- Вступление
- Активные формы и методы обучения.
- Докладчики
- Выводы и предложения
Уже давно в нашу жизнь пришли динамизм и непрерывное развитие, повсеместно внедряются новейшие методы и средства обучения, автоматизированные обучающие системы, электронная техника.
Изменения в содержании, методах и средствах обучения вызвали значительные изменения в методике. За последние годы все большое внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся.
Педагогический коллектив Профессионального училища № 7 3 года работал по единой методической теме: “Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе”. И я могу с уверенностью сказать, что каждый из нас применяет в своей практике различные “активные” формы и методы обучения и воспитания.
Сегодня наши коллеги поделятся своим опытом и расскажут, как можно нетрадиционно начать урок, как применить на практике блочно-модульное обучение, как интересно провести урок спецтехнологии и производственного обучения, и возможности мультимедийного кабинета.
Что же такое метод? И что же такое форма? Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения – это способ взаимосвязной деятельности учителя и обучающегося по достижению целей обучения, развития и воспитания. Признаком метода является деятельность. Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учащихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания, мы отдаем предпочтение активным формам и методам, способствующим развитию мотивационной сферы учащихся, их творческой активности, улучшению качества подготовки по профессиям.
Обратите внимание на листы на ваших столах, как раз здесь представлены различные виды и формы работы, повышающие уровень активности обучения.
Работая над применением различных форм и методов обучения и воспитания уч-ся, мы берем за основу 4 фактора, которые влияют на выбор метода обучения:
- Материально-дидактическая база.
- Содержание учебного материала.
- Уровень обученности и воспитанности учащихся.
- Уровень методической подготовки преподавателя.
Для производственного обучения как составной части учебного процесса в профессиональном учебном заведении полностью свойственны все основные характеристики процесса обучения. Вместе с тем определяющие специфику подходов к определению его целей, содержания, форм и методов.
Прежде всего, о цели. Основной целью производственного обучения является формирование у учащихся профессионального мастерства в области определенной профессии, специальности.
Эта генеральная цель конкретизируется в задачах производственного обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определенной степени средства достижения этой цели. Исходя из такого понимания взаимосвязи целей и задач, можно выделить следующие критерии-показатели, раскрывающие сущность понятия “профессиональное мастерство”:
- качество выполнения работы – выполнение технических требований (условий) к результатам работы; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов:
- производительность труда – выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов выполнения работы и организации труда;
- профессиональная самостоятельность – умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;
- культура труда – способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда;
- творческое отношение к труду – развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;
- экономическая целесообразность трудовой деятельности – способность к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.
Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятельности мастеров производственного обучения и учебной деятельности учащихся. Через призму этих показателей необходимо рассматривать практически все вопросы содержания, организации и методов производственного обучения.
Методы специфичные только для производственного обучения это:
- показ приемов трудовых действий,
- упражнения,
- самостоятельные наблюдения учащихся,
- письменное инструктирование,
- методы обучения учащихся высокопроизводительным приемам и способам работы,
- формирования творческого отношения к труду,
“активные” методы производственного обучения.
Но здесь понятие можно расширить и отнести ко всем видам обучения. Сущность “активных” методов обучения, как производственного, так и теоретического, заключается в столкновении учащихся с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение “первооткрывателей”, “исследователей”. Вопросы теории и практики проблемного обучения достаточно широко раскрыты в педагогической литературе.
Такие проблемные ситуации, как правило, создаются на реальном материале предметов теоретического обучения и производственного обучения:
- постановка учащихся в условия необходимости практического использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях;
- вскрытие противоречий между теоретически или принципиально возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа;
- постановка учащихся перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений;
- постановка учащихся в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить поставленную задачу.
Мастера п\о и преподаватели широко применяют в своей практики различные методы и формы активизации обучающихся на уроке – это и уроки-игры, это и проблемно-задачный подход на уроках п/о и т/о, это и использование различных форм работы – бригадные, групповые, парные, индивидуальные и т.д., это и использование различных дидактических средств и приемов и многое-многое…
А теперь наши коллеги поделятся своим опытом…
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
- Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
- Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
- Использование игровых форм;
- Диалогическое взаимодействие;
- Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
- Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
- Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
- Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
- Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
- Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
- Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
- Деятельностный подход в обучении.
Вы видите и знаете, что в учебно-воспитательный процесс уже плотно вошли и реализуются различные активные формы и методы обучения. Но данном этапе развития профессионального образования этого мало. В концепции развития начального профессионального образования в Ленинградской области на период до 2010 года одним из приоритетных направлений является совершенствование содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг: обеспечение соответствия содержания начального профессионального образования и методов обучения новым производственным технологиям. Поэтому на смену отдельным формам активного обучения, делающим учебный процесс неоднородным по форме и содержанию, должны прийти целостные образовательные технологии вообще, и технологии обучения в частности.
Инновационная деятельность преподавателей и мастеров – часть методической работы, направленной на выполнение одной из главнейших задач в деле качества и эффективности процесса обучения и воспитания – дальнейшее совершенствование форм, методов и средств проведения урока, т.е. создание педагогических технологий.
Одна из анкет, которые вы проходили, выявляла уровень инновационного потенциала у коллектива. На вопросы теста всего ответили 23 человека – это менее 50 % ИПР, но итоги впечатляющие. На вопрос оценки условий училища для развития инновационной деятельности 1 человек из 23 оценили как очень хорошее, 5 человек, как хорошее, 13 человек, как удовлетворительное и даже 1 человек считает, что нет никаких условий для развития. Но в тоже время 21 человек из 23 чувствует себя готовым к освоению различных новшеств. И наконец что же является препятствием в освоении и разработке новшеств 6 человек из 23 считают, что это отсутствие времени, 18 человек, что причина слабая информированность и отсутствие стимулирования, поделились поровну, и у 1 человека отсутствуют необходимые теоретические знания. И если эти данные проанализировать, то 90 % педагогов готовы, но 39 % недостаточно информированы о нововведениях в образовании.
Я хочу закончить свой доклад анализом еще одного теста, проводимого в коллективе. Тест проходил на прошлом педсовете и на него ответили 38 человек. Целью тестирования было определение степени удовлетворенности ИПР жизнедеятельностью в коллективе, а также различными аспектами жизни. При анализе ответов можно было выявить коэффициент. И если он был выше 3, то это считалось высокой степенью удовлетворенности. Если 2, то средняя степень удовлетворенности. Если менее 2, то низкая. Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Обратите внимание, что коэффициент колеблется между отметками 2 и 3, что показывает удовлетворенность жизнедеятельность в училище. На следующей диаграмме мы видим, какая степень удовлетворенности по следующим аспектам профессиональной жизни коллектива. По порядку 1 – организация труда, 2 – реализация профессиональных качеств, 3 – отношения с коллегами и администрацией, 4 – отношение с учащимися и их родителями, 5 – обеспечение деятельности педагога. Коэффициент здесь тот же 3 – высокий, 2 – средний, менее 2 низкий.
Из результатов опросов нашего коллектива можно увидеть, что у нас есть большой потенциал для успешного развития и мы готовы к освоению новшеств.
И чтобы успешно решить задачи методической работы, следует определить все функциональные обязанности членов педагогического коллектива. Для этой цели в свою очередь необходимо:
- изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов МО РФ и КОиПОЛО;
- активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
- изучение и внедрение достижений педагогов-новаторов в практику работы;
- создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции;
- диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
- стимулирование инициативы и творчества ИПР и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;
- использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе ИПР;
- готовность ИПР к самообразованию и самосовершенствованию.