Бинарный урок по произведению Э.М. Ремарка "Ночь в Лиссабоне"

Разделы: Иностранные языки


Развивающиеся международные связи России вызвали потребность в людях, умеющих говорить на иностранном языке. Это нашло своё отражение в программах, где иностранный язык выступает как средство общения и приобщения к культурным ценностям других народов. Задача преподавателя состоит в том, чтобы заинтересовать студентов в изучении иностранного языка, повысить мотивацию.
В процессе решения педагогических задач преподаватель само собой обращается к различным темам, тем самым, взаимодействуя с различными предметами, а именно: литературой, историей, страноведением, музыкой, методикой обучения ИЯ, педагогическими технологиями.
Время не стоит на месте, методика преподавания постоянно меняется в связи с эволюцией методов обучения, внедрением в образовательный процесс современных педагогических технологий, изменением требований к выпускникам СПО нового поколения.
Мною было проведено исследование  о возможности соединить такие две дисциплины как «Домашнее чтение» и «Педагогические технологии». Хотелось убедиться в актуальности и целесообразности подобных процессов интеграции, реальности проведения бинарных занятий такого рода.

Данному занятию предшествовала большая подготовительная работа:

  1. Прочитана лекция по дисциплине «Педагогические технологии» о сущности технологии КСО (КСО – технология коллективного способа обучения, авторы Ривин А.Г., Дьяченко В.К.)
  2. Изучен определённый лексический и текстовой материал на занятиях по «Домашнему чтению» в рамках знакомства с творчеством Э.М.Ремарка (роман Э.М.Ремарк «Ночь в Лиссабоне)
  3. Было проведено занятие «запуска» на каждой из указанных дисциплин: определён состав групп, консультанты и учитель-дублёр. Состав групп – методом «жеребьёвки»,
  4. Консультанты и учитель-дублёр – решением преподавателя,  исходя из требований технологии КСО.
  5. Используя групповую форму обучения, уже учителем-дублёром был выбран тип занятия, согласно типологии уроков, и  отобран материал, выносимый на обсуждение.
  6. На базе изученного материала студенты должны были сдать зачёты  по «Домашнему чтению»: 1-6 главы романа Э.М.Ремарк «Ночь в Лиссабоне»  и «Педагогическим технологиям» по теме: «Технология КСО».
  7. Определены формы контроля и пути подведения итогов лично каждого студента и группы в целом.      
  8. Определён день проведения занятия, выбраны ответственные за оформление аудитории и подготовку материала.

В ходе занятий «запуска» у студентов развивались такие качества личности, как общительность, раскованность, желание вступить в контакт, умение взаимодействовать в коллективе, таким образом, способность настроиться на работу по технологии КСО.
По В.К. Дьяченко, обучение есть общение обучаемых и обучающих.Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения. На современном этапе, как утверждает В.К. Дьяченко,  организационная структура учебного процесса может быть представлена так:
Вид общенияобщение в парах сменного состава
Организационная форма обучения коллективная (каждый учит каждого)
Способ обучения коллективный (КСО) включает все формы обучения: КФО, ГФО, ПФО и ИФО.
Таким образом, коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение и контроль осуществляются путём общения в динамических парах ,когда каждый учит каждого.А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя личного  уровня знаний и способностей, используя форму динамичных (сменяющихся) пар, в которых ребёнок поочерёдно выступает то учеником, то учителем.

Технологическая схема КСО по В.К. Дьяченко

При этом ведётся экран учёта работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Каждый участник получает личную карточку учёта результатов, так называемую «Pruefungskarte»       

Pruefungskarte
Name:

n/n Aufgaben Noten
1 Lexik  
2 Saetze  
3 Themenkreis  
4 Test-Arbeit 1  
5 Test-Arbeit 2  
6 Resultat %  

Zwischenpruefung Hauslektuere / Paedagogische Technologien
Ergebnisliste

Aufgaben Erste Gruppe
Resultat (% )
Zweite Gruppe
Resultat (% )
1. Lexik    
2. Saetze    
3. Themenkreis    
4. Test-Arbeit 1 (H/L)    
5. Test-Arbeit 2 (P/T)    
Resultat    

Практические задачи и технологическая схема бинарного урока

Курс: 3
Специальность: 050303 Иностранный язык
Группа: 35 Б
Тема: «Творчество Э.М. Ремарка через технологию КСО»
Тип занятия: занятие контроля
Форма проведения: семинарское занятие с применением следующих форм обучения – КФО, ИФО, ГФО, ПФО
Время проведения: 90 минут (два учебных часа)
Контролируемый материал:
1. Лексический и тематический материал по роману Э.М. Ремарка «Ночь в Лиссабоне». (см. приложение)
2. Теоретическая и практическая подготовка по дисциплине «Педагогические технологии», а именно, умение проводить занятия по технологии КСО. (см. вопросы в приложении).

Технологическая схема

1 этап – определение последовательности сдачи зачёта «методом жеребьёвки».
2 этап – работа за рабочими  столами с применением «опроса – вертушки» и работы в сменных диалогических парах.
3 этап – переход от одного стола-контроля к другому.
4 этап – подведение итогов.   

Технологическая карта

Целевые ориентации:
На зачёт выносятся:
1. Владение лексическим материалом (лексика с 1 по 6 главы + умение употреблять её в предложениях –  приложение № 1) – 1 стол “Wortschatzkontrolle”
2. Знание содержания произведения, а именно,  романа Э.М. Ремарка «Ночь в Лиссабоне»  (высказывания по заданным темам – приложение № 2).
“Themenkreis”
3. Сформированность умений проведения занятий по технологии КСО. (проверка теоретической базы – через тестирование и практическое владение материалом – через работу за контрольными столами – приложение № 3).
“Themenkreis”

Задачи занятия:
1. Образовательные
студенты должны знать:
-  лексику и устойчивые выражения из глав 1-6;
- содержание 1-6 глав, характерные черты главных героев, особенности их поведения и задумки автора;
-  специфику технологии КСО, её авторов, отличие данной технологии от других, к какому классу она относится согласно классификации педагогических технологий;
уметь:
-  переводить лексику как с русского на немецкий, так и с немецкого на русский;
-  употреблять изученную лексику в предложениях;
-  строить монологическое высказывание по заданной теме;
-  справляться с тестовой работой по содержанию 1-6 глав;
-  владеть теоретической базой по теме  «Технология КСО»;
-  находить правильные варианты ответов в предложенном тесте по технологии КСО;
2. Воспитательные
-  обучение работать не только на себя, но и на других;
-  воспитание чувства ответственности за общее дело, отношения коллективистские;
- формирование способности быть не только учеником, но и учителем, то есть каждый учит каждого;

Методический инструментарий и классификационные параметры:
методы обучения–диалогический, объяснительно-иллюстративный, эвристический, коммуникативный;
по уровню применения–общепедагогическая;
по категории обучаемых–массовая;
по подходу к ребёнку–сотрудничество;
по типу управления–«репетитор» + система малых групп (3-4 чел.);
по организационным формам–альтернативная классно-урочной;
по формам контроля–самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя через экран учёта работы учащихся, маршрутные карты, листок контроля (“Pruefungskarte”);

Разновидности форм контроля, применённые на данном занятии зачёт «вертушка», – по «вертикали», тестирование, зачёт принимает учитель.

Выводы:
1. В ходе проведённого занятия мне удалось убедиться в справедливости концептуальных положений, высказанных теоретиками В.К.Дьяченко и А.Г.Ривиным, что КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.
Построение занятий по данной технологии должно действительно опираться на такие принципы как:
-  завершённости, ориентации на конечные результаты;
-  непрерывной и безотлагательной передачи знаний друг другу;
-  сотрудничества и взаимопомощи;
-  разнообразия тем и заданий;
-  разноуровневости (разновозрастности)  участников педагогического процесса;
-  педагогизации деятельности каждого участника;

  1. Бинарные занятия могут объединять не только дисциплины, названные выше, но КСО – музыка, - искусство, - история, страноведение, грамматика ИЯ, фонетика ИЯ и т.д.    
  2. КСО можно применять также на уроках других типов: по сообщению новых знаний(работа с аутентичным текстом, видеоурок о стране изучаемого языка, новый грамматический материал), уроках закрепления, повторения, обобщения.
  3. Рассмотренный выше материал является иллюстрацией возможности проведения бинарных занятий для студентов педагогических колледжей. Но данный опыт работы может быть рекомендован для применения в общеобразовательных учреждениях на уроках иностранного языка.

Литература:

  1. Дьяченко, В.К. Обучение по способностям // Народное образование. – 1994. – № 2-3.
  2. Дьяченко, В.К. Организационные формы обучения и их развитие // Советская педагогика. - 1985. - № 9.
  3. Дьяченко, В.К. Устав новой школы Российской Федерации // Народное образование. – 1996. -№ 1.
  4. Лийметс, Х.И. Групповая работа на уроке. – М.: Знание, 1975.
  5. Мкртчан, М. Коллективный способ обучения // Математика в школе. – 1990. - № 6.
  6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  7. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996.