Твое настроение

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи:

  • Формировать умение детей приемлимым способам изменения настроения.
  • Развитие способности самоконтроля своего настроения и критически оценивать влияние собственного настроения на окружающих.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью живущих рядом людей.

Оборудование: коробка с прорезями «Цвет настроения», рисунки «Правила здоровья», опорные карточки «Настроение», лепестки для «Цветка настроения», учебник «Окружающий мир».

Литература:

1.Программа 4 летней начальной школы, издательский центр «Вентана – Граф», 2004 г.
2. Н.Ф.Виноградов «Окружающий мир», издательский центр «Вентана – Граф», 2005 г.
3. А.А.Обухова, Н.А. Лемяскина « Тридцать пять уроков здоровья для первоклассников», изд. «Т.Ц.Сфера», 1999 г.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Упражнение « Цвет настроения»
(у учителя – коробка с прорезями, обклеенная четырьмя разноцветными полосками)
Розовый – радостное
Зеленый – умиротворенное
Желтый – равнодушное (ни хорошее, ни плохое)
Фиолетовый – тревожное
( У детей фишки. Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает фишку в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Учитель открывает коробку и сообщает с каким настроением ребята пришли на занятия большинство ребят, не называя детям цветов и не пересчитывая их количество).

2. Сообщение темы урока.

Учитель: - Послушайте, ребята:
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку, протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег,
Это так чудесно, если с вами рядом,
Станет добрым и веселым хмурый человек.

Учитель:- О чем мы будем говорить на уроке?
Дети: Сегодня на уроке мы будем говорить о настроении.

3 .Проверка домашнего задания.
Игра – соревнование «Кто больше»
Учитель: Вспомните пословицы и поговорки о здоровье.
Дети:

  •  Здоров – скачет, захворал – плачет.
  • Здоровье близко – ищи его в миске.
  • Аппетит от больного бежит, а к здоровому - катится.
  • Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
  • Здоровье дороже денег.
  • Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле – проживешь сто лет на земле.
  • Чистота – залог здоровья.
  • Не рад больной и золотой кровати.

Правила здоровья (повторяем).
Учитель: К нам в гости пришел Заболейкин. Он хочет научить Вас, как заболеть и не ходить в школу.

Заболейкин: Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я все, и без разбора
Потому что я ….(обжора)

Учитель: Ребята, что мы посоветуем Заболейкину?
Дети: Не все продукты, которыми питается человек, полезны. Правильное питание – условие здоровья, а неправильное – приводит к болезням.
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

Заболейкин: Я всегда ленив и скучен и с кроватью неразлучен.
Не люблю играть и петь, мне бы телевизор целый день смотреть.
Дети: Телевизор смотреть не более 1 – 1,5 часов в день. Больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, физическим трудом.

Заболейкин: Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,
Это глупое занятие, не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы, время попусту терять.

Дети: Никто не захочет дружить с грязнулей.
Грязные уши – человек плохо слышит.
Грязная кожа – организм плохо дышит.
Раз в неделю мойся основательно,
Утром после сна мой руки, лицо, шею, уши.
Каждый день мой ноги и руки перед сном.

Учитель: Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

Вывод:
Учитель: Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?
Дети: Здоровая пища, зарядка, чистота.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку».
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 сек.). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

3. Работа по теме урока.
Учитель: -Ребята, а настроение влияет на здоровье?
На этот вопрос мы с вам сегодня ответим.
- Какое бывает настроение?
Дети: Хорошее и плохое.
Учитель: - А от чего оно зависит?

 ( Работа в парах. Определите, что является причиной хорошего и плохого настроения, докажите.)

Настроение

Хорошее Плохое
музыка горе
улыбка скука
добрые слова обида
шутка злое слово
смех Плохая отметка
домашние животные болезнь

Работа по учебнику.
Учитель: Рассмотри рисунки. Расскажи, какое настроение у каждого ребенка.
Вывод: Разные причины влияют на настроение.

Оздоровительная минутка. «Сотвори солнце в себе».
В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (руки в стороны перед собой)

Анализ ситуации (работа в группе)
Учитель: Ребята, перед нами «тяжелое сердце»
На нем скопилось плохое настроение. Мы можем очистить его, если поможем героям разобраться в сложившейся ситуации:

1 группа: Из – за ссоры пустяковой
Из – за глупой ерунды,
Не вожусь я с Ермаковой,
Будто в рот набрал воды.
Лучше пусть окаменею
Или в рыбу превращусь,
Только первый перед нею
Ни за что не извинюсь.

2 группа: Жили себе дед да баба,
И была у них курочка - ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое – золотое.
Дед бил – бил – не разбил.
Баба била – била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет…

3 группа: Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам,
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала.
И сказала: «Не отдам».

Дети приводят примеры прощения, утешения и «очищают» сердце.

Вывод: В трудных ситуациях старайтесьпонять своих товарищей, помогите им вернуть хорошее настроение вниманием, добротой, шуткой.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Гора»
- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело, как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет!» - решили они.
- Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно- сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

«Корзина радости»
Учитель: Ребята, можно ли сделать так, чтобы настроение было всегда хорошим?
Наша жизнь прекрасна и удивительна. В ней каждый день происходит что- то хорошее, встречаются удивительные люди, которые отличаются добрыми поступками. Люди, которые замечают это, способны и уверенны. У них всегда все получается. Их любят. А некоторые из нас чаще замечают тревожное, печальное, принимают близко к сердцу плохие события, И мы недовольные и раздраженные, с кем –нибудь ссоримся, на кого- то обижаемся. Все это может закончиться болезнью. Можно ли от этого избавиться? Конечно!
В этом вам поможет наша волшебная Корзина радости. А почему волшебная? Да потому, что, вспоминая все приятные события прошедшего дня, которые вас приятно тронули, понравились, удивили, и складывая их в корзину, вы настраиваетесь на радостную, счастливую волну, которая вынесет вас на гребень счастья и радости. Кроме событий, это могут быть новые мысли, согревшие вас; ласковые слова, которые вы услышали сами или подарили кому-то; добрый поступок, совершенный вами или другим человеком.
Давайте мы заглянем в «Корзину радости». Все, что было хорошего, радостного, каждый день с вами, все, что возникло в вас самих доброго, умного, необыкновенного, вкладывали вы в «Корзину радости».

Вывод: Замечая в окружающей жизни радостные, счастливые моменты, вы изменитесь сами: станете увереннее, доброжелательней и жить станет интересней.

Упражнение «Азбука волшебных слов».

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и скажем добрые слова.
Улыбка – залог хорошего настроения.
Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
Я хочу подарить вам улыбки с добрыми словами для каждого из Вас.
Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу
.
Обобщение.
Учитель: - Какое настроение влияет на здоровье?
- Какого человека мы можем считать здоровым?

Вывод: Для здоровья мало научиться чистить зубы, делать зарядку. Есть здоровую пищу. Нужно учиться любви к себе, к людям, к жизни.

Домашнее задание:
Учитель: Напишите в «Корзину радости» о том, как помогли окружающим вас людям избавиться от плохого настроения.

Рефлексия.
Учитель: Сегодня утром вы пришли в школу с разными настроениями. У некоторых учеников было хорошее настроение, а у некоторых – нет. Кто- то был взволнован. Большинство учеников не были ни в хорошем, ни в плохом настроении. Посмотрите на доску, здесь знакомые вам «пушистики».
Сейчас вы возьмете лепесток и мы с вами создадим цветы нашего сегодняшнего настроения. По количеству лепестков определим, какое настроение у вас преобладает.

Урок окончен. Спасибо за работу.