Цель: познакомить с понятием “словоизменение”; упражнять в изменении слов по вопросам, находить орфограммы; развивать речь, память, расширять и пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: картинки, рисунки детей о крае, ТСО, творческие работы, карточки, опорные схемы.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас урок русского языка. Прочитайте слова на доске.
Ноябрь, декабрь, январь |
– Назовите, одним словом слова. (Месяцы.)
– Какое слово “лишнее”? Почему? (Ноябрь – осенний месяц, остальные – зимние.)
– Назовите еще один месяц зимы. (Февраль.)
– Какое время года идет? (Зима.)
– Сколько месяцев в Заполярье длится зима? (9)
– Какая зима? (Морозная, холодная, лютая.)
– Как называются слова? (Синонимы.)
– Что такое синонимы? (Синонимы – слова близкие по значению, но разные по написанию.)
II. Минутка чистописания
(Проходит под музыку П.Чайковского “Времена года.)
Ой, ты, зимушка-зима,
Все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла,
Все овражки завалила,
Льдом одела озеро,
Речку заморозила!
сСсСсС (рисуем узоры)
III. По составу
(Работает класс.)
Снежный, снежок, снегоход, снега
IV. Работа у доски
У доски работают 2 ученика.
1) Зимушка (Подобрать к слову схему, доказать.)
2) Подули студеные ветры.(Грамматический разбор предложения.)
V. Словарно-орфографическая работа
Талнах, Таймыр, Норильск, Кайеркан, Оганер.
(Дети говорят перевод слов на русский язык. Например, Талнах – гиблое место.)
– Что объединяет слова? (Пишутся с заглавной буквы.)
– Какое слово “лишнее”? Почему? (Таймыр – полуостров, на котором мы живем)
– Как называется край, в котором мы живем? А город, где живем? Что вы знаете о нашем городе?
(Зачитывают 2 ученика свои творческие работы о городе.)
VI. Просмотр видеофильма о городе
VII. Подготовка к восприятию нового
– Изменить или просклонять слово по вопросам.
что? город
чего? города
чему? городу
чем? городом
о чем? о городе
– Что происходило со словом? (Оно изменялось? Форма слова изменялась окончанием, основа одинакова.)
– Как назовем одним словом образование форм одного и того же слова? (Словоизменение.)
VIII. Сообщение темы урока
– Назовите тему урока. (Словоизменение.)
– Какая часть слова менялась? (Окончание.)
– Что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.)
IХ. Работа над новым материалом
Упр. № 252.
что? город, сосна
чего? города, сосны
чему? городу, сосне
чем? городом, сосной
о чем? о городе, о сосне (Вывод с.127.)
Х. Физкультминутка
Марш на месте – не спеша,
Как погода хороша,
Не боимся мы мороза.
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.
ХI. Закрепление нового материала
Изменить слово по вопросам:
1-в – зима
2-в .– снег (Проверка.) Вывод с.127.
ХII. Повторение пройденного
– Вставить орфограммы, найти ошибки.
х...лодный з…ма
ни…кая со…нце
душ…стое хле…
– Правила. (Дети говорят хором.)
А) Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.
Б) Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
В) Парные согласные – самые опасные!
В корне слова проверяй –
Рядом гласный подставляй!
ХIII. Итог урока
– Как называется образование форм одного слова? (Словоизменение.)
– Какая часть слова изменяется? (Окончание.)
– Что нового узнали на уроке?
– Город, где вы родились, называется родиной.
Мы любим наш город, и это подтверждают наши рисунки.
(Выставка рисунков.)
Ученица читает четверостишие.
Родина – мать. Ее трав и рек
Раздолье жить помогает.
На родине даже холодный снег
Не студит, а согревает.
XIV. Домашнее задание
Повторить словарь. Оценки.