Урок в 11-м классе по теме "Массивы в Visual Basic"

Разделы: Информатика


Цели урока:      

  1. Повторить знание определения и способов заполнения массивов в Visual Basic;
  2. Совершенствовать навык заполнения массива случайными числами;
  3. Вспомнить этапы решения задач с массивами;
  4. Совершенствовать культуру самостоятельной работы за ПК и культуру работы в группе.

Оборудование:

  • персональные компьютеры,
  • мультимедийный проектор

Общедидактический метод обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Проблемное изложение.

Тип урока:    

  • урок изучения нового материала (Гузеев В.В.)
  • урок формирования и совершенствования умений и навыков (Воронов В.В.)

Приложения к уроку:

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока

  1. Организация группы.

Здравствуйте! Я очень рада видеть вас каждого в отдельности и всем массивом вместе.

  1. Эмоциональный настрой.

Бывают массивы горные!
Бывают массивы лесные!
Мы изучаем информационные:
Массивы строковые и числовые.

Итак, тема нашего урока… МАССИВЫ.

Следовательно, мы вспомним определение массива, способы заполнения, остановимся на заполнении массива случайными числами, рассмотрим этапы решения задач с массивами и, как всегда, будем совершенствовать культуру работы в группе и культуру самостоятельной работы за  компьютером.

     3. Актуализация знаний.

Мы знаем несколько определений массива. Они разные по форме, но одинаковые по содержанию.

  •  Дайте определение массива.

3.2  Продолжите предложение:

  • Массив часто называют … (таблицей).
  • Индекс в одномерном массиве указывает… (на место или положение элемента в массиве).
  • Первый индекс элемента в двумерном массиве указывает …(на строчку в которой находится элемент массива).
  • Второй индекс элемента в двумерном массиве указывает …(на столбец в котором находится элемент массива).

3.3  Перечислите, известные нам, способы заполнения массива.

Сегодня мы научимся заполнять массив  с помощью датчика случайных чисел.

     4. Объяснение нового материала.

Презентация

Вначале ещё раз визуально конкретизируем внешний вид одномерного и двумерного массивов.

 

            Вспомним формулу получения случайного числа Z из отрезка [N,M]. Функция RND генерирует равномерно распределенную псевдослучайную, то есть повторяющуюся последовательность чисел.

- Какой оператор необходимо использовать, чтобы генерировались неповторяющиеся последовательности случайных чисел? (RANDOMIZE)

  

Для вывода элементов массива каждый раз новым цветом, используем цвета QBasic от 0 до 14, исключив белый

 

 

 

Определите, что появится на экране после запуска данного программного кода?

Какую задачу реализует данный программный код?

 

Поиск чего осуществляет данная программа?

Расскажите этапы выполнения задач с массивами:

 

Проанализируйте программу

Что получим на экране после запуска программы на исполнение?

     5. Работа за ПК.

Каждый получает список задач. Выбирает ту, которую хотел бы реализовать. Желание решить несколько задач в одной программе только приветствуется.

 

Задачи:

  1. Заполнить массив В(1 То 7) случайными числами из отрезка [-12,7] и определить сумму элементов с четными индексами.
  2. Заполнить массив К(1 То N) случайными числами из отрезка [A, B]  и определить произведение нечетных элементов.
  3. Вычислить среднее арифметическое  всех элементов  массива.
  4. Вывести на экран только отрицательные элементы массива.
  5. Вывести на экран только положительные элементы массива.
  6. Определить количество 7 в массиве.
  7. Определить минимальный элемент массива и индекс первого минимального элемента.
  8. Определить максимальный элемент массива и индекс последнего максимального элемента.
  9. Вторую половину массива продублировать элементами первой половины массива.
  10. Первую половину массива продублировать элементами второй половины массива.
  11. Вывести на экран все ненулевые элементы массива.
  12. Заполнить массив С (1 То 15) числами Фибоначчи: 1 1 2 3 5 8 13 21 … (первый и второй элементы равны 1,  каждый следующий равен сумме двух предыдущих).
  13. Заполнить массив А (1 То 10), если каждый элемент массива равен квадрату своего индекса.
  14. Заполнить массив (размерность вводится с клавиатуры) по формуле (Х+1)/2
  15. Заполните массив, если  D(1) = 1,  D(2) = -5,  D(3) = 1.5,  D(4) =  -17.9, D(5) = -0.1,  D(6) = -5.99,  D(7) = 177
  16. Все элементы большие нуля и меньшие 3 заменить их индексами.
  17. Все элементы большие 2 или меньшие -2 заменить 1.

 

     6. Демонстрация работ через м/м проектор.

     7. Выставление оценок за урок.

Подводится итог урока. Оценки выставляются как качественные, так и количественные.

Важно, чтобы действительно была поставлена Оценка, но не Уценка.

«Не страшно: сегодня Вы научились работать на «3», к концу года научитесь работать на «4», а ЖИЗНЬ, надеюсь, непременно поставит Вам «5»

     8. Домашнее задание.

Индивидуальное:

  • задачи с 1 – 4;
  • задачи  5, 6, 9;
  • 7, 8, 10;
  • задача 11, 12, 13;
  • §§ 4.13.2 – 4.13.3 (Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. 10-11)
  • Следующий урок проводите вы: учите нас заполнять строковые массивы и работать с элементами строковых массивов.

      9. Заключительное слово учителя.

Наша  страна Россия. Это огромная и Великая страна. Живут в ней замечательные люди, которые уважают старость, ценят молодость, трепетно относятся к юности и благоговеют перед младенчеством.

Да, наша с вами  страна - Россия. Это большая и очень несчастная страна. Живут в ней старики с мизерной пенсией, безработная молодежь, беспризорники, сироты, брошенные дети.

Каждый день утром я  вижу улыбающиеся лица людей, спешаших на работу, ведущих в детский садик и школу детей, смех, поцелуи любящих людей…  А также мне встречаются опухшие от беспробудного пьянства физиономии, плюющие и харкающие… Сквернословящие женщины и матерящиеся дети…

Каждый день я вижу Россию Великую и Россию несчастную. Мордовию, думающую и Мордовию деградирующую. Я горжусь и страдаю... У меня есть мечта: воспитать одно хорошее поколение людей! Тогда они воспитают замечательных детей и прекрасных, чутких, добрых, любящих внуков.

Я свято верю, что вы – мои ученики пополните массив умных, думающих, неравнодушных, мобильных, интеллигентных, профессионально эрудированных и любящих Людей. Чтобы ваши дети сказали, что им посчастливилось родиться в России.