Цели урока:
Образовательные:
- обобщение материала по теме «Тепловые явления»;
- расширение кругозора учащихся;
- привитие интереса к предмету;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
Развитие:
- творчества;
- эрудиции;
- коммуникативных навыков;
- умений работать с дополнительной научной литературой.
Воспитание:
- чувства товарищества;
- активности;
- ответственности;
- самостоятельности.
Тип урока: обобщающий.
Оформление: самовар, чашки для чаепития, тарелочки для торта, салфетки, торты, пирожные и другие кулинарные изделия.
Предварительная подготовка. Учащимся за две недели дается задание: найти исторический материал, связанный с традициями чаепития, с историей появления самовара в России, с историей появления у людей предметов и продуктов, связанных с традициями чаепития. Кроме этого учащиеся подыскивают физический материал, относящийся к самовару и к церемонии чаепития.
Инициативная группа: обрабатывает собранный материал, выбирает наилучшие вопросы и рассказы, помогает составить план занятия, думает над оформлением кабинета, выбирает ведущих и распределяет обязанности среди учащихся при подготовке кулинарных изделий.
Ход урока
Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Легко и привычно мы произносим эти слова каждый день при встрече друг с другом.
Но представляю ваше удивление, если бы я обратилась к вам: «Ели вы сегодня?», или «Здоров ли ваш скот?». А ведь это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.
На первый взгляд, кажется, немного смешно, но если подумать чуть-чуть, то легко можно доказать, что «здоров ли ваш скот?» - «здравствуйте». В момент приветствия люди обменивались различными движения и жестами: одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.
Действительно по разному отмечают люди самые простое и самое частое событие в своей жизни – встречу друга с другом. И все-таки есть тут общее. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот, что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте».
Здравствуйте!
Поклонившись, мы, друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку Солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Здравствуйте, говорим мы, когда ходим, друг другу в гости. А зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? На это, наверное, есть много причин. Во первых очень приятно, когда увидев тебя кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется, во вторых собираются в гостях разные люди, поговорить о том о сем и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями – и все стали немножко богаче и умнее.
В духовном завещании Владимира Мономаха даются наставления молодым потомкам: «Почитайте гостя и знаменитого и простого, и купца и посла, а гости пусть распускают в чужих землях добрую славу о вас. И, чтобы гости не осудили ни дома, ни обеда вашего, хорошо смотрите за своим хозяйством. Помните, что лень – мать пороков, берегитесь ее. Все хорошее узнав – вы должны помнить, чего не знаете - тому учитесь».
Я приглашаю всех участников последовать советам этого завещания.
Общаясь, за столом, мы с вами узнаем историю некоторых вещей и предметов, а также увидим проявление физических законов и явлений, обогатим свои знания, выпивая чашку чая.
У нас на столе красивый самовар. С каких времен и откуда начинается история самовара?
Исторические сведения о самоваре.
Самовар – символ мира и разоружения. Делать его начали знаменитые тульские оружейники. Самый старый самовар датирован 1778 г. Во время войны с Наполеоном Тула выпускала огнестрельное оружие. Число оружейников увеличивалась постоянно, но в мирное время оружие не требовалось и оружейники стали делать самовары. К началу ХХ в. В Туле выпускалось около 50 фасонов самоваров. Самовар стоил 25 р., притом корова стоила столько же. Цена уникальных экземпляров доходила до 235 р. По тому времени это были огромные деньги. Поэтому неудивительно, что самовары шли в приданное невестам, передавались по наследству, становились фамильными реликвиями. Тула и сегодня выпускает в год до 1,5 млн. самоваров. Здесь изготовили самый большой самовар – на 250 литров. Поспевал он за 40 минут, а остывал двое суток. И самый маленький самовар – на 125 г – тоже изготовили в Туле. Главный производитель самоваров в Туле – завод «Штамп». В его заводской коллекции около 300 замечательных самоваров разных эпох.
Самовар и чайник – это физические приборы и в них происходят физические явления.
Давайте обсудим теперь физическую сторону дела.
Каково устройство самовара? (Рассказ учащегося)
Нагревательный элемент располагают в нижней части, покрытие делают блестящим, ручки пластмассовые или деревянные, кран в нижней части самовара, самовар округлой формы и значительных размеров. В крышке делают отверстие. При разработке конструкции учитываются все виды теплопередачи.
