходит своеобразная переоценка ценностей. Влияние родителей, семьи ослабевают. На первое место выходят другие приоритеты: мнение сверстников, знакомых. Поэтому важно воспитывать у ребёнка волевые качества личности, качественное самомнение, самооценку.
Основные понятия: самовоспитание, саморегуляция, творческие способности, уровень интеллектуального развития (IQ), культура умственного труда, управление собой, лидерство, одиночество, нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное оведение, жизненные ценности, самоактуализация, самореализация, право и закон, правовые нормы, долг и достоинство, личность.
Тематика классных часов по программе (2 часа в четверть).
- Чтобы не было беды. Поговорим о вредных привычках.
- 10 вопросов к взрослому.
- Поговори со мною, мама.
- Об отце я говорю с уважением.
- Мой путь в профессию.
- Сотри случайные черты.
- Род – родители – Родина.
- Моё увлечение
Направление воспитательной работы |
Мероприятие |
Семья и общество. |
«Чем знаменита улица, где живёт моя семья?» Конкурс сочинений. |
Семья и культура. |
Автобусные экскурсии по культурным центрам области. Совместное празднование русских праздников, изучение народных обычаев, примет, блюд национальной кухни:
Праздник русской берёзки и др. |
Семья и здоровье. |
Малый турслёт. Привлечение пап и старших братьев для подготовки и проведения. |
Наша дружная семья. |
«Дочки – матери», конкурс на лучшую хозяйку дома среди мам и дочек. |
Тематика родительских собраний
№ |
Тема собрания |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1 |
«Физическое взросление и его влияние на личность ребёнка» |
Собрание - лекция |
1 четверть |
2 |
«Семейные проблемы в отношениях родителей и детей. Как их решать» |
Собрание – обмен опытом |
2 четверть |
3 |
«Откажемся от вредных привычек» |
Собрание – круглый стол |
3 четверть |
4 |
Прощание с начальной школой. |
Праздник |
4 четверть |
Ожидаемые результаты
У выпускника начальной школы сформированы:
* Понимание ценности семьи в своей жизни и дружбы со сверстниками; авторитет педагога; положительное отношение к природе родного края, ее историческим памятникам; чувство красоты; правдивость, честность; самокритичность; совестливость, стыдливость; нравственная устойчивость; верность данному слову, дружбе; доброта, чуткость, сострадание; трудолюбие.
* Умение слушать и слышать других; устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; учитывать мнение товарищей, быть терпимым к суждениям и оценкам других людей; противостоять безнравственному поведению и отрицательному примеру; нести ответственность за свое поведение перед коллективом, за поведение товарищей.
* Инициативность; свобода, независимость, самостоятельность.