Цели урока:
- Повторить знание определения и способов заполнения массивов в Visual Basic;
- Совершенствовать навык заполнения массива случайными числами;
- Вспомнить этапы решения задач с массивами;
- Совершенствовать культуру самостоятельной работы за ПК и культуру работы в группе.
Оборудование:
- персональные компьютеры,
- мультимедийный проектор
Общедидактический метод обучения:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Проблемное изложение.
Тип урока:
- урок изучения нового материала (Гузеев В.В.)
- урок формирования и совершенствования умений и навыков (Воронов В.В.)
Приложения к уроку:
Продолжительность урока: 45 минут.
Ход урока
- Организация группы.
Здравствуйте! Я очень рада видеть вас каждого в отдельности и всем массивом вместе.
- Эмоциональный настрой.
Бывают массивы горные!
Бывают массивы лесные!
Мы изучаем информационные:
Массивы строковые и числовые.
Итак, тема нашего урока… МАССИВЫ.
Следовательно, мы вспомним определение массива, способы заполнения, остановимся на заполнении массива случайными числами, рассмотрим этапы решения задач с массивами и, как всегда, будем совершенствовать культуру работы в группе и культуру самостоятельной работы за компьютером.
3. Актуализация знаний.
Мы знаем несколько определений массива. Они разные по форме, но одинаковые по содержанию.
- Дайте определение массива.
3.2 Продолжите предложение:
- Массив часто называют … (таблицей).
- Индекс в одномерном массиве указывает… (на место или положение элемента в массиве).
- Первый индекс элемента в двумерном массиве указывает …(на строчку в которой находится элемент массива).
- Второй индекс элемента в двумерном массиве указывает …(на столбец в котором находится элемент массива).
3.3 Перечислите, известные нам, способы заполнения массива.
Сегодня мы научимся заполнять массив с помощью датчика случайных чисел.
4. Объяснение нового материала.
Вначале ещё раз визуально конкретизируем внешний вид одномерного и двумерного массивов.
Вспомним формулу получения случайного числа Z из отрезка [N,M]. Функция RND генерирует равномерно распределенную псевдослучайную, то есть повторяющуюся последовательность чисел.
- Какой оператор необходимо использовать, чтобы генерировались неповторяющиеся последовательности случайных чисел? (RANDOMIZE)
Для вывода элементов массива каждый раз новым цветом, используем цвета QBasic от 0 до 14, исключив белый
Определите, что появится на экране после запуска данного программного кода?
Какую задачу реализует данный программный код?
Поиск чего осуществляет данная программа?
Расскажите этапы выполнения задач с массивами:
Проанализируйте программу
Что получим на экране после запуска программы на исполнение?
5. Работа за ПК.
Каждый получает список задач. Выбирает ту, которую хотел бы реализовать. Желание решить несколько задач в одной программе только приветствуется.
Задачи:
- Заполнить массив В(1 То 7) случайными числами из отрезка [-12,7] и определить сумму элементов с четными индексами.
- Заполнить массив К(1 То N) случайными числами из отрезка [A, B] и определить произведение нечетных элементов.
- Вычислить среднее арифметическое всех элементов массива.
- Вывести на экран только отрицательные элементы массива.
- Вывести на экран только положительные элементы массива.
- Определить количество 7 в массиве.
- Определить минимальный элемент массива и индекс первого минимального элемента.
- Определить максимальный элемент массива и индекс последнего максимального элемента.
- Вторую половину массива продублировать элементами первой половины массива.
- Первую половину массива продублировать элементами второй половины массива.
- Вывести на экран все ненулевые элементы массива.
- Заполнить массив С (1 То 15) числами Фибоначчи: 1 1 2 3 5 8 13 21 … (первый и второй элементы равны 1, каждый следующий равен сумме двух предыдущих).
- Заполнить массив А (1 То 10), если каждый элемент массива равен квадрату своего индекса.
- Заполнить массив (размерность вводится с клавиатуры) по формуле (Х+1)/2
- Заполните массив, если D(1) = 1, D(2) = -5, D(3) = 1.5, D(4) = -17.9, D(5) = -0.1, D(6) = -5.99, D(7) = 177
- Все элементы большие нуля и меньшие 3 заменить их индексами.
- Все элементы большие 2 или меньшие -2 заменить 1.
6. Демонстрация работ через м/м проектор.
7. Выставление оценок за урок.
Подводится итог урока. Оценки выставляются как качественные, так и количественные.
Важно, чтобы действительно была поставлена Оценка, но не Уценка.
«Не страшно: сегодня Вы научились работать на «3», к концу года научитесь работать на «4», а ЖИЗНЬ, надеюсь, непременно поставит Вам «5»
8. Домашнее задание.
Индивидуальное:
- задачи с 1 – 4;
- задачи 5, 6, 9;
- 7, 8, 10;
- задача 11, 12, 13;
- §§ 4.13.2 – 4.13.3 (Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. 10-11)
- Следующий урок проводите вы: учите нас заполнять строковые массивы и работать с элементами строковых массивов.
9. Заключительное слово учителя.
Наша страна Россия. Это огромная и Великая страна. Живут в ней замечательные люди, которые уважают старость, ценят молодость, трепетно относятся к юности и благоговеют перед младенчеством.
Да, наша с вами страна - Россия. Это большая и очень несчастная страна. Живут в ней старики с мизерной пенсией, безработная молодежь, беспризорники, сироты, брошенные дети.
Каждый день утром я вижу улыбающиеся лица людей, спешаших на работу, ведущих в детский садик и школу детей, смех, поцелуи любящих людей… А также мне встречаются опухшие от беспробудного пьянства физиономии, плюющие и харкающие… Сквернословящие женщины и матерящиеся дети…
Каждый день я вижу Россию Великую и Россию несчастную. Мордовию, думающую и Мордовию деградирующую. Я горжусь и страдаю... У меня есть мечта: воспитать одно хорошее поколение людей! Тогда они воспитают замечательных детей и прекрасных, чутких, добрых, любящих внуков.
Я свято верю, что вы – мои ученики пополните массив умных, думающих, неравнодушных, мобильных, интеллигентных, профессионально эрудированных и любящих Людей. Чтобы ваши дети сказали, что им посчастливилось родиться в России.