Из опыта проведения психологических семинаров в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Из опыта проведения психологических семинаров в школе

Одной из задач психологической службы школы является – профилактика психологического здоровья участников образовательного процесса Особенно это необходимо в специальной школе VIII вида. Хочу поделиться методикой проведения семинаров в ОГОУ «Вичугская школа VIII вида» г. Вичуга Ивановской области. По давно сложившейся традиции в школе проходят семинары с учителями. Они проводятся 3 раза в год, продолжительностью: 1ч – 1ч 30 минут. К семинару готовится информационный буклет, презентация.

 Каждый психологический семинар включает в себя:

  1. Мотивационный момент. Это может быть высказывание великих людей, притча, сказ, пословица.
  2. Сообщение темы, целей и плана работы.
  3. Теоретический материал по заданной теме в виде небольшого сообщения. Материал может подготовить психолог, социальный педагог или учитель-предметник.
  4. Результаты диагностической работы по теме семинара. Психолог заранее диагностирует учащихся или учителей.
  5. Работа в группах. Это может быть работа по теоретическому материалу в виде небольшого анкетирования, разбор какой-либо ситуации и т.д.
  6. Релаксационные упражнения: упражнения на дыхание, расслабление под спокойную музыку, показ красивых слайдов с картинами природы, игры-сюрпризы и т.д.
  7. Характеристика учащегося с последующим составлением рекомендаций по отношению учителя к данному ребенку.
  8. Подведение итогов семинара: тестирование, создание синквейна, рефлексия, психотерапевтические упражнения и т.д.

В 2007-2008 учебном году я обучалась на дистанционных курсах повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» г. Москвы, по теме: «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде», автор: Заиченко Н.У. На основе присланного теоретического материала были разработаны и проведены следующие семинары:

  1. «Конфликт. Особенности. Причины».
  2. «Конфликт. Стратегии. Барьеры общения».
  3. «Защитное и конструктивное поведение в конфликтных ситуациях. Основные пути разрешения конфликтов».

Об одном из проведённых психологических семинаров я расскажу подробнее.

Семинар на тему: «Конфликты. Особенности. Причины»

Участники: педагогический коллектив.

Продолжительность: 1 ч 25 мин.

Подготовительная работа: проведение диагностики причин конфликтов в школьной среде среди учащихся 6-9 классов, подготовка презентации (Приложение 1), информационного буклета (Приложение 2), задания для групп, подготовка сюрприза с конфетами для участников семинара, расставка парт на три группы по 5-6 человек.

Материалы: бумага, ручки, мультимедиа система, скотч, конфеты.

ХОД РАБОТЫ

1. Создание мотивации семинара, цели и задачи, план

СКАЗ

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

 Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других. Поэтому и тема семинаров на этот учебный год очень актуальна - «Конфликты».

(Приложение 1. Слайд 1)

Цели семинаров:

  • получение теоретических знаний о конфликтных ситуациях;
  • овладение конструктивными способами поведения в конфликтах
  • овладение конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций.

(Приложение 1. Слайд 2)

То есть, попытаться снизить частоту возникновения конфликтов и, тем самым улучшить свое самочувствие, свою жизнь.

План нашего семинара представлен в информационном буклете:

  • Цели и задачи семинара (5 мин, психолог)
  • Теоретическая справка: определение конфликта, его структура, динамика, функции, виды.

 (25 мин., психолог)

  • Работа в группах: особенности и причины конфликтов между учениками, между учителем и учеником, между учителями (20 мин, участники групп)
  • Релаксация (2 мин, психолог)
  • Результаты диагностики (5 мин, психолог)
  • Характеристика ученика 8б класса (15 мин, классный руководитель и участники группы)
  • Итоги семинара. Обратная связь (10 мин, заместитель директора)

Жизнь полна противоречий. И эти противоречия можно разрешить путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания. Но самый острый способ разрешения противоречий это конфликт.

2. Теоретический блок

Под конфликтом понимают наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

(Приложение 1. Слайд 3)

Классификация конфликтов.

Конфликты могут быть:

Социальные

  • межличностные
  • между личностью и группой
  • между группами
  • международные

 Внутриличностные

  • между «хочу» и «хочу»
  • «могу» и «не могу»
  • «хочу» и «не могу»
  • «хочу» и «нужно»
  • «нужно» и «нужно»
  • «нужно» и «не могу»

(Приложение 1. Слайд 4)

Структура конфликта - совокупность устойчивых элементов конфликта, обеспечивающих его целостность.

