Информационные технологии в обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа


Человечество сегодня находится в фазе научно-технической революции. Компьютер вошёл во все сферы нашей жизни и деятельности. Учителю, проработавшему в школе более 30 лет, когда основными инструментами были мел и доска, диапроектор, памятки, написанные от руки, нелегко принять компьютер в систему дидактических средств обучения. Но современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают так же естественно, как простейшие бытовые предметы. Учителю необходимо соответствовать современному ученику.

Огромное желание, во что бы то ни стало применять современные информационные средства обучения, не всегда приводит к эффективному результату. Спроецированный слайд с правилом из учебника или задание, которое можно прочитать с доски, не имеет смысла. Эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемых педагогических средств, так и от рационального и умелого их введения в учебный процесс.

Можно выделить три направления информатизации образования:

  • как объект обучения
  • как средства организации учебного процесса
  • как средства обучения

Со вторым направлением связан процесс обработки документации по учебному процессу.

Работа с учащимися в программе ПервоЛого решает задачи первого и третьего направления одновременно. Дети знакомятся с языком программирования. Перед учениками открывается интегрированная среда для свободного творчества

ЛогоМиры - это русская версия программы MicroWorlds, созданной фирмой

Logo Computer Sysems, Inc. Компьютерная среда MicroWorlds является новым поколением широко известной системы Лого, основные идеи которой были разработаны профессором Пейпертом и его коллегами в 70-е годы.

Для С Пейпера компьютер- это средство, способное придать процессу обучения естественный характер. По его мнению, компьютер может изменить характер учения, сделать его более интересным и эффективным, а полученные знания - более глубокими и обобщёнными.

Как пользоваться программой? Сначала надо приобрести программу ПервоЛого и руководство пользователя в ИНТ. В руководстве нет сложных терминов и понятий. Это позволяет без проблем работать в этой программе.

Ребёнок создаёт творческий проект в компьютере, словно он работает в простом альбоме. Работая графическом редакторе Лого, можно нарисовать

любую картинку и залить её любым цветом. Самое интересное в этом процессе то, что картинка может ожить. Для этого только надо научиться

давать команды черепашкам. Таким образом можно создать несложный мультфильм.

Шаг 1. Нарисовать фон для своего мультфильма. Это может быть сельский пейзаж. Для этого возьмите карандаш. Карандашом можно провести линию горизонта. Раскрасьте небо, землю.

Шаг 2. Используйте формы черепашки для создания пейзажа. Дети выбирают формы: дома, деревья, озеро и т..д

Шаг 3. Оживить картинку.

На картинке могут двигаться люди, животные, машины и т.д.

Создание пейзажа позволят ребёнку раскрыть сои творческие возможности.

Компьютер предоставляет ребёнку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла, экспериментировать можно бесконечно.

В ходе творческого проекта решаются и учебные задачи. Можно заставит двигаться объекты в одном направлении и навстречу друг другу. В ходе создания мультфильма дети решают математические задачи. Когда встретятся мальчики? Кто пройдёт большее расстояние до встречи? Догонит ли одна машина другую?

Информацию о приобретении программы можно получить на сайте www. Int-edu.ru/ logo.

Работать в программе ЛогоМиры возможно только в компьютерном классе.

В нашей школе только 1 компьютерный класс. Расписание работы кабинета очень плотное. Возможность работать над творческими проектами невелика, 1 час в неделю. Но в каждом классе есть компьютер и мультимедийный проектор, что позволяет учителю неограниченно осуществлять в учебном процессе информационные технологии. Современные информационные технологии позволяют наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого материала с помощью компьютерных презентаций.

Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность. Мною созданы презентации к урокам, внеклассным

мероприятиям, школьным семинарам. В приложении я предлагаю вам презентацию к уроку окружающий мир по теме " Животный мир Земли"

Пользуясь этой презентацией на уроке, можно повторить с учащимися следующие вопросы: чем отличается живая природа от неживой? Как доказать, что животные живые существа? Провести викторину, поговорить об охране животных.

Приложение 1.

К слайду " Институт животных" учитель говорит: " Сегодня мы должны убедиться в том, что на все вопросы мы готовы ответить. Сейчас наш кабинет превращается в институт животных. А мы его сотрудники."

( Класс делится на группы: юные натуралисты, отдел научной информации, эксперты, партия зелёных.)

К слайду " Задачи по естествознанию" учитель говорит, что часто пресмыкающиеся становятся героями сказок и легенд. Их наделяют характерами, они становятся символами. Вопрос: Какие животные стали символами?

К слайду "Кит". Послушайте отрывок из сказки П. Ершова " Конёк-горбунок". Какую ошибку допустил автор? (кит назван рыбой)

Подобная работа требует больших временных затрат.

В настоящий момент появились мультимедийные программы для начальной школы. Работать с такими уроками очень интересно. Но успех внедрения их в учебный процесс зависит от квалификации учителя, от его методической грамотности.

Существующие мультимедийные программы можно разделить на две группы.

Первая - самая многочисленная. Это тренировочные программы по русскому языку и математике. Они ориентированы на доведение навыков до автоматизма. Обучающий компьютер выступает инструментом, который организует самостоятельную работу учащегося и управляют ею. Такие программы называют домашним репетитором.

Вторая группа программ - интерактивные уроки Кирилла и Мефодия

Уже разработаны уроки по русскому языку, математике, окружающему миру с1по 4класс.

Учитель с большого экрана ведёт объяснение, ученица выполняет задание. А затем предлагаются различного рода игры на закрепление определённых понятий. Некоторые уроки ведут мультипликационные герои, которые ставят перед детьми проблемные вопросы. Ученик может проверить правильность своего решения, в случае ошибки попробовать исправить её.

В чём же преимущества применения информационных компьютерных технологий в учебном процессе?

Применение информационных компьютерных технологий создаёт обучающую среду с наглядным представлением информации, с использованием цвета и звука, что способствует более глубокому усвоению программного материала. Самым весомым доводом в пользу применения компьютерных технологий в учебном процессе вполне может стать тот факт, что программное компьютерное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств начального образования является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, приобщение его к миру информационной культуры.