Цель:
- формирование умений применять графический способ решения систем к определению числа решений системы;
- развитие математического и общего кругозора, мышления, речи, памяти;
- воспитание интереса к математике, ее приложения, активности, умения общаться, трудолюбия.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, карточки для устных упражнений. шаблоны параболы у=х2,цветные мелки, учебник под ред.Теляковского-9.
Ход урока
- Общение темы урока.
- Индивудуальные задания у доски:
- показать решения домашней задачи повышенной трудности № 1135
- решить графически систему уравнений:
{ у=-х2-4х
у=-2х-1
- решить графически систему уравнений:
{ у= -х2-2
у=|х|
- Устные упражнения по карточкам:
- определение степени уравнения:ху-2у=5
- что называется графиком уравнения с двумя переменными.
- что представляет собой графики уравнений и способы их построения:
а) 3х+у=44,
б) х2+у2=9,
в) (х-1)2+(у+3)2=0,
г) у=2х2-4,
д)
(х-4)2+5,
е) х2+10х+у2+29=0.
- Слушаются ответы работающих у доски, задаются дополнительные вопросы.
На прикрепленных к рисунку листочках написать, какая система решается с помощью этих графиков. Найти решения системы. Проверка с помощью готовых ответов на обратной стороне доски.
- 1 вариант:
{ у=-х2
у=2х (0,0);
(2;4)
- 2 вариант
{ у=-х2+3
х2+у2=1
нет решения
- 3 вариант
{ ху=4
у=|х-3|
(4,1)
- 4 вариант
{(х-2)+1=у
у=(х-1)2
(2,1)
Каждый вариант проверяется отдельно. Поднимают руки те у кого такие ответы. Учитель сообщают, сколько человек выполнили с ошибками. После урока работы проверяются дополнительно и оцениваются.
- Решение примеров на применение графического способа:
№ 303*. Изобразить схематически графики уравнений, определить имеет ли система решение и сколько?
а) {х2-у+11=0
у+х2=4.
В системе координат на магнитной доске. Используются шаблоны.
б) { (х+3)2+(у+4)2=1
(х-2)2+(у-1)2=4
в) { у=|х|
0,5х2-у=4
Вывод: Графический способ решения системы удобен для определения числа решений системы.
Следующие задания тоже на определение числа решений системы, только система содержит параметр.
{ у-х2=а
х2+у2=4
При каких значениях параметра система уравнений имеет 3 решения? Строим график, уравнение которой не имеет параметра. Графиком 2-го уравнения является парабола, в зависимости от значения а будет изменяться вершина параболы, будет перемещаться вдоль оси у.
Нужно найти такое положение параболы, что она будет пересекаться с окружностью в трех точках. Тогда вершина параболы имеет координаты 0 и 2 =>а=2.
Вывод: решение системы уравнений с помощью графиков позволяет наглядно обосновать число решений системы.
- Задания из области географии.
Ученик построил два графика. Это годовой ход температур, строится на основе среднемесячных температур для определенной местности. По горизонтали откладываются месяцы: январь, февраль,…по вертикали: среднемесячная температура. Города находятся на одной широте. Вопрос? Что означает точка пересечения графиков?
- Посмотрите на следующую систему
{х2-3ху-2у=2
х+2у=1
Сможем ли мы решить графически? Вспомним способ подстановки.
Задание на дом: №241,302,304*
- Итог урока.