Интегрированный урок грамоты по теме "Знакомство с буквой Ц (ц). Соединение точек с помощью линейки. Печатание букв Ц, ц"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Интегрированный курс включает обучение чтению, письму и математике. Главной целью данного курса является формирование у учащихся умения учиться. Обучение опирается на возрастные особенности шестилетних первоклассников, ориентировано на развитие наглядно-образного мышления детей посредством построения и использования пространственных моделей, а также на формирование основ логического мышления. В ходе работы осуществляется постепенный переход от игровой деятельности к учебной.

Интегрированный урок, на котором четко прослеживаются межпредметные связи, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию творческой активности.

Цель интегрированного урока «Знакомство с буквой Ц (ц). Соединение точек с помощью линейки. Печатание букв Ц, ц» - усвоить, что буква «Ц» обозначает всегда твердый согласный звук.

На разных этапах урока эффективно применялись следующие методы (по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в учебном процессе):

  • объяснительно-иллюстративный (устный опрос, слово учителя)
  • частично-поисковый (перенос теоретических знаний на практику).

Для достижения поставленной цели урока использовались различные формы организации деятельности обучающихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • работа в парах;
  • самостоятельная работа.

Содержание учебного материала подбиралось с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые моменты урока способствовали активизации познавательной деятельности обучающихся.

Для снятия статического напряжения на уроке использовались двигательные физминутки и смена видов деятельности.

В ходе урока формировались общеучебные умения:

  • учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само взаимоконтроля);
  • учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
  • учебно-информационные (работа с учебником);
  • учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).

В данном уроке важен и воспитательный аспект. Реализация воспитательной цели прослеживается в ходе всего урока.

Ход урока

В ходе урока проходит показ компьютерной презентации. (Приложение 1)

1. Организационный момент

- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы будем изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующее упражнение.

(На экране картинки с изображением цапли, синицы, цыпленка, цветка, огурца, зайца.) (Слайд 1)

- Назовите предметы, изображенные на картинках, в указанном порядке и постарайтесь их запомнить.

- А сейчас закройте глаза.

- Откройте глаза.

- Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.

(Первоначально картинки стояли так: цапля, синица, цыпленок, цветок, огурец, заяц. Сейчас они расположены так: цапля, синица, заяц, огурец, цветок, цыпленок. Поменялись картинки с изображением цыпленка и зайца, цветка и огурца.) (Слайд 3)

-Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(В каждом слове встречается звук [ц]. Значит, первая часть темы сегодняшнего урока «Звук [ц]».) (Слайд 4)

Исследовательская работа: обратите внимание на схему.

(Слайд 5)

- Какое исследование вы должны провести на уроке? (Выслушать версии детей. Если не прозвучит нужного ответа, то учитель спрашивает учеников).

- А знаете ли вы, какие особенности имеет звук [Ц]?

Об этом вы скоро узнаете, если проведёте наблюдения над словами, а какими, догадайтесь:

На одной ноге стоит, (Слайд 6)
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
(Цапля) (Слайд 7)

Спинкою зеленовата, (Слайд 8)
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица) (Слайд 9)

3. Работа по теме урока

А) Работа по учебнику (стр.179).

- Произведем звукобуквенный анализ слов «цапля», «синица».

Задания:

1) Сравнить звуки, указанные в схемах стрелочкой; определить, это разные или одинаковые звуки, определить на слух, какой звук [ц]: твердый или мягкий. Чтение слогов. (Слайд 10)

Вывод: звук [ц] твердый согласный, у него нет мягкой пары.

2) Посчитать, сколько мягких согласных звуков и сколько твердых согласных звуков в этих словах; рассказать, чем похожи и чем различаются гласные в слове цапля (в этом слове гласные звуки [а], но первый из них стоит после твердого согласного и поэтому обозначен буквой а, этот звук ударный, второй звук [а] стоит после мягкого согласного и поэтому обозначен буквой я, этот звук безударный); сказать, чем различаются гласные звуки [и] в слове синица (первый безударный, а второй ударный).

3) Разделить слова на слоги, определить ударный слог.

4) Назвать как можно больше признаков сходства и различия слов цапля, синица.

Итог. Молодцы. Умеем наблюдать за словами.

5) Организуется игра «Живые звуки» со словом «синица». (Один из учеников является звуком (с), демонстрируя у доски зеленый квадрат, что означает «мягкий согласный звук», другой - гласный звук «и», показывая красный квадрат, третий - мягкий согласный звук (н), четвертый - гласный звук «и», пятый - всегда твердый согласный (ц), шестой- гласный звук (а)).

Задание для хорошо читающих:

6) Прочитать стихотворение В. Лунина; найти в стихотворении слова, в которых есть буква ц, и прочитать их.

Б) Работа в тетради «Грамота»

- Письмо печатной буквы Ц (ц). Дописывание недостающих элементов печатных и письменных букв. Составление слов из букв и их запись.

Задания:

1) Сравнить печатный и письменный варианты написания буквы Ц (ц); перечислить элементы письменной заглавной и строчной буквы Ц (ц); сравнить печатные буквы Ц (ц) — Щ (щ), письменные буквы ц — щ — и.

2) Прописать заглавную и строчную печатную букву Ц (ц).

