Обобщающий урок-игра по теме "Подгруппа азота" (9-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся по теме,
  • осуществить их коррекцию,
  • закрепить умение применять полученные знания на практике,
  • развить логическое мышление учащихся.

На проведение урока требуется один академический час. Подготовка к уроку происходит в процессе изучения всего материала.

Учащиеся класса распределяются по группам, в которые входят сильные, средние и слабые ученики, выбирается капитан, который руководит работой данной группы и распределяет задания, полученные от учителя. У каждого учащегося есть зачетный лист, куда выставляются баллы за выполнение задания. Выполнение каждого задания оценивается по 5-бальной шкале.

Слово учителя.

На этом уроке вы совершите путешествие в страну, где сможете вступить в общество химиков. Ваш путь лежит через государства: “Элемент”, “Теоретик”, “Умники и умницы”.

Первое государство “Элемент”

Предоставляется слово каждой группе учащихся. В своем выступлении необходимо представить любой элемент 5 группы Периодической системы (сочинение, сказка, стих, историческая справка).Это задание учащиеся получают за неделю до урока.

Второе государство “Теоретик”

Каждой группе выдается конверт с теоретическими вопросами. Все задания объединены в 7 групп по их сложности.

Задание №1.

В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: HNO3, H2SO4, H2O, KOH.

Используя лакмус, KOH, BаCl2, определите, в какой пробирке находится раствор азотной кислоты.

Задание №2.

Атомам каких элементов и какому состоянию атома - основному, возбужденному или запрещенному, соответствуют нижеприведенные электронные формулы?

Определите валентность, характерную для данного состояния атома.

а) 1S22S22P63S23P3 в) 1S22S22P63S13P33D1
б) 1S22S22P63S23P64S23D104P3 г) 1S22S22P3

Задание №3

1. Какое из перечисленных веществ является аллотропной модификацией фосфора?

а) фосфин г) метафосфорная кислота
б) фосфид натрия д) правильного ответа нет
в) фосфат натрия

2. Каким образом можно отличить азот от аммиака?

а) по цвету в) по растворимости в воде
б) по реакции со щелочью г) по запаху

Задание 4

1. Какой из перечисленных газов нельзя собрать способом вытеснения воды? Почему?

а) азот в) кислород
б) водород г) аммиак

2. Какие из перечисленных веществ реагируют с разбавленной азотной кислотой, напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты.

а) CO2 б) Zn в) Aq г) CuO

Задание 5

  1. Один из 4-х сосудов заполнен аммиаком, другой – углекислым газом, третий – кислородом, четвертый – воздухом. Как вы определите, какой газ находится в каждом из сосудов.
  2. “Летучая мышь” – так называли в XVIII веке аммиак. Почему его так называли?

Задание 6

Однажды друг мой закадычный
Мне цепочку подарил,
И с улыбкой необычной
“Золотая” - говорил.
Есть чему здесь удивиться,
И, ему не доверяя,
Сам решил я удивится,
Что цепочка золотая.
Все для химика возможно:
Кислоты азотной влил
И цепочку осторожно
В эту жидкость опустил.
Тут я прямо поразился:
Дым коричневый такой
Над подарком заклубился,
Ядовитый и густой.
Вдоль цепочки той вокруг
Энергичное шипенье,
Жидкость – цветом “изумруд”,
Живописное явленье.
Помогите ж разобраться,
Дайте правильный ответ:
Есть ли золото в цепочке,
Иль его там вовсе нет?

Ответ подтвердите уравнением химической реакции.

Задание 7

  1. Карбонат аммония используют при выпечке теста. Что происходит с карбонатом аммония, и почему тесто поднимается и становится мягким?
  2. В военное время зажигательные бомбы начиняли белым фосфором. С какой целью? Напишите уравнение происходящей химической реакции.

Каждой группе предоставляется возможность выступить с ответом на определенное задание, после чего озвучивается правильный ответ, учитель оценивает ответы, учащиеся выставляю баллы в зачетные листы.

Третье государство “Умники и умницы”

На данном этапе учащимся необходимо проявить свои знания в исторической области развития химии, в знании фамилий ученых, которые открыли элементы подгруппы азота, а также по отрывкам из произведений художественной литературы определить о каком элементе идет речь. Вопросы задаются одновременно всем учащимся.

