Цели:
- повторить приемы устных и письменных вычислений, названия компонентов
- и результата умножения;
- развивать мыслительную деятельность при решении задач, развивать
- логическое мышление;
- воспитывать навыки взаимовыручки, бережного отношения к природе.
Оборудование: оформление доски в виде карты маршрута плавания с нарисованными островами, картонные овощи и фрукты.
Ход урока
1. Организационный момент
– Давайте, ребята, улыбнемся друг другу, чтобы сегодняшний урок принес нам всем радость общения с друзьями.
2. Сообщение темы урока
– Сегодня мы с вами отправимся в гости к Робинзону Крузо. Вы знаете о таком герое? Путешествие далекое опасное, вас ждет много заданий, легких и трудных. Прежде чем отправиться в путь, я проверю вашу внимательность.
Определите лишнее число среди названных мною чисел:
18 | 24 | 47 | 90 | 100 |
– Какое самое большое двузначное число вы знаете? Самое маленькое?
– Что можете рассказать о числе 100?
3. –Я вижу, что вы все готовы отправиться в путь. А как вы думаете, ребята, на каком транспорте мы будем путешествовать?
(После ответов учеников открывается доска с картой маршрута и кораблем.)
– Но наш корабль стоит на большом якоре. Чтобы его поднять, надо поработать с такой таблицей.
множитель | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
множитель | 6 | 8 | 2 | 3 | 2 | 3 |
произведение |
а) прочитайте названия строк;
б) что известно, что надо найти;
в) с помощью какого знака находят произведение;
г) что значит 2*6;
– Молодцы! Поднимаем якорь. Наш корабль поплыл.
4. Решение задач
а) – Что за остров впереди? Это остров обезьян. Они придумали для вас задачу.
Послушайте ее.
На каждой тарелке по 2 ананаса. Сколько ананасов на 5 тарелках?
Сделайте рисунок к задаче.
(Работа у доски и в тетрадях.)
– Сегодня ваши тетради превратятся в корабельные журналы. В них записи
должны вестись аккуратно.
б) А на этом острове живут слоны. Один слоненок плачет!
Что же с ним случилось? Оказывается, ему в школе дали такие домашние задания, с которыми он никак не справится. Поможем слоненку? А как вы помогаете другу, если у него что-то не получается?
(Ответы учеников.)
Мы с вами не только решим слоненку его задание, но и объясним, как его выполнять. Надо решить такую задачу:
Первый слон съел за день 9 кг бананов, а второй слон на 3 кг больше, чем первый. Сколько кг бананов съели два слона вместе?
– Запишите краткую запись в тетрадь.
– Прочитайте еще раз вопрос задачи. Сможем ли мы на него ответить сразу? Что надо узнать сначала?
(Запись решения задачи в тетради.)
5. Повторение приемов письменных вычислений
– Слоненку очень понравилось, как вы объяснили решение задачи. Он хочет еще послушать, как вы объясняете решение таких примеров.
Запись на доске.
(Комментированная работа в тетрадях и у доски.)
– Попрощайтесь со слоненком. Пожелайте ему успешной учебы.
6. Внимание! Впереди показались коварные пираты. Они хотят помешать нашему плаванию и приготовили ловушку.
Вы должны догадаться, какое число спряталось за вопросительным знаком.
– Молодцы! Выбрались из ловушек пиратов.
7. – Впереди нас ожидает веселый остров попугаев. Они любят играть и отдыхать. Мы тоже поиграем в их игру “Попугай”.
(Первый ученик называет математический термин, второй– повторяет его и добавляет свой.)
8. Минутка отдыха
– А теперь отдохнем. Легли на парту, закрыли глаза. Морской ветер вам гладит щеки, волосы, яркое солнышко улыбается и посылает свои жаркие лучи. Галдят чайки, указывая путь нашему кораблю. Морская прохлада помогла восстановить силы. А они как раз потребуются на следующем острове. Открыли глаза!
9. На этом острове случилась беда. Была здесь речка с чистой прозрачной водой. Но пришли сюда злые люди, стали в нее грязную воду выливать, мусор кидать. И рыбки, которые жили в этой речке, погибли. Остались только эти.
(Учитель показывает нарисованных рыбок.)
Мы можем спасти их – перенести в чистое озеро, если составим примеры на сложение и вычитание с ответом, записанным на рыбке.
– Рыбки благодарят вас, ребята, за спасение. А что бы вы сказали людям, которые натворили здесь такое зло?
10. – И перед самым подходом к острову Робинзона Крузо вас ждет арифметический диктант.
– Найдите сумму чисел 54 и 6;
- разность чисел 70 и 50;
- произведение чисел 6 и 2;
- значение выражения 36+48;
- увеличь 18 на 9;
- уменьши 40 на 15.
11. Итоги урока
– Мы достигли своей цели – попали на остров. К вашему приезду Робинзон Крузо собрал сладкие фрукты и овощи, которые растут на этом острове. Он хочет вам их раздать, ведь они необычные – на обратной стороне записано домашнее задание для каждого из вас.
(Учитель раздает картонные овощи и фрукты.)
– Чем мы занимались на уроке?
– Какой из островов вам понравился больше всего?
– На каком острове вас ждали самые трудные задания?
Спасибо всем за активную работу на уроке!
Оформление доски: