Пути преодоления школьных неврозов у детей младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа


Актуальность проблемы

В последние годы много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Школа ли виновата в этом? Родители часто сетуют, мол до школы со здоровьем детей не возникало никаких проблем, у них не находили никаких отклонений, они не стояли на учёте у невропатолога, спокойно росли. И вдруг внезапно ухудшается здоровье! Но так ли уж внезапно? Неужели ребёнок "ни от чего" становится нервным, плаксивым, часто болеющим?

"Ни от чего" здоровье не ухудшается, а многие трудности, которые волнуют взрослых, связаны именно с тем состоянием здоровья ребёнка, с которым он приходит в первый класс.

С сентября 2001 года по май 2005 года мне пришлось работать в режиме федерального эксперимента по модернизации образовательного процесса в начальной школе. Эксперимент носил познавательный характер, поэтому невозможно было заранее детально предсказать всевозможные повороты и направления движения. Однако я уверена, полученные результаты позволят не только обогатить массовую практику, но и станут материалом для дальнейших научных исследований, необходимых для коррекции процесса модернизации российского образования.

В эти же годы я работала над темой по самообразованию "Проблема школьных неврозов и пути их преодоления у детей младшего школьного возраста". Работа в режиме эксперимента позволила мне шире раскрыть эту тему. Дважды в год проводились диагностики школьной мотивации учащихся, неоднократно было изучено психо-эмоциональное состояние детей, взаимоотношение с учителем, со сверстниками, проблемы с родителями. Решение определившихся проблем, дало возможность сделать некоторые выводы, помогающие теперь мне в работе. Хочу с Вами поделиться своими наработками, которые, я уверена, будут интересны молодому поколению учителей, любящих своё дело и желающих плодотворно работать в этом направлении. Учитывая актуальность проблемы, и немалый багаж предложений и рекомендаций, считаю, что проблему школьных неврозов можно если не снять вообще, то значительно снизить.

Ниже будут описаны ряд факторов, на которые необходимо обращать большое внимание при построении учебно-воспитательного процесса каждому учителю, а именно:

  • Фактор самооценки школьника.
  • Индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей.
  • Работа с родителями.
  • Текущая и итоговая аттестация.
  • Расписание и гигиеническая организация уроков.
  • Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.
  • Общий режим дня учащихся.

Для начала хочу предоставить анализ учебной и внеучебной нагрузки учащихся 1-х классов. Именно нагрузка, как известно, непосредственно сказывается на состоянии здоровья и конечно же на успеваемость учащихся.

Анализ внеучебной учебной и нагрузки школьников 1-х классов.

Проблема школьной нагрузки (перегрузки) имеет в России почти 100-летний опыт изучения и попыток изменения ситуации. Начиная с 20-х годов прошлого века, Министерство образования, Правительство "принимали меры" по разгрузке учебных программ, учебников, нормализации нагрузки. Исследования, проведённые в начале учебного года (октябрь) показали:

  • Продолжительность занятий в школе учащихся 1 класса в среднем не превышает допустимые нормативы максимального объёма учебной нагрузки.
  • Продолжительность домашних заданий у 85% учащихся 1 класса составляет 37 минут (домашние задания задаваться не должны).
  • Занятий по выбору (факультативных и т.п.) у учащихся 1 класса в начале учебного года практически не было.

Исследования, проведённые в конце учебного года (апрель-май) показали:

  • до 90 % первоклассников занимаются в режиме 5-дневной учебной недели;
  • у подавляющего большинства (более 90%) занятия в школе -4 урока (в среднем 20 часов в неделю), что соответствует гигиеническим нормативам.

При этом дополнительная (вариативная) нагрузка составляет в среднем 5 часов в неделю (1 час в день), что также соответствует гигиеническим нормативам. В то же время у 10-15% учащихся учебная нагрузка в школе составляет ежедневно 5 уроков плюс 1-1,5 часа дополнительных занятий. Особую тревогу вызывают школы (1-3 %), где продолжительность учебных занятий составляет 6-8 уроков. Анализ объёма учебной домашней нагрузки первоклассников (время приготовления домашних заданий) показал, что большая часть школьников укладываются в гигиенический норматив (от 0,5 до 1 часа). Однако около трети учащихся выполняют домашние задания от 1 до 2-х и более часов. Это может быть связано с нерациональной организацией самого учебного процесса, низкой эффективностью работы учащихся на уроках, несоответствием методов и методик обучения и низкой квалификацией педагога. Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 1 класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведёт к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья.