Вопрос 1

Азот называют газом-парадоксом, а начинаются парадоксы уже с истории его открытия учеными: шотландцем Даниелем Резерфордом, шведом Карлом Шееле, англичанами Джозефом Пристли и Генри Кавендешем, Французом Антуаном Лавуазье.

К Шееле раньше, чем Дж.Пристли, открыл кислород и раньше , чем Д.Резерфорд, открыл азот. Но почему же приоритет первооткрывателя перешел соответственно к Дж. Пристли и Д.Резерфорду?

(Ответ. Случилось так, что рукопись “химического трактата и воздухе и огне”, в которой сообщалось об этих открытиях, из-за небрежности издателя увидела свет только в августе 1774 г. К этому времени работы Дж. Пристли о кислороде и Д. Резерфорда об азоте уже были опубликованы.)

Вопрос 2

Сын лорда, талантливый английский химик и физик, член Лондонскоко королевского общества, открывший азот и водород, определивший состав воздуха и воды, был самоучкой. Знатность происхождения обеспечивала блестящую карьеру государственного деятеля, а случайно доставшееся богатое наследство открывало все возможности беспечной жизни. Но он пренебрег и тем и другим ради того удовлетворения, которое доставляет проникновение в тайны природы. Кого соотечественники называли самым богатым из ученых и самым ученым из богачей? ( Ответ: Генри Кавендиш).

Вопрос 3

Он был основоположником классической химии, одним из создателей номенклатуры, автором учебника “Элементарный курс химии” и понятия “химический элемент”.Судом Революционного трибунала его казнили. Узнав о смерти ученого, математик Лагранж сказал своему коллеге: “Понадобилось лишь одно мгновение, чтобы отрубить эту голову, но, быть может, и столетия будет мало, чтобы создать подобную ей”. О ком идет речь?

(Ответ: Лавуазье)

Вопрос 4

Этот элемент в1669 г. открыл солдат-алхимик Хенинг-Бранд. Почти сто лет алхимики считали, что открыли “Филосовский камень”. Назовите порядковый номер этого элемента (Ответ:№ 15).

Вопрос 5

…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас смертных, не видывал. Из ее отверстий пасти вырывалось пламя, глаза блестели, метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…

Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящей головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Какой элемент оказался “замешан” в столь скверной истории? (Ответ: белый фосфор)

Вопрос 6

Бытовой холодильник представляет собой напольный шкаф для хранения продуктов питания. Мороз в некоторых холодильных камерах создается за счет быстрого превращения в пар “летучей жидкости” в трубопроводе испарителя, и сопровождается это значительным поглощением тепла. Что это за “летучая жидкость”? (Ответ: аммиак)

Вопрос 7

Современные спички были изобретены с открытием одного элемента, который воспламенялся при очень низкой температуре. Однако этот элемент был так опасен для рабочих, что его пришлось запретить международным договором 1906г. И лишь после открытия его новой аллотропной модификации в 1844г. стали производить безопасные спички. Что это за вещества? (Ответ: фосфор красный)

Вопрос 8

Летописцы рассказывают, что в 1534 г. на Аппиевой дороге в Риме была вскрыта древняя гробница дочери Цицерона. И вдруг тело ее засветилось блеском и тут же рассыпалось в прах. Объясните это явление.

(Ответ: в любом живом организме обязательно присутствует фосфор. В теплое время из почвы выделяются гидриды фосфора, которые самовоспламеняются и, при взаимодействии с влагой воздуха образуются мелкие капельки, которые и дают неясные свечения).

После каждого ответа на вопрос производится оценка знаний.

В конце урока подводится итог, подсчитываются баллы.

Активность учащихся в ходе всего урока высокая, ощущается положительная эмоциональная реакция, т. к. проявить себя могут как сильные, так и слабые ученики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Малышкина В. Занимательная химия. Серия “Нескучный учебник” – Санкт-Петербург, Тригон, 1998.
  2. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей // Научный редактор Славкин В. – М.,1994.
  3. Конан Дойль “Собака Баскервилей” – М., Инком, 1991.