Пояснительная записка
Интегрированный курс включает обучение чтению, письму и математике. Главной целью данного курса является формирование у учащихся умения учиться. Обучение опирается на возрастные особенности шестилетних первоклассников, ориентировано на развитие наглядно-образного мышления детей посредством построения и использования пространственных моделей, а также на формирование основ логического мышления. В ходе работы осуществляется постепенный переход от игровой деятельности к учебной.
Интегрированный урок, на котором четко прослеживаются межпредметные связи, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию творческой активности.
Цель интегрированного урока «Знакомство с буквой Ц (ц). Соединение точек с помощью линейки. Печатание букв Ц, ц» - усвоить, что буква «Ц» обозначает всегда твердый согласный звук.
На разных этапах урока эффективно применялись следующие методы (по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в учебном процессе):
- объяснительно-иллюстративный (устный опрос, слово учителя)
- частично-поисковый (перенос теоретических знаний на практику).
Для достижения поставленной цели урока использовались различные формы организации деятельности обучающихся:
- фронтальная;
- групповая;
- работа в парах;
- самостоятельная работа.
Содержание учебного материала подбиралось с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые моменты урока способствовали активизации познавательной деятельности обучающихся.
Для снятия статического напряжения на уроке использовались двигательные физминутки и смена видов деятельности.
В ходе урока формировались общеучебные умения:
- учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само взаимоконтроля);
- учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
- учебно-информационные (работа с учебником);
- учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).
В данном уроке важен и воспитательный аспект. Реализация воспитательной цели прослеживается в ходе всего урока.
Ход урока
В ходе урока проходит показ компьютерной презентации. (Приложение 1)
1. Организационный момент
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы будем изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующее упражнение.
(На экране картинки с изображением цапли, синицы, цыпленка, цветка, огурца, зайца.) (Слайд 1)
- Назовите предметы, изображенные на картинках, в указанном порядке и постарайтесь их запомнить.
- А сейчас закройте глаза.
- Откройте глаза.
- Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.
(Первоначально картинки стояли так: цапля, синица, цыпленок, цветок, огурец, заяц. Сейчас они расположены так: цапля, синица, заяц, огурец, цветок, цыпленок. Поменялись картинки с изображением цыпленка и зайца, цветка и огурца.) (Слайд 3)
-Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(В каждом слове встречается звук [ц]. Значит, первая часть темы сегодняшнего урока «Звук [ц]».) (Слайд 4)
Исследовательская работа: обратите внимание на схему.
(Слайд 5)
- Какое исследование вы должны провести на уроке? (Выслушать версии детей. Если не прозвучит нужного ответа, то учитель спрашивает учеников).
- А знаете ли вы, какие особенности имеет звук [Ц]?
Об этом вы скоро узнаете, если проведёте наблюдения над словами, а какими, догадайтесь:
На одной ноге стоит, (Слайд 6)
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
(Цапля) (Слайд 7)Спинкою зеленовата, (Слайд 8)
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица) (Слайд 9)
3. Работа по теме урока
А) Работа по учебнику (стр.179).
- Произведем звукобуквенный анализ слов «цапля», «синица».
Задания:
1) Сравнить звуки, указанные в схемах стрелочкой; определить, это разные или одинаковые звуки, определить на слух, какой звук [ц]: твердый или мягкий. Чтение слогов. (Слайд 10)
Вывод: звук [ц] твердый согласный, у него нет мягкой пары.
2) Посчитать, сколько мягких согласных звуков и сколько твердых согласных звуков в этих словах; рассказать, чем похожи и чем различаются гласные в слове цапля (в этом слове гласные звуки [а], но первый из них стоит после твердого согласного и поэтому обозначен буквой а, этот звук ударный, второй звук [а] стоит после мягкого согласного и поэтому обозначен буквой я, этот звук безударный); сказать, чем различаются гласные звуки [и] в слове синица (первый безударный, а второй ударный).
3) Разделить слова на слоги, определить ударный слог.
4) Назвать как можно больше признаков сходства и различия слов цапля, синица.
Итог. Молодцы. Умеем наблюдать за словами.
5) Организуется игра «Живые звуки» со словом «синица». (Один из учеников является звуком (с), демонстрируя у доски зеленый квадрат, что означает «мягкий согласный звук», другой - гласный звук «и», показывая красный квадрат, третий - мягкий согласный звук (н), четвертый - гласный звук «и», пятый - всегда твердый согласный (ц), шестой- гласный звук (а)).
Задание для хорошо читающих:
6) Прочитать стихотворение В. Лунина; найти в стихотворении слова, в которых есть буква ц, и прочитать их.
Б) Работа в тетради «Грамота»
- Письмо печатной буквы Ц (ц). Дописывание недостающих элементов печатных и письменных букв. Составление слов из букв и их запись.
Задания:
1) Сравнить печатный и письменный варианты написания буквы Ц (ц); перечислить элементы письменной заглавной и строчной буквы Ц (ц); сравнить печатные буквы Ц (ц) — Щ (щ), письменные буквы ц — щ — и.
2) Прописать заглавную и строчную печатную букву Ц (ц).
3) Восстановить буквы Ц (ц).
- Кто уже догадался, какую букву испортил Дед Буквоед?