3) Восстановить буквы Ц (ц).

- Кто уже догадался, какую букву испортил Дед Буквоед?

Индивидуальная поддержка: -Кому нужна помощь?

4) Перечислить признаки сходства и различия элементов, написанных на четвертой строке; назвать буквы, в состав которых входят эти элементы; прописать заданную последовательность элементов.

5) Прописать последний элемент письменной строчной буквы ц.

6) Составить и записать слова (цирк, цифра, птица, отец); объяснить, чем слово цирк отличается от остальных трех слов (в этом слове один слог), чем слово отец отличается от остальных слов (оно начинается с гласного, остальные три слова начинаются с согласного).

Физминутка

«Цыпленок»

- Не хочу один клевать я! Пусть скорей приходят братья!
- Где ж они? — Под старой липой!
- Как зовут их? — Цыпа! Цыпа!

Пальцами правой руки ударяют пальцы левой руки 4 раза.
Приглашающее движение кистями 3 раза, «замок».
Разжимание «замка», поглаживание кистей.
2 хлопка, 2 приглашающих жеста.

В) Работа по учебнику «Грамота» (работа в паре)

- Отгадывание загадок. Составление слов и словосочетаний.

Задания:

1) Прочитать слова, которые заканчиваются слогом цы (они записаны на с. 180 в правом столбике); прочитать еще раз первую группу слов; посчитать сколько слогов в каждом слове (3); прочитать вторую группу слов; посчитать, сколько слогов в каждом из этих слов (2); объяснить, почему в слове огурцы букв меньше, чем в слове скворцы, а слогов больше.

2) Прочитать загадки; разгадать их; назвать слова, которые помогли отгадать первую загадку (живое, теплое, пушистое, золотое); объяснить, что значит «золотой» (цвет); назвать слова, которые помогли отгадать вторую загадку; поработать вдвоем: один ученик составляет одно слово, а другой — другое; сказать, какое слово в кроссворде располагается по горизонтали, какое — по вертикали, какая буква входит и в одно и в другое слово. (Слайд 12, 13)

3) Прочитать пару слов колодцы — колодец; объяснить, по какому принципу объединены слова в этой паре (это одно и то же слово, но первое называет много предметов, а второе этот же предмет, но один); прочитать следующие слова и назвать слово, которое должно быть записано справа от прочитанного.

4) Найти на с. 181 два столбца слов; прочитать слова, записанные в левом столбце, в правом столбце; прочитать слова по строкам; объяснить, почему получилась чепуха; подобрать к каждому слову левого столбца подходящее слово из правого столбца.

(Слайд 15)

Итог: молодцы, у нас теперь получились верные словосочетания. Проверим, как вы их запомнили.

- Я называю предмет (слова из 2 - ого столбика, говорю тем, кому непонятно), а вы называете его признак.

- А теперь проверим вашу память. Назовите словосочетания, которые вы запомнили.

Физминутка

Для глаз: «Бабочка»

Г) Работа в тетради «Грамота»

- Восстановление правой части буквы. Соединение точек с помощью линейки. Измерение длины сторон пятиугольника.

 Задания:

1) Рассмотреть левую часть буквы М на с. 56; обратить внимание на высоту, толщину буквы; рассказать, в какой последовательности надо выполнить задание. (Слайд 17)

2) Рассмотреть пятиугольник; рассказать, где расположены точки, рядом с которыми записаны цифры 1, 2, 3, 4, 5.

3) Проверить свои действия измерением.

4) Дополнить результатами измерения запись на экране:

«Длина стороны пятиугольника ___ см, (Слайд 19)
длина половины стороны ___ см»;

5) Вспомнить, как правильно соединить точки с помощью линейки; соединить точки с помощью линейки последовательно: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5.

6) Сказать, какие точки еще можно соединить (2 и 4; 2 и 5; 1 и 4,1 и 5 и т. д.); соединить эти точки с помощью линейки.

Физминутка

Раз-подняться, потянуться
Два- согнуться, разогнуться
Три- в ладоши три хлопка
Головою три кивка,
На четыре - руки шире
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Д) Работа в команде

Конкурс - игра «Кто хочет быть отличником» ( каждый ряд - команда)

Условия игры: чья команда составит быстрее и больше слов- названий птиц, та и выигрывает.

Очки: за каждое слово команда получает 1 балл.

Получите листы, на которых вы будете печатать слова.

Самый быстрый ученик печатает, а остальные члены команды в уме составляют из слогов названия птиц и тихо шепчут ему на ушко, чтобы другая команда не воспользовалась вашей подсказкой.

СИ

ЦАП

РО

КА

НИ

СО

БЕЙ

ГАЛ

ЦА

ВО

ЛЯ

НА

(Слайд 21)

Из данных слогов составьте известные вам названия птиц. Слоги можно повторять (синица, цапля, сорока, воробей, ворона, галка).

Итог: выявление команды победительницы.

Е) Итог урока

- Что новое и интересное узнали на уроке о букве Ц? Чему научились?

О чём расскажите дома?

Можно воспользоваться незаконченными предложениями:

Я хорошо запомнил (а) ...................
Я знаю, что мне ещё нужно дома повторить ................

Оценка учебного труда учащихся: Я вашей работой на уроке осталась довольна. Спасибо за активность, дети.