Объективная

Это: участники конфликта, объект, предмет, микросреда и макросреда, в которой конфликт развивается и которая влияет на него.

Субъективная

Это: психологические модели конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого участника, мотивы, цели, которые преследуют участники конфликтов, психическое состояние участников.

При исследовании конфликта важно определить структуру той надсистемы, элементом которой он является.

(Приложение 1. Слайд 5)

Функции конфликта

Диагностическая – служит выявлению причин возникновения конфликтного взаимодействия.

Конструктивная – способствует личностному развитию сторон; выработке основных способов преодоления кризисов и трудностей; повышению авторитета у окружающих.

Деструктивная – проявляется в негативных процессах: психические травмы, стресс, различные заболевания; снижение авторитета; снижение мотивации; возникновение различного рода зависимостей (алкогольной, наркотической и др.).

(Приложение 1. Слайд 6)

Существует наука – психосоматика, которая изучает зависимость конфликтного поведения и разных заболеваний. Так, например, обида разрушает щитовидную железу, страх – печень.

Динамика конфликта – ход развития конфликтов во времени. Конфликт можно сравнить с вулканом, вихрем, водоворотом.

Предконфликтная ситуация.

Возникновение основ конфликта: натянутость отношений, раскол группы, возникновение дискомфорта, рост напряженности в отношениях между субъектами конфликта.

На данном этапе конфликт ярко проявляется по некоторым типичным реакциям:

а) стратегическим: внешняя доброжелательность, холодность, сдержанность, устранение, избегание встреч и контакта глазами и др.

б) нестратегическим: потливость (особенно ладони рук), выражение и цвет лица, напряженный и срывающийся голос, раздражительность, возбуждение или торможение, напряженная поза и мимика лица, дрожание рук.

(Приложение 1. Слайд 7)

Конфликтное взаимодействие.

Может быть открытым и закрытым. Для перехода к открытой фазе необходим инцидент – формальный повод, случай для начала столкновения сторон.

Типичные реакции:

а) стратегические: демонстрация силы, власти, связей, враждебности, агрессивности; применение различного рода санкций, угроз, давления; любые формы взаимодействия.

б) нестратегические: изменение дыхания; обострение хронических заболеваний и появление новых; угрожающая поза тела и мимика лица; усиление дрожания рук; появление различного рода тиков, затруднений в речи.

После инцидента конфликт как бы «шагает по ступенькам», достигая верхней – кульминации – такого накала, что обеим сторонам становится ясно, что продолжать его больше не следует.

Кульминация подводит к осознанию необходимости либо прервать конфликт, либо искать выход из конфликта какими-то иными путями.

На данном этапе важна выдержка участников конфликта. Этап может длиться очень долго, его нужно выждать, переждать, чтобы участники «спустили пар» и для этого потребуется высокая интеллектуальная и физическая нагрузка.

(Приложение 1. Слайд 8)

Разрешение конфликта.

Ситуация:

Ученики обзывают друг друга, ссорятся из-за того, что один из них рассказал классному руководителю о другом, что тот сбежал вчера с последних уроков.

2 группа

Задание №1

На основе предложенных материалов и ситуации напишите особенности конфликтов между учителями.

Ситуация:

Учительницы в присутствии учеников ссорятся в коридоре из-за того, что обе хотят проводить урок в учебном кабинете. Говорят на повышенных тонах, активно жестикулируют.

3 группа

Задание №1

На основе предложенных материалов и ситуации напишите особенности конфликтов между учителем и учеником.

Ситуация:

Учитель относился пренебрежительно к учащимся 8 класса. Надо сказать, что он был довольно «сильным учителем» (давал крепкие знания, владел методикой). Он позволял себе свысока говорить с учениками и из-за этого часто возникали конфликты с учащимися.

(Приложение 1. Слайд 11)

Итоги работы в группах:

Задание №1

Особенности конфликтов между учениками.

  • Возраст
  • Нет опыта поведения в конфликтах
  • Характер учебной деятельности – учеба
  • Современные условия жизни
  • Микро и макросреда

Особенности конфликтов между учителями.

  • Педагогический коллектив в основном «женского пола»
  • Содержание и характер педагогической деятельности
  • Престиж и оплата труда
  • Микро и макросреда

Особенности конфликтов между учеником и учителем.

