Цели урока:
- систематизировать знания учащихся по теме,
- осуществить их коррекцию,
- закрепить умение применять полученные знания на практике,
- развить логическое мышление учащихся.
На проведение урока требуется один академический час. Подготовка к уроку происходит в процессе изучения всего материала.
Учащиеся класса распределяются по группам, в которые входят сильные, средние и слабые ученики, выбирается капитан, который руководит работой данной группы и распределяет задания, полученные от учителя. У каждого учащегося есть зачетный лист, куда выставляются баллы за выполнение задания. Выполнение каждого задания оценивается по 5-бальной шкале.
Слово учителя.
На этом уроке вы совершите путешествие в страну, где сможете вступить в общество химиков. Ваш путь лежит через государства: “Элемент”, “Теоретик”, “Умники и умницы”.
Первое государство “Элемент”
Предоставляется слово каждой группе учащихся. В своем выступлении необходимо представить любой элемент 5 группы Периодической системы (сочинение, сказка, стих, историческая справка).Это задание учащиеся получают за неделю до урока.
Второе государство “Теоретик”
Каждой группе выдается конверт с теоретическими вопросами. Все задания объединены в 7 групп по их сложности.
Задание №1.
В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: HNO3, H2SO4, H2O, KOH.
Используя лакмус, KOH, BаCl2, определите, в какой пробирке находится раствор азотной кислоты.
Задание №2.
Атомам каких элементов и какому состоянию атома - основному, возбужденному или запрещенному, соответствуют нижеприведенные электронные формулы?
Определите валентность, характерную для данного состояния атома.
а) 1S22S22P63S23P3 | в) 1S22S22P63S13P33D1 |
б) 1S22S22P63S23P64S23D104P3 | г) 1S22S22P3 |
Задание №3
1. Какое из перечисленных веществ является аллотропной модификацией фосфора?
а) фосфин | г) метафосфорная кислота |
б) фосфид натрия | д) правильного ответа нет |
в) фосфат натрия |
2. Каким образом можно отличить азот от аммиака?
а) по цвету | в) по растворимости в воде |
б) по реакции со щелочью | г) по запаху |
Задание 4
1. Какой из перечисленных газов нельзя собрать способом вытеснения воды? Почему?
а) азот | в) кислород |
б) водород | г) аммиак |
2. Какие из перечисленных веществ реагируют с разбавленной азотной кислотой, напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты.
а) CO2 б) Zn | в) Aq | г) CuO |
Задание 5
- Один из 4-х сосудов заполнен аммиаком, другой – углекислым газом, третий – кислородом, четвертый – воздухом. Как вы определите, какой газ находится в каждом из сосудов.
- “Летучая мышь” – так называли в XVIII веке аммиак. Почему его так называли?
Задание 6
Однажды друг мой закадычный
Мне цепочку подарил,
И с улыбкой необычной
“Золотая” - говорил.
Есть чему здесь удивиться,
И, ему не доверяя,
Сам решил я удивится,
Что цепочка золотая.
Все для химика возможно:
Кислоты азотной влил
И цепочку осторожно
В эту жидкость опустил.
Тут я прямо поразился:
Дым коричневый такой
Над подарком заклубился,
Ядовитый и густой.
Вдоль цепочки той вокруг
Энергичное шипенье,
Жидкость – цветом “изумруд”,
Живописное явленье.
Помогите ж разобраться,
Дайте правильный ответ:
Есть ли золото в цепочке,
Иль его там вовсе нет?
Ответ подтвердите уравнением химической реакции.
Задание 7
- Карбонат аммония используют при выпечке теста. Что происходит с карбонатом аммония, и почему тесто поднимается и становится мягким?
- В военное время зажигательные бомбы начиняли белым фосфором. С какой целью? Напишите уравнение происходящей химической реакции.
Каждой группе предоставляется возможность выступить с ответом на определенное задание, после чего озвучивается правильный ответ, учитель оценивает ответы, учащиеся выставляю баллы в зачетные листы.
Третье государство “Умники и умницы”
На данном этапе учащимся необходимо проявить свои знания в исторической области развития химии, в знании фамилий ученых, которые открыли элементы подгруппы азота, а также по отрывкам из произведений художественной литературы определить о каком элементе идет речь. Вопросы задаются одновременно всем учащимся.
Вопрос 1
Азот называют газом-парадоксом, а начинаются парадоксы уже с истории его открытия учеными: шотландцем Даниелем Резерфордом, шведом Карлом Шееле, англичанами Джозефом Пристли и Генри Кавендешем, Французом Антуаном Лавуазье.
К Шееле раньше, чем Дж.Пристли, открыл кислород и раньше , чем Д.Резерфорд, открыл азот. Но почему же приоритет первооткрывателя перешел соответственно к Дж. Пристли и Д.Резерфорду?
(Ответ. Случилось так, что рукопись “химического трактата и воздухе и огне”, в которой сообщалось об этих открытиях, из-за небрежности издателя увидела свет только в августе 1774 г. К этому времени работы Дж. Пристли о кислороде и Д. Резерфорда об азоте уже были опубликованы.)
Вопрос 2
Сын лорда, талантливый английский химик и физик, член Лондонскоко королевского общества, открывший азот и водород, определивший состав воздуха и воды, был самоучкой. Знатность происхождения обеспечивала блестящую карьеру государственного деятеля, а случайно доставшееся богатое наследство открывало все возможности беспечной жизни. Но он пренебрег и тем и другим ради того удовлетворения, которое доставляет проникновