Из опыта проведения психологических семинаров в школе
Одной из задач психологической службы школы является – профилактика психологического здоровья участников образовательного процесса Особенно это необходимо в специальной школе VIII вида. Хочу поделиться методикой проведения семинаров в ОГОУ «Вичугская школа VIII вида» г. Вичуга Ивановской области. По давно сложившейся традиции в школе проходят семинары с учителями. Они проводятся 3 раза в год, продолжительностью: 1ч – 1ч 30 минут. К семинару готовится информационный буклет, презентация.
Каждый психологический семинар включает в себя:
- Мотивационный момент. Это может быть высказывание великих людей, притча, сказ, пословица.
- Сообщение темы, целей и плана работы.
- Теоретический материал по заданной теме в виде небольшого сообщения. Материал может подготовить психолог, социальный педагог или учитель-предметник.
- Результаты диагностической работы по теме семинара. Психолог заранее диагностирует учащихся или учителей.
- Работа в группах. Это может быть работа по теоретическому материалу в виде небольшого анкетирования, разбор какой-либо ситуации и т.д.
- Релаксационные упражнения: упражнения на дыхание, расслабление под спокойную музыку, показ красивых слайдов с картинами природы, игры-сюрпризы и т.д.
- Характеристика учащегося с последующим составлением рекомендаций по отношению учителя к данному ребенку.
- Подведение итогов семинара: тестирование, создание синквейна, рефлексия, психотерапевтические упражнения и т.д.
В 2007-2008 учебном году я обучалась на дистанционных курсах повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» г. Москвы, по теме: «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде», автор: Заиченко Н.У. На основе присланного теоретического материала были разработаны и проведены следующие семинары:
- «Конфликт. Особенности. Причины».
- «Конфликт. Стратегии. Барьеры общения».
- «Защитное и конструктивное поведение в конфликтных ситуациях. Основные пути разрешения конфликтов».
Об одном из проведённых психологических семинаров я расскажу подробнее.
Семинар на тему: «Конфликты. Особенности. Причины»
Участники: педагогический коллектив.
Продолжительность: 1 ч 25 мин.
Подготовительная работа: проведение диагностики причин конфликтов в школьной среде среди учащихся 6-9 классов, подготовка презентации (Приложение 1), информационного буклета (Приложение 2), задания для групп, подготовка сюрприза с конфетами для участников семинара, расставка парт на три группы по 5-6 человек.
Материалы: бумага, ручки, мультимедиа система, скотч, конфеты.
ХОД РАБОТЫ
1. Создание мотивации семинара, цели и задачи, план
СКАЗ
«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.
Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других. Поэтому и тема семинаров на этот учебный год очень актуальна - «Конфликты».
(Приложение 1. Слайд 1)
Цели семинаров:
- получение теоретических знаний о конфликтных ситуациях;
- овладение конструктивными способами поведения в конфликтах
- овладение конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций.
(Приложение 1. Слайд 2)
То есть, попытаться снизить частоту возникновения конфликтов и, тем самым улучшить свое самочувствие, свою жизнь.
План нашего семинара представлен в информационном буклете:
- Цели и задачи семинара (5 мин, психолог)
- Теоретическая справка: определение конфликта, его структура, динамика, функции, виды.
(25 мин., психолог)
- Работа в группах: особенности и причины конфликтов между учениками, между учителем и учеником, между учителями (20 мин, участники групп)
- Релаксация (2 мин, психолог)
- Результаты диагностики (5 мин, психолог)
- Характеристика ученика 8б класса (15 мин, классный руководитель и участники группы)
- Итоги семинара. Обратная связь (10 мин, заместитель директора)
Жизнь полна противоречий. И эти противоречия можно разрешить путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания. Но самый острый способ разрешения противоречий это конфликт.
2. Теоретический блок
Под конфликтом понимают наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
(Приложение 1. Слайд 3)
Классификация конфликтов.
Конфликты могут быть:
Социальные
- межличностные
- между личностью и группой
- между группами
- международные
Внутриличностные
- между «хочу» и «хочу»
- «могу» и «не могу»
- «хочу» и «не могу»
- «хочу» и «нужно»
- «нужно» и «нужно»
- «нужно» и «не могу»
(Приложение 1. Слайд 4)
Структура конфликта - совокупность устойчивых элементов конфликта, обеспечивающих его целостность.
Объективная
Это: участники конфликта, объект, предмет, микросреда и макросреда, в которой конфликт развивается и которая влияет на него.