Фактор самооценки школьника.

Попадая в школу, ребёнок в первую очередь нуждается в том, чтобы получить подтверждение своей значимости от учителя, ибо именно от учителя первоклассник наиболее зависим. И горе тому ребёнку, с которым учитель устанавливает исключительно рыночные отношения: ты" стоишь" в школьном мире столько, сколько заслуживаешь своими стараниями. Для того чтобы почувствовать себя комфортно и начать действовать в новом школьном мире, ребёнок должен получить от учителя то же, что, родившись в мир, должен получить от родителей: любовь и принятие безусловное, то есть не строящегося ни на каком условии. Не получив знаков безусловного принятия, чувствуя себя отверженным, ученик обречён на душевное благополучие. Если общая самооценка ребёнка ущербна или если её благополучию что-то угрожает, то включаются мощные защитные механизмы, действующие на бессознательном уровне. Защиты проявляются в следующих особенностях поведения:

  • ребёнок реагирует на критику агрессивно, становится болезненно обидчив, повышенно чувствителен к оценке, в самой безобидной шутке усматривает пренебрежение, презрение, неуважительное отношение к себе;
  • ребёнок оценивает других людей как потенциальных обидчиков и отзывается о них дурно, превентивно снижая цену их оценок; все окружающие оказываются либо дураками, либо мерзавцами;
  • на похвалу, на любое выражение любви (пусть даже формальное, поверхностное) ребёнок отвечает всплеском слепого обожания, некритичной привязанности, впадает в зависимость от человека, выразившего доброе отношение, и любое отдаление воспринимает как предательство, как крушение мира;
  • любое дело, за которое ребёнка критиковали, обесценивается, интерес к нему падает, быстро растёт число отвлечений, и соответственно, ошибок, замечания вызывают поток резонерства, самооправдания, всегда находятся внешние причины для неуспеха, (кто-то помешал, навредил);
  • ребёнок отчаянно стремится привлечь к себе внимание любыми средствами, и если не получается по-хорошему, то в ход пускаются хулиганские выходки, шутовство, демонстративное неподчинение, ибо безразличие мира гораздо страшнее, чем осуждение;
  • снижается общий уровень поведения, ребёнок спускается на предыдущий, более инфантильный уровень самостоятельности, своей беспомощностью побуждая окружающих проявить к нему больше внимания, участия, опекать и оберегать его.

В школьной практике мало учитываются индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей. Это ведёт к непониманию педагогом причин многих неудач в учебной и воспитательной работе. Знание наиболее распространённых психологических трудностей младших школьников позволит педагогу более точно сориентироваться в построении взаимоотношений с детьми, у которых ярко выражены соответствующие особенности:

1) неуверенность в себе

2) повышенная утомляемость

3) повышенная потребность во внимании

4) повышенная двигательная активность

5) трудности в переключении с одной деятельности на другую

6) замедленность темпа деятельности

Работа с родителями.

Включение родителей в учебно-образовательный процесс может быть весьма эффективным и значимым, повысит их заинтересованность, поможет получить объективные данные об организации внешкольных занятий и оценить состояние детей. Кроме этого, привлечение родителей может снять конфликты между школой и родителями.

Основными задачами работы школы с родителями являются:

  • Информирование о современных тенденциях в образовании; об образовательных технологиях и конкретной образовательной программе, которую реализует школа. Это особенно важно в тех случаях, когда школа работает в рамках нетрадиционных образовательных технологий. В частности, родители должны представлять себе особенности принятых в данной школе (классе) учебников и о том, каким именно путём школа планирует работать с их детьми в дальнейшем.
  • Обеспечение реального участия родителей в жизнь школы особенно эффективно при организации внеучебных форм работы, хотя и не должно ограничиваться только ими.
  • Помощь (в том числе, консультативная) родителям в построении отношений с ребёнком: поддержки ребёнка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения и т.п.

Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребёнок не только сам не сможет успешно учиться, но, и мешает другим детям. Нарушения семейных отношений, приводящие к школьным проблемам, часто порождаются самой школой. Широко распространена практика привлекать родителей для наказания ребёнка, отстающего в учёбе или нарушающего правила поведения, сообщать негативную информацию о ребёнке на родительском собрании. Вернувшись домой после такого собрания, родитель вымещает гнев на виновнике неприятностей, стремясь получить эмоциональную разрядку после пережитого публичного унижения и не заботясь о воспитательном эффекте своих действий. Чтобы исправить положение, необходимо разорвать этот порочный круг. Для этого должны неукоснительно соблюдаться следующие условия:

Учитель должен говорить родителям о недопустимости наказания ребёнка за его школьные повинности. Это дело самой школы (обычно для младшего школьника достаточным наказанием служит строгое замечание учительницы).

Любые сведения о плохом поведении или учебных трудностях ребёнка должны сообщаться родителям только индивидуально. Администрации школы следует официально известить родителей о существовании такого правила, чтобы в случае необходимости они сами могли контролировать его соблюдение.

Текущая и итоговая аттестация.

Отдельно необходимо затронуть вопрос о текущей и итоговой аттестации учащихся.

Общепринятая пятибалльная отметка является травмирующим элементом начального обучения. Основные эффекты отметки:

  • искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;
  • повышение тревожности и невротизация детей;
  • искажение учебной мотивации;
  • невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он "круглый отличник" или "неуспевающий".

Для маленьких школьников пятёрка не означает "Я хорошо пишу", а значит "Я хороший. Меня любят". Двойка означает "Меня не любят, я плохой". Тем самым с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки. Ребёнок перестаёт думать о содержании обучения, а начинает в первую очередь "зарабатывать" хорошие отметки. Для "слабых" учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неспешность в классе и создает дополнительные эмоциональные напряжения в отношениях с родителями. Для "сильных" учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы.

Если мы хотим, чтобы в школе ученик научился оценивать себя адекватно, то мы обязаны заботиться об обеих сторонах самооценки, всячески поддерживая положительную общую самооценку и развивая способность ребёнка к конкретным оценкам своего учения. Правила оценочной безопасности обязательны во всех человеческих отношениях и для людей всех возрастов. Взрослые обязаны их соблюдать, учителя учат их соблюдению детей. Поиск достойных (безопасных) форм такого обучения - одно из основных направлений эксперимента. Список правил оценочной планировании урока учителю необходимо в первые три четверти его уделять внимание изложению наиболее трудного материала, а последнюю часть использовать для относительно лёгкой работы. Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений в любом обществе, в частности - в классе, является постоянное дополнение и уточнение этого списка. Вот его начало:

Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).

Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо " Ты сделал три ошибки в этом примере" лучше сказать: "Давай с тобой найдём в этом примере три ошибки".

"На ложку дёгтя - бочка мёда". Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и на нём закрепиться.

Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: "Постарайся быть внимательным и не пропускать букв" эффективней установка: "В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, а в этом - не больше пяти".

"За двумя зайцами...". Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

Формула "опять ты НЕ..." - верный способ выращивания Неудачника.

Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Расписание и гигиеническая организация уроков.

