1- 2 слайды:
Каким должен быть современный урок? Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое?
Урок нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать па каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все «элементы», - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.
3 слайд:
Анализируя уроки, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:
а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;
в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);
г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
4 слайд:
Формы разбора урока могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как я считаю, такая схема:
а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
5 слайд:
Характеристика урока:
У урока есть определенные педагогические черты, которые характерны для него как для организационной формы учебно-воспитательного процесса. Это:
- общепедагогические характеристики
современного урока:
- концептуальные особенности урока, классификации современных подходов и отражение их в уроке;
- общепедагогические особенности урока как организационной формы учебно-воспитательного процесса, его отличия от других форм учебных занятий в школе;
- типологии уроков, описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях); - методическая организация и оснащение урока, его методическая логика;
- особенности отражения предметного содержания в уроке, его содержательная логика.
6 - 15 слайды:
Формы анализа и самоанализа урока:
- краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
- структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, беспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
- системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;
- полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоенния учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;
- структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
- комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
- психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
- дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.);
- аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
- комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
16 слайд:
Виды аспектного анализа урока:
- педагогический анализ;
- психологический анализ;
- методический анализ;
- гигиенический анализ.
17 слайд:
Педагогический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
- место урока в системе уроков;
- правильность постановки цели урока;
- организация урока;
- содержание урока;
- методика проведения урока;
- общение на уроке;
- работа и поведение учащихся на уроке.
18 слайд:
Психологический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
- управление внимание учащихся;
- управление развитием мнемонических особенностей;
- учет закономерностей функционирования и развития мышления.
19 слайд:
Методический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
- основная учебная цель урока;
- методическая логика урока;
- использование различных средств обучения;
- использование различных методических приемов;
- использование различных организационных форм обучения.
20 слайд:
Гигиенический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
- характеристика учащихся класса;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- предупреждение утомления и перегрузки школьников;
- владение учителем приемами саморегуляции в профессиональной деятельности
21 слайд:
Цели анализа урока:
- Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.
- Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.
- Инструктирование педагога.
- Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.
- Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.
- Выявление системы работы учителя и др.
22 слайд:
Система посещения урока:
- Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе.
- Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах.
- Посещение уроков учителей в течение дня в одном классе.
- Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе.
- Посещение уроков у разных учителей.
23 – 27 слайды:
Программы наблюдений урока:
I тип. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
II тип. Урок закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.
III тип. Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.
IV тип. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности.
V тип. Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.
Цель: организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся; организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности.
28 - 31 слайды:
Схема общепедагогического анализа урока:
- Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока.
- Организация урока:
а) тип урока;
б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
в) подготовленность класса к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;
д) плотность урока; рациональное использование времени. - Содержание урока:
а) научность материала;
б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
г) воспитательная направленность урока;
д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;
ж) межпредметные связи;
з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;
к) речь учащихся. - Методика проведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;
г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;
ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность. - Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.
- Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность класса и отдельных учащихся;
б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
в) отношение учащихся к учителю;
г) дисциплинированность и организованность учащихся;
д) речь учащихся; задаваемые вопросы. - Общие выводы по уроку.
- Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?
32 - 34 слайды:
Модели фотографий уроков
По видам деятельности
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности ученика |
Заметки посетившего урок |
|
По видам деятельности и этапам урока
Этапы урока |
Время (астрономическое) |
Содержание деятельности |
Методы и приемы |
Результат |
Заметки |
|
учителя |
ученика |
|||||
|
По аспектам и показателям
Показатели |
Баллы |
Значения |
|
35 слайд:
Памятка для самоанализа урока
A. Каков был замысел, план проведенного урока и почему?
- Каковы главные основания выбора именно
такого замысла урока?
1. 1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1. 2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1. 3. Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?
1. 4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?
1. 5. В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
1. 6. Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)? - Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
- Какие главные задачи решались на уроке и почему?
- Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
- Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
- Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?
B. Удалось ли:
- решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?