  • Возраст, разный социальный статус
  • Различный жизненный опыт
  • Различное понимание конфликта и его причин
  • Присутствие «третьих» лиц во время конфликта
  • Профессиональная позиция учителя в конфликте (учитель берет на себя инициативу, не имеет право ошибиться)
  • Социально-экономическая обстановка в школе

(Приложение 1. Слайд 12, 13, 14)

Задание №2

Выберите причины конфликтов

1 группа: между учениками и отметьте их знаком «+»
2 группа: между учителями и отметьте их знаком «+»
3 группа: между учеником и учителем и отметьте их знаком «+»

Виды

Ученик-ученик

Учитель-ученик

Учитель-учитель

Причины

Борьба за лидерство

 

 

 

Расписание уроков

 

 

 

Агрессивность

 

 

 

Оскорбления

 

 

 

Выговор

 

 

 

Сплетни, доносы

 

 

 

Личная обида

 

 

 

Распределение отпусков

 

 

 

Отсутствие взаимопонимания

 

 

 

Предательство

 

 

 

Ложь и высокомерие

 

 

 

Противоположный пол

 

 

 

«Любимчики» учителя

 

 

 

Неуважение

 

 

 

Хулиганство

 

 

 

Употребление нецензурных слов

 

 

 

Хамство

 

 

 

Вымогательство

 

 

 

Грубость, лицемерие

 

 

 

Дежурство в школе

 

 

 

Неудачное замечание

 

 

 

Успеваемость

 

 

 

Прогулы

 

 

 

Учебная нагрузка

 

 

 

Опоздания

 

 

 

Утомление, усталость

 

 

 

Нарушение правил поведения

 

 

 

Завышенные требования

 

 

 

Наказания

 

 

 

Трудность в усвоении материала

 

 

 

Неверная оценка поступка

 

 

 

(Приложение 1. Слайд 15)

Итоги работы в группах:

Задание №2

Причины между рассматриваемыми группами в основном сходны. Особую специфику имеют конфликты между учителями и администрацией.

(Приложение 1. Слайд 16)

4. Релаксация

Ведущий:

Сядьте удобнее. Положите руки на колени. Сделайте глубокий вдох и выдох. Ещё раз: вдох и выдох. Возьмите себя левой рукой за правое ухо, а правую руку положите на левое колено. Опустите руки. Положите правую руку на левое плечо, а левую руку отведите в сторону. Опустите руки. Положите левую руку на правое колено, а правую руку поднимите вверх. Опустите руки. Слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз. (Заранее под сиденье стула скотчем прикрепляется конфетка).

(Приложение 1. Слайд 17)

5. Результаты диагностической работы

Справка о диагностике причин конфликтов в школьной среде.

Цель - выявить частоту конфликтов между учениками, между учеником и учителем; причины конфликтов. Класс – 6-9, выборка (27 чел.). Дата – октябрь 2007 г.

Полученные результаты.

  1. На вопрос: часто ли вы ссоритесь, друг с другом, 63% учащихся ответили «редко»; 18,5%- «часто» и «никогда». На вопрос : часто ли вы конфликтуете с учителями, 59% опрошенных ответили «никогда», 33%- «редко», 8%- «часто».
  2. На вопрос: из-за чего вы ссоритесь с друг другом, 30% учащихся ответили из-за «оскорблений», 15%-из-за «сплетен» и «доносов», 13%- из-за «противоположного пола» и «нет взаимопонимания», 8% - желание занять лидерскую позицию.
  3. На вопрос: из-за чего вы конфликтуете с учителями, 54% опрошенных ответили из-за «несправедливости», 18%- «нет взаимопонимания» и из-за «личной обиды», 10%- «оскорбления».

(Приложение 1. Слайд18, 19, 20)

6. Характеристика учащегося 8б класса

Классный руководитель зачитывает характеристику на учащегося 8б класса, как самого конфликтного в классе. В группах обсуждаются пути работы с таким учеником со стороны: педагогов-предметников, психолога, социального педагога, медицинского работника, администрации, работников ИДН; формулируются рекомендации.

(Приложение 1. Слайд 21)

7. Итоги семинара. Обратная связь

Итог сегодняшней встречи подводится необычно, в виде написания синквейна.

(Приложение 1. Слайд 22)

Задание группам

Напишите что такое конфликт с помощью синквейна.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Итоги работы в группах

1 группа

Разрешимый и неразрешимый.
Раздражает, нервирует, унижает.
Старайтесь в конфликты не вступать.
Стресс.

2 группа

Социальный, внутриличностный.
Сорит, обижает, оскорбляет.
Разрушает здоровье каждого человека.
Взрыв.
Торнадо. Вулкан.

3 группа

Социальный, внутриличностный.
Ссорит, разрушает, разъединяет.
Портит отношения между людьми.
Противоречие.
Разъединение.
Ссора.