Субъективная
Это: психологические модели конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого участника, мотивы, цели, которые преследуют участники конфликтов, психическое состояние участников.
При исследовании конфликта важно определить структуру той надсистемы, элементом которой он является.
(Приложение 1. Слайд 5)
Функции конфликта
Диагностическая – служит выявлению причин возникновения конфликтного взаимодействия.
Конструктивная – способствует личностному развитию сторон; выработке основных способов преодоления кризисов и трудностей; повышению авторитета у окружающих.
Деструктивная – проявляется в негативных процессах: психические травмы, стресс, различные заболевания; снижение авторитета; снижение мотивации; возникновение различного рода зависимостей (алкогольной, наркотической и др.).
(Приложение 1. Слайд 6)
Существует наука – психосоматика, которая изучает зависимость конфликтного поведения и разных заболеваний. Так, например, обида разрушает щитовидную железу, страх – печень.
Динамика конфликта – ход развития конфликтов во времени. Конфликт можно сравнить с вулканом, вихрем, водоворотом.
Предконфликтная ситуация.
Возникновение основ конфликта: натянутость отношений, раскол группы, возникновение дискомфорта, рост напряженности в отношениях между субъектами конфликта.
На данном этапе конфликт ярко проявляется по некоторым типичным реакциям:
а) стратегическим: внешняя доброжелательность, холодность, сдержанность, устранение, избегание встреч и контакта глазами и др.
б) нестратегическим: потливость (особенно ладони рук), выражение и цвет лица, напряженный и срывающийся голос, раздражительность, возбуждение или торможение, напряженная поза и мимика лица, дрожание рук.
(Приложение 1. Слайд 7)
Конфликтное взаимодействие.
Может быть открытым и закрытым. Для перехода к открытой фазе необходим инцидент – формальный повод, случай для начала столкновения сторон.
Типичные реакции:
а) стратегические: демонстрация силы, власти, связей, враждебности, агрессивности; применение различного рода санкций, угроз, давления; любые формы взаимодействия.
б) нестратегические: изменение дыхания; обострение хронических заболеваний и появление новых; угрожающая поза тела и мимика лица; усиление дрожания рук; появление различного рода тиков, затруднений в речи.
После инцидента конфликт как бы «шагает по ступенькам», достигая верхней – кульминации – такого накала, что обеим сторонам становится ясно, что продолжать его больше не следует.
Кульминация подводит к осознанию необходимости либо прервать конфликт, либо искать выход из конфликта какими-то иными путями.
На данном этапе важна выдержка участников конфликта. Этап может длиться очень долго, его нужно выждать, переждать, чтобы участники «спустили пар» и для этого потребуется высокая интеллектуальная и физическая нагрузка.
(Приложение 1. Слайд 8)
Разрешение конфликта.
Ситуация:
Ученики обзывают друг друга, ссорятся из-за того, что один из них рассказал классному руководителю о другом, что тот сбежал вчера с последних уроков.
2 группа
Задание №1
На основе предложенных материалов и ситуации напишите особенности конфликтов между учителями.
Ситуация:
Учительницы в присутствии учеников ссорятся в коридоре из-за того, что обе хотят проводить урок в учебном кабинете. Говорят на повышенных тонах, активно жестикулируют.
3 группа
Задание №1
На основе предложенных материалов и ситуации напишите особенности конфликтов между учителем и учеником.
Ситуация:
Учитель относился пренебрежительно к учащимся 8 класса. Надо сказать, что он был довольно «сильным учителем» (давал крепкие знания, владел методикой). Он позволял себе свысока говорить с учениками и из-за этого часто возникали конфликты с учащимися.
(Приложение 1. Слайд 11)
Итоги работы в группах:
Задание №1
Особенности конфликтов между учениками.
- Возраст
- Нет опыта поведения в конфликтах
- Характер учебной деятельности – учеба
- Современные условия жизни
- Микро и макросреда
Особенности конфликтов между учителями.
- Педагогический коллектив в основном «женского пола»
- Содержание и характер педагогической деятельности
- Престиж и оплата труда
- Микро и макросреда
Особенности конфликтов между учеником и учителем.
- Возраст, разный социальный статус
- Различный жизненный опыт
- Различное понимание конфликта и его причин
- Присутствие «третьих» лиц во время конфликта
- Профессиональная позиция учителя в конфликте (учитель берет на себя инициативу, не имеет право ошибиться)
- Социально-экономическая обстановка в школе
(Приложение 1. Слайд 12, 13, 14)
Задание №2
Выберите причины конфликтов
1 группа: между учениками и отметьте их знаком «+»
2 группа: между учителями и отметьте их знаком «+»
3 группа: между учеником и учителем и отметьте их знаком «+»
Виды |
Ученик-ученик |
Учитель-ученик |
Учитель-учитель |
Причины | |||
Борьба за лидерство |
|
|
|
Расписание уроков |
|
|
|
Агрессивность |
|
|
|
Оскорбления |
|
|
|
Выговор |
|
|
|
Сплетни, доносы |
|
|
|
Личная обида |
|
|
|
Распределение отпусков |
|
|
|
Отсутствие взаимопонимания |
|
|
|
Предательство |
|
|
|
Ложь и высокомерие |
|
|
|
Противоположный пол |
|
|
|
«Любимчики» учителя |
|
|
|
Неуважение |
|
|
|
Хулиганство |
|
|
|
Употребление нецензурных слов |
|
|
|
Хамство |
|
|
|
Вымогательство |
|
|
|
Грубость, лицемерие |
|
|
|
Дежурство в школе |
|
|
|
Неудачное замечание |
|
|
|
Успеваемость |
|
|
|
Прогулы |
|
|
|
Учебная нагрузка |
|
|
|
Опоздания |
|
|
|
Утомление, усталость |
|
|
|
Нарушение правил поведения |
|
|
|
Завышенные требования |
|
|
|
Наказания |
|
|
|
Трудность в усвоении материала |
|
|
|
Неверная оценка поступка |
|
|
|
(Приложение 1. Слайд 15)
Итоги работы в группах:
Задание №2
Причины между рассматриваемыми группами в основном сходны. Особую специфику имеют конфликты между учителями и администрацией.
(Приложение 1. Слайд 16)
4. Релаксация
Ведущий:
Сядьте удобнее. Положите руки на колени. Сделайте глубокий вдох и выдох. Ещё раз: вдох и выдох. Возьмите себя левой рукой за правое ухо, а правую руку положите на левое колено. Опустите руки. Положите правую руку на левое плечо, а левую руку отведите в сторону. Опустите руки. Положите левую руку на правое колено, а правую руку поднимите вверх. Опустите руки. Слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз. (Заранее под сиденье стула скотчем прикрепляется конфетка).
(Приложение 1. Слайд 17)
5. Результаты диагностической работы
Справка о диагностике причин конфликтов в школьной среде.
Цель - выявить частоту конфликтов между учениками, между учеником и учителем; причины конфликтов. Класс – 6-9, выборка (27 чел.). Дата – октябрь 2007 г.
Полученные результаты.
- На вопрос: часто ли вы ссоритесь, друг с другом, 63% учащихся ответили «редко»; 18,5%- «часто» и «никогда». На вопрос : часто ли вы конфликтуете с учителями, 59% опрошенных ответили «никогда», 33%- «редко», 8%- «часто».
- На вопрос: из-за чего вы ссоритесь с друг другом, 30% учащихся ответили из-за «оскорблений», 15%-из-за «сплетен» и «доносов», 13%- из-за «противоположного пола» и «нет взаимопонимания», 8% - желание занять лидерскую позицию.
- На вопрос: из-за чего вы конфликтуете с учителями, 54% опрошенных ответили из-за «несправедливости», 18%- «нет взаимопонимания» и из-за «личной обиды», 10%- «оскорбления».
(Приложение 1. Слайд18, 19, 20)
6. Характеристика учащегося 8б класса
Классный руководитель зачитывает характеристику на учащегося 8б класса, как самого конфликтного в классе. В группах обсуждаются пути работы с таким учеником со стороны: педагогов-предметников, психолога, социального педагога, медицинского работника, администрации, работников ИДН; формулируются рекомендации.
(Приложение 1. Слайд 21)
7. Итоги семинара. Обратная связь
Итог сегодняшней встречи подводится необычно, в виде написания синквейна.
(Приложение 1. Слайд 22)
Задание группам
Напишите что такое конфликт с помощью синквейна.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Итоги работы в группах
1 группа
Разрешимый и неразрешимый.
Раздражает, нервирует, унижает.
Старайтесь в конфликты не вступать.
Стресс.
2 группа
Социальный, внутриличностный.
Сорит, обижает, оскорбляет.
Разрушает здоровье каждого человека.
Взрыв.
Торнадо. Вулкан.
3 группа
Социальный, внутриличностный.
Ссорит, разрушает, разъединяет.
Портит отношения между людьми.
Противоречие.
Разъединение.
Ссора.