Индивидуальная поддержка: -Кому нужна помощь?
4) Перечислить признаки сходства и различия элементов, написанных на четвертой строке; назвать буквы, в состав которых входят эти элементы; прописать заданную последовательность элементов.
5) Прописать последний элемент письменной строчной буквы ц.
6) Составить и записать слова (цирк, цифра, птица, отец); объяснить, чем слово цирк отличается от остальных трех слов (в этом слове один слог), чем слово отец отличается от остальных слов (оно начинается с гласного, остальные три слова начинаются с согласного).
Физминутка
«Цыпленок»
- Не хочу один клевать я! Пусть скорей приходят братья!
- Где ж они? — Под старой липой!
- Как зовут их? — Цыпа! Цыпа!
Пальцами правой руки ударяют пальцы левой руки 4 раза.
Приглашающее движение кистями 3 раза, «замок».
Разжимание «замка», поглаживание кистей.
2 хлопка, 2 приглашающих жеста.
В) Работа по учебнику «Грамота» (работа в паре)
- Отгадывание загадок. Составление слов и словосочетаний.
Задания:
1) Прочитать слова, которые заканчиваются слогом цы (они записаны на с. 180 в правом столбике); прочитать еще раз первую группу слов; посчитать сколько слогов в каждом слове (3); прочитать вторую группу слов; посчитать, сколько слогов в каждом из этих слов (2); объяснить, почему в слове огурцы букв меньше, чем в слове скворцы, а слогов больше.
2) Прочитать загадки; разгадать их; назвать слова, которые помогли отгадать первую загадку (живое, теплое, пушистое, золотое); объяснить, что значит «золотой» (цвет); назвать слова, которые помогли отгадать вторую загадку; поработать вдвоем: один ученик составляет одно слово, а другой — другое; сказать, какое слово в кроссворде располагается по горизонтали, какое — по вертикали, какая буква входит и в одно и в другое слово. (Слайд 12, 13)
3) Прочитать пару слов колодцы — колодец; объяснить, по какому принципу объединены слова в этой паре (это одно и то же слово, но первое называет много предметов, а второе этот же предмет, но один); прочитать следующие слова и назвать слово, которое должно быть записано справа от прочитанного.
4) Найти на с. 181 два столбца слов; прочитать слова, записанные в левом столбце, в правом столбце; прочитать слова по строкам; объяснить, почему получилась чепуха; подобрать к каждому слову левого столбца подходящее слово из правого столбца.
(Слайд 15)
Итог: молодцы, у нас теперь получились верные словосочетания. Проверим, как вы их запомнили.
- Я называю предмет (слова из 2 - ого столбика, говорю тем, кому непонятно), а вы называете его признак.
- А теперь проверим вашу память. Назовите словосочетания, которые вы запомнили.
Физминутка
Для глаз: «Бабочка»
Г) Работа в тетради «Грамота»
- Восстановление правой части буквы. Соединение точек с помощью линейки. Измерение длины сторон пятиугольника.
Задания:
1) Рассмотреть левую часть буквы М на с. 56; обратить внимание на высоту, толщину буквы; рассказать, в какой последовательности надо выполнить задание. (Слайд 17)
2) Рассмотреть пятиугольник; рассказать, где расположены точки, рядом с которыми записаны цифры 1, 2, 3, 4, 5.
3) Проверить свои действия измерением.
4) Дополнить результатами измерения запись на экране:
«Длина стороны пятиугольника ___ см, (Слайд 19)
длина половины стороны ___ см»;
5) Вспомнить, как правильно соединить точки с помощью линейки; соединить точки с помощью линейки последовательно: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5.
6) Сказать, какие точки еще можно соединить (2 и 4; 2 и 5; 1 и 4,1 и 5 и т. д.); соединить эти точки с помощью линейки.
Физминутка
Раз-подняться, потянуться
Два- согнуться, разогнуться
Три- в ладоши три хлопка
Головою три кивка,
На четыре - руки шире
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Д) Работа в команде
Конкурс - игра «Кто хочет быть отличником» ( каждый ряд - команда)
Условия игры: чья команда составит быстрее и больше слов- названий птиц, та и выигрывает.
Очки: за каждое слово команда получает 1 балл.
Получите листы, на которых вы будете печатать слова.
Самый быстрый ученик печатает, а остальные члены команды в уме составляют из слогов названия птиц и тихо шепчут ему на ушко, чтобы другая команда не воспользовалась вашей подсказкой.
СИ |
ЦАП |
РО |
КА |
НИ |
СО |
БЕЙ |
ГАЛ |
ЦА |
ВО |
ЛЯ |
НА |
(Слайд 21)
Из данных слогов составьте известные вам названия птиц. Слоги можно повторять (синица, цапля, сорока, воробей, ворона, галка).
Итог: выявление команды победительницы.
Е) Итог урока
- Что новое и интересное узнали на уроке о букве Ц? Чему научились?
О чём расскажите дома?
Можно воспользоваться незаконченными предложениями:
Я хорошо запомнил (а) ...................
Я знаю, что мне ещё нужно дома повторить ................
Оценка учебного труда учащихся: Я вашей работой на уроке осталась довольна. Спасибо за активность, дети.