Современное обучение иностранным языкам строится на коммуникативно-ориентированном подходе – обучение на основе общения. В процессе коммуникации люди говорят, слушают и понимают друг друга. При недостаточном уровне сформированности коммуникативной компетенции между собеседниками может возникнуть непонимание, т.е. может нарушиться процесс коммуникации. Очень часто наблюдается, что студенты привыкают к произношению своего преподавателя и не могут воспринять речь другого преподавателя и особенно носителя языка, что создает препятствия в реальном общении на иностранном языке.
Поэтому обучение аудированию, т.е. восприятию речи на слух как одному из компонентов процесса общения, должно осуществляться целенаправленно. Если нет возможности изучать иностранный язык с полным погружением в языковую среду, то на помощь приходят технические средства обучения. В связи с этим, необходимо на каждом занятии вводить фрагмент аудирования.
В рамках предлагаемого урока используется аудиозапись по теме «ЕДА», где учащимся предлагается воспринимать диалогическую речь. После восприятия речи на слух и выполнения заданий на извлечение информации целесообразно включить работу на воспроизведение диалогической речи с учетом лексических, грамматических и фонетических навыков.
Обучение диалогической речи играет огромное значение в свете реализации коммуникативного подхода к развитию умений и навыков иноязычной речи. Поэтому студентам предлагается не только составить и инсценировать диалог по ситуации, но и продемонстрировать умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, реализуется прием использования различий в точках зрения.
По окончании работы с диалогами мы переходим к презентации рецептов. К этому моменту предполагается, что учащиеся уже эмоционально подготовлены к презентации и коллективному обсуждению любимых блюд. Тем самым, мы реализуем принцип личностной направленности обучения (каждый студент представляет рецепт своего любимого блюда) и принцип коллективного взаимодействия обучаемых в процессе совместного обсуждения.
Поскольку английский язык является для студентов данной специальности профилирующей дисциплиной, владение разными видами речевой деятельности крайне важно для будущих педагогов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА УРОКА
Курс: 1
Специальность: 050303 «Иностранный язык»
Группа: 15 А
Тема: «Еда»
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний по теме
Форма проведения: комбинированная
Содержательно-целевая установка урока:
- систематизировать и закрепить лексические и грамматические навыки по теме
- развивать навыки аудирования и говорения с соблюдением фонетических норм произношения
- формировать навыки ведения диалога с целью обмена оценочной информацией
- формировать монологическую речь по теме
- воспитывать осознанное отношение к предмету и адаптировать студентов к реальным ситуациям: «В ресторане», «За праздничным столом».
Метод обучения: программированный, развивающий, проблемно-поисковый, игровой
Материальное обеспечение:
- магнитофон
- aудиокурс «BBC ENGLISH»
- наглядные пособия
- раздаточный материал
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие, создание благоприятной атмосферы.
Постановка целей урока, сообщение темы и плана урока.
Основная часть урока
- Лексико-грамматическая разминка
- Прослушивание аудиозаписи по теме
- Выполнение заданий
- Составление и инсценирование диалогов по теме
- Ситуативные диалоги «В ресторане»
- Диалоги с целью обмена оценочной информацией
«Праздничный обед», «Где отметить день рождения»
«Что заказать в кафе».
- Презентация рецептов любимых блюд
Заключительный этап урока
- Домашнее задание: Пересказ текста «English Meals»
- Подведение итогов, объявление оценок
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Цели, задачи | Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов | Средства обучения |
1. Приветствие, создание благоприятной атмосферы. | Введение в языковую среду | Приветствует студентов, представляет гостей | Воспринимают информацию | |
2. Постановка целей урока, сообщение темы и плана урока. | Введение в урок | Объявляет тему урока, ставит цели и задачи, сообщает план занятия | Воспринимают информацию, задают вопросы | |
3. Лексико- грамматическая разминка (Приложение 1) | Закрепление лексики по теме и отработка грамматической конструкции косвенного вопроса | Направляет и контролирует работу студентов | Задают друг другу вопросы по цепочке и отвечают | Наглядные схемы |
4. Прослушивание аудиозаписи по теме (Приложение 2) | Контроль навыков аудирования и извлечение необходимой информации на слух | Комментирует наиболее сложные языковые обороты | Слушают запись, заполняют карточки | Аудиозапись по теме MEALS |
5. Составление и инсценирование диалогов по теме
|
Формирование навыков правильного употребления лексико-грамматических средств и развитие языка рассуждения и аргументирования | Наблюдает, корректирует грамматические, лексические и фонетические ошибки, Способствует развитию творческой мысли и фантазии учащихся, предлагая разнообразные неожиданные ситуации. |
Составляют и инсценируют диалоги: «В ресторане», «Что приготовить на праздничный обед?» |
Печатный раздаточный материал |
6. Презентация рецептов любимых блюд | Закрепление лексики и формирование навыков говорения на базе монологических высказываний | Наблюдает, контролирует результаты выполнения, корректирует ошибки. | Представляют рецепты блюд, обсуждают и задают друг другу вопросы | Наглядное пособие |
7. Домашнее задание | Организовать самостоятельную работу студентов | Формулирует и объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание, задают вопросы | Учебное пособие |
8. Подведение итогов, выставление оценок | Дать оценку работе студентов на уроке | Анализирует ответы студентов, выставляет оценки | Воспринимают информацию |