Образовательные цели:
- Закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме “Системы уравнений”, подготовка к контрольной работе.
- Формирование творческого применения математических знаний и знаний английского языка, навыков, умений в постоянно изменяющихся условиях.
- Подготовка учащихся к осознанной рефлексии действий по данной тематике.
- Предполагается реализация принципа наглядности обучения за счет активного использования мультимедийных средств.
- Учащиеся углубленно изучают иностранные языки, на данном уроке алгебры применяются их знания английского языка.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Формы и методы интерактивного обучения: “каждый учит каждого”, “ученик в роли учителя”, “мозговой штурм”.
На уроке планируется формирование компетенций:
- учебно-познавательной (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);
- информационно-коммуникативной (навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе “обучаемый”, “обучающий”, “проверяемый”, “проверяющий”);
- компетенции личностного самосовершенствования (ученик – реальный объект в сфере данной компетенции, овладевающий способами деятельности в собственных интересах и возможностях).
Приемы рефлексии: рефлексия действий и рефлексия, связанная с выяснением ценностей.
Класс 25 человек делится на 5 групп по 5 человек, в каждой группе учителем назначен руководитель группы. Учащиеся каждой группы сидят за одним столом и имеют возможность обсуждать решения.
На каждом этапе урока вопросы и решения демонстрируются на экране с помощью мультимедийного проектора. (Презентация PowerPoint, 33 слайда. Приложение).
Ход урока
1-й этап
Постановка учителем цели урока. (2 мин.)
Слайд 1
2-й этап
Фронтальная работа с классом. Повторение теоретического материала (основные способы решения систем: графический, способ подстановки и способ сложения, иллюстрации примеров). (3 мин.)
Слайды 2–5
3-й этап
Решение систем графическим способом (5–7 мин.)
Слайды 6–15
Задание: Сколько решений имеет система уравнений? Предлагается иллюстрация построенных графиков уравнений, чтобы ответить на вопрос надо сначала найти ошибку в построении. Предлагается последовательно 5 систем, по одной системе для объяснения каждой группой.
4-й этап
Решение систем способом подстановки, способом сложения. (10 мин.)
Слайды 16–18
Руководитель каждой группы вскрывает конверт № 1, в котором находятся карточки с заданиями для каждого ученика. Учащимся предлагается решить в тетрадях 3 задания, они могут работать самостоятельно, в парах, консультироваться в группе, проверять решения друг друга.
Задания для письменного решения:
- Решите систему уравнений:
- Решите систему уравнений:
- Найдите все значения параметра а, при которых система уравнений не имеет решений:
Пока учащиеся работают самостоятельно, учитель вызывает к доске трех учеников для решения аналогичных заданий (каждому ученику по 1 заданию).
Задания для учащихся у доски:
- Решите систему уравнений:
- Решите систему уравнений:
- Найдите все значения параметра а, при которых система уравнений имеет 2 решения:
По окончании отведенного времени учащиеся проверяют решения систем по слайдам на экране, учитель заостряет внимание на основных этапах решения.
5-й этап
Решение задач с помощью систем уравнений. (13–15 мин.)
Слайды 19–29
Руководители вскрывают конверт № 2 с задачами. Учащихся ожидает “сюрприз”, условия задач записаны по-английски.
Задачи:
- The sum of two positive numbers is 5 times more than their difference. Find these numbers if it is known that the difference of their squares is 180.
- Find the two-digit number, which is 4 times more than the sum of its figures and 2 times more than the product of its figures.
- The diagonal of the rectangle is equal to 15 cm. If one of its sides decreases by 6 cm, and another side decreases by 8 cm, the perimeter decreases by 3 times. Find the sides of the rectangle
Учитель просит прочитать вслух и перевести каждую задачу, чтобы убедиться в том, что ее условие понятно каждому ученику.
. Задачи (перевод):
- Сумма двух положительных чисел в 5 раз больше их разности. Найдите эти числа, если известно, что разность их квадратов равна 180.
- Найдите двузначное число, которое в 4 раза больше суммы его цифр и в 2 раза больше произведения его цифр.
- Диагональ прямоугольника равна 15 см. Если одну из его сторон уменьшить на 6 см, а другую уменьшить на 8 см, то периметр уменьшится в 3 раза. Найдите стороны прямоугольника.
Учащимся предлагается составить системы для решения этих задач (можно начинать решение с любой задачи по желанию), в связи с ограниченностью времени не обязательно полное решение задач.
Предлагается проверка решений на экране.
6-й этап.
Получение новой информации, “Ученик в роли учителя”. (5 мин.)
Слайды 30–33
Всегда в классе есть ученики, которым и на уроке обобщения и систематизации знаний хочется узнать что-то новое. 2 ученика на примере решения двух систем объясняют учащимся новый материал, не являющийся обязательным по программе.
Первый ученик показывает, как в однородном уравнении с двумя переменными можно выразить одну переменную через другую с помощью формулы корней квадратного уравнения.
Второй ученик демонстрирует прием введения новых переменных при решении систем.
7-й этап
Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
Руководители групп заполняют ведомость, в которой оценивают работу учеников (таблица №1), каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке (таблица № 2).
Таблица 1
№ | Список группы | Решил самосттоятельно (задание) |
Решил с помощью консультанта |
Консультировал (задан.) |
Проверил (задан.) |
Оценка |
1 | Бочарова Настя – руководитель группы | |||||
2 | Пустынный Ян | |||||
3 | Мефтахудинов Костя | |||||
4 | Голубева Полина | |||||
5 | Черепанова Ирина | |||||
6 | Вторыгина Ксюша |
Таблица 2
Фамилия, имя – | ||||||||||||||||||||
1.Самооценка своей деятельности на
уроке. + хорошо
2.Что для тебя ценно (важно) в работе на уроке? + важно
|