Нельзя не сказать, что весомым толчком для проявления детских неврозов в начальной школе служит их физическое переутомление по причине не всегда правильно составленного расписания уроков. Оценивая расписание уроков в школе с гигиенических позиций, в первую очередь необходимо обратить внимание на соответствие продолжительности учебного дня и учебной недели возрастным возможностям детей и подростков. Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность коры головного мозга учащихся, высокая работоспособность, профилактика раннего утомления и переутомления и охрана здоровья учащихся. При составлении расписания уроков должна учитываться динамика работоспособности школьников в течение учебного дня и в течение учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках. На 3 и, особенно, на 4 уроке она снижается. Динамика работоспособности учащихся в течение недели имеет свои характерные особенности. Понедельник является днём, когда работоспособность школьников относительно невысокая, что связано с врабатываемостью после воскресного отдыха. Во вторник и среду работоспособность у учащихся наибольшая, а в четверг она снижается и достигает минимума в пятницу. Учитывая динамику работоспособности учащихся, изучаемые предметы должны распределяться в течение дня и недели в зависимости от их трудности. Деление предметов по степени трудности очень относительно. Оно зависит от индивидуальных особенностей и наклонностей учащихся, от умения педагога организовать урок, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Единого мнения о трудности предметов нет как среди педагогов, так и среди гигиенистов, и даже самих учащихся. Для учащихся младшего школьного возраста наиболее трудными предметами являются математика и чтение. Наиболее трудные предметы, требующие значительного умственного напряжения, должны быть поставлены на 2-3 уроки, а лёгкие - на последние. На понедельник и субботу предусматривается меньшее количество учебных часов, отведённых преимущественно предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, должны быть более нагруженными. В расписании уроков желательно чередовать математику с гуманитарными и естественными предметами. Такое чередование различных предметов в течение учебного дня создаёт благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга и предупреждения чрезмерного утомления учащихся. По той же причине важно избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным и приводят к понижению работоспособности учащихся на всех последующих уроках. Контрольные работы требуют от школьников напряжения умственных и психических сил. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, а также на последних уроках. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки труда и физической культуры, на которых преобладает физическая динамическая пауза. Уроки по этим предметам являются мощным фактором сохранения работоспособности школьников в течение учебного дня и недели. Правильно поставленные в расписание, они способствуют снятию утомления и сохранению работоспособности на последующих уроках.

Одним из основных элементов школьного режима является урок. Первым и существенным элементом гигиенической организации урока является ограничение длительности урока. Сокращение уроков в 1 классе до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) учащихся, сохраняет их работоспособность на протяжении всего учебного дня. Кроме продолжительности урока на сроки возникновения утомления влияет построение урока. При планировании урока следует иметь в виду, что работоспособность школьников претерпевает изменения от начала и к концу урока. Физиологи, рассматривая динамику работоспособности школьников на уроке, различают 5 фаз:

  • Фаза перехода на новый, более высокий уровень работоспособности (так называемое "врабатывание");
  • Фаза установления максимального уровня работоспособности;
  • Фаза оптимальной работоспособности;
  • Фаза неустойчивой работоспособности;
  • Фаза падения работоспособности.

Длительность первой фазы составляет приблизительно на 1-м уроке 10 минут, на каждом последующем - 5 минут. Большое значение для исключения раннего утомления имеет интерес к уроку, к новому материалу. Интересное проведение урока сохраняет работоспособность на более высоком уровне, и наоборот, малоинтересный урок способствует раннему утомлению и делает урок малоэффективным. Интерес к уроку зависит не только от содержания материала, но и от умения учителя преподнести материал, от поведения учителя, его речи. Тихая монотонная речь способствует возникновению запредельного торможения, дремотного состояния и затрудненного восприятия учебного материала. Для профилактики раннего и чрезмерного утомления преподавание должно строиться с учётом максимального использования функциональных возможностей первой сигнальной системы, т.е. с максимальным использованием наглядных пособий. Одним из важнейших условий сохранения работоспособности школьников является чередование учебной деятельности с отдыхом. Во время занятий в школе это обеспечивается путём представления перерывов -перемен между уроками. Значение перемен, прежде всего, заключается в том, что они обеспечивают отдых и восстанавливают работоспособность школьников. Пятиминутные перемены неэффективны. Даже после относительно небольшого утомления учащихся они не полностью восстанавливают работоспособность.

Восстановление сниженной работоспособности складывается из двух фаз:

  • восстановление
  • упрочение достигнутого состояния, которое делает его устойчивым.

Установлено, что для снятия утомления, возникшего во время урока, необходим отдых продолжительностью не менее 10 минут. Большая перемена продолжается 30 минут.

Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.

Учебная работа школьников представляет собой умственный труд, связанный, главным образом, с деятельностью центральной нервной системы.

Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, т.е. наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма. Это отражается в ухудшении количественных (объём работы) и качественных (ошибки) показателях умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности некоторых органов и систем организма. Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. У школьников начальных классов утомление нарастает в значительной степени уже к третьему - четвёртому уроку. У школьников утомление развивается в результате нерациональной организации учебного процесса и чрезмерной учебной нагрузки. Учебная нагрузка должна быть такой, чтобы обеспечить нормальную деятельность центральной нервной системы учащихся и высокий уровень работоспособности.

Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего режима дня учащихся.

Режим дня учащихся 1-х классов должен предусматривать:

  • полноценный ночной сон (не менее 10 часов);
  • активный отдых (прогулки) на воздухе (не менее 2,5 часа);
  • дневной сон (для ослабленных детей) (1-1,5 часов);
  • свободное время (игры, чтение, любимые занятия, ТV, компьютер) (не менее 1,5 часов);
  • время на гигиенические процедуры и самообслуживание (не менее 1,5 часов);
  • время на еду ( 4-5 раз) (не менее 1,5 часов);
  • учебные занятия +дорога в школу (4-5 часов);
  • домашние занятия (до 1 часа);
  • дополнительные занятия (музыка, спорт и т.п.) (до 1 часа).

Оценка режима дня, общей нагрузки учащихся является необходимой составной частью всех экспериментальных исследований по изучению динамики работоспособности школьников в процессе учебной и трудовой деятельности. При изучении режима следует обращать внимание на порядок чередования отдельных компонентов режима дня и их длительность, т.е. бюджет времени.

Причины школьных неврозов и пути их преодоления.

Итак, в чём же кроется причина школьных неврозов? Каковы пути их преодоления? Прежде всего, необходимо начать комплексную работу с родителями ещё до поступления детей в школу. Организация всеобучей, психологических консультаций, "родительских курсов" подготовят родителей к новой роли родителей первоклассников. Необходимо дать им возможность совершить осознанный выбор той или иной системы образования, познакомиться с образовательной программой данного образовательного учреждения, узнать о том, как необходимо вести себя в период адаптации ребёнка к школе. Основа этой роли состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу, что родитель никогда не должен становиться учителем. Основная функция родителей в помощи первокласснику - эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению школьных правил.

Необходимо систематически анализировать эффективность организации учебного процесса, изменять структуру и содержание образования решая задачи охраны и сохранения здоровья учащихся, снятия перегрузки.

Блок физиологического и психофизиологического сопровождения должен включать:

  • обследование учащихся в начале и в конце учебного года;
  • динамическое наблюдение за состоянием здоровья в течение года (заболеваемость);
  • динамическое наблюдение за состоянием психического здоровья в начале и в конце учебного года (по поведенческим реакциям и оценке напряжённости);
  • оценку организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели.

Рекомендации по нормализации учебного процесса.

Нормализация учебного процесса школьников необходима для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников. Нормализация учебного процесса в значительной степени определяется рациональной организацией учебного процесса.

Показателями рациональной организации учебного процесса является:

  1. Объём учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность + выполнения домашнего задания.
  2. Дополнительные занятия в школе - факультативы, индивидуальные занятия, занятия по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы). Занятия активно-двигательного характера - динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
  3. Рациональное расписание учебных занятий. Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяется динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное школьное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статистического компонентов во время занятий. Следует отметить, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме рабочего дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5cуточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различна для детей разных возрастных групп.
  4. Рациональная организация урока. Физиологически обоснована и продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 класса, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение худ. литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.)
  5. Рациональная организация общего режима дня школьников. Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме рабочего дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (За вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различна для детей разных возрастных групп.
  6. Нормализация отношений "учитель-ученик", "ученик-ученик", ликвидация проблем с родителями.

В заключение хочу отметить, что в ходе экспериментальной работы в моём классе значительно возросло качество знаний и успеваемость учащихся, большее количество учащихся стали соблюдать физиолого- гигиенические нормативы режима дня, увеличилось число детей, занимающихся спортом, улучшилось состояние здоровья учащихся, изменилось отношение родителей к школьной жизни детей.