Обсуждаются следующие вопросы.
1. Почему у самовара такая конструкция?
2. Какие виды теплопередачи учитываются при разработке конструкции самовара?
3. Каким физическим прибором можно назвать чайник?
4. До какого уровня можно налить воду в чайник?
5. Можно ли наливать воду в самовар до самого верха?
6. Перед закипанием воды самовар «поет». Почему?
7. В каких агрегатных состояниях одновременно находится вода в самоваре?
8. Почему распаивается самовар, если его разогревают не налив воды?
9. При какой температуре кипит вода?
10. Как рассчитать количество теплоты, которое необходимо, для нагревания воды до кипения?
Прежде, чем заварить чай, узнаем историю появления чая и кофе. (Рассказ учащегося)
Как заваривают чай? (Рассказ учащегося и демонстрация)
Перед тем, как заварить чай, чайник обдают кипятком. Затем засыпают заварку и заливают кипятком. Сверху чайник накрывают колпаком или ворсистой тканью.
Обсуждаем правила заваривания чая с точки зрения физики.
Чай бывает разный: черный, зеленый. А бывает - лечебный.
Почему чай с малиной, брусникой и липой считаются лечебными? (Происходит сильный прилив крови и внутри ощущается тепло – человек прогревается)
Можно ли увидеть какие-то физические явления при наливании чая? (Рассказ учащегося)
Если чай горячий, то безопаснее наливать его в стакан, предварительно, опустив в него ложечку. Чтобы не обжечься, чай можно пить из блюдечка. Наливать чай лучше в стакан с тонкими стенками, а не с толстыми.
Обсуждаем вопросы.
1. Почему нужно придерживаться этих советов при наливании чая?
2. Какое явление наблюдается, когда в стакан льют заварку, воду и молоко?
3. Чтобы чай дольше не остыл, что нужно сделать: налить сразу молоко или чуть позже?
4. Почему при добавлении холодного молока оно сразу опускается на дно?
Обычно мы пьем чай с сахаром. Откуда же появился впервые этот продукт у людей? (Рассказ учащегося о истории появления сахара)
Почему, после того как положат сахар в чай, он становится не таким горячим?
Чай пьют не только с сахаром, но и с хлебом. Давайте задумаемся, когда стали печь впервые дрожжевой хлеб. (Рассказ учащегося)
На нашем столе кроме чая с сахаром, есть и другие блюда – торты, печенье, пирожные.
Попросим рассказать ребят о физических явлениях, которые «помогли» им приготовить их блюдо (каждый учащийся рассказывает о технологии приготовления и о физическом явлении).
Прежде, чем приступить к чаепитию, нужно разрезать торт. (Рассказ учащегося)
Торт легче резать острым ножом, чем тупым. А еще лучше, если нож с зубцами. Пропитанный торт лучше режется. Класть кусочки нужно не на салфетку, а на тарелку.
Обсуждаем сказанное.
Приглашение к чаепитию.
После чаепития обсуждение вопросов.
1. Чай пьют тоже по физическим законам?
2. А, чтобы откусить и прожевать пищу, нужно знать законы физики?
3. Зачем используют салфетки? Они какие-то особенные или это просто любая бумага?
А всегда ли на столе были салфетки? (Рассказ учащегося)
Заключение (учащиеся читают стих).
Приходите, млад и стар,
Мы поставим самовар.
Будем пить душистый чай,
Песню пой и не скучай…Можно пить его с печеньем
И с малиновым вареньем,
Можно с сахаром внакладку
И еще с клубникой сладкой.Самовар у нас стоит,
Весь, как солнышко, блестит.
А как песня зазвучит,
Подпевая, он кипит…Про печенье и варенье,
Конденсации явленье,
Не забыл и про кипенье,
И про скорость испаренья.
Подведение итогов (методом рефлексии).
1. Оценивание урока с помощью сигнальных разноцветных карточек.
2. Оценивание уровня своих знаний по теме с помощью этих же карточек.
(У каждого учащегося на столе по три карточки: красная, синяя и желтая. Каждая соответствует определенной оценке: красная – хорошо; синяя - не очень; желтая – плохо).
3. Ларчик чувств.
Уходя из класса, учащиеся кладут в ларец листок с одним написанным словом, в котором выражают чувство, вызванное данным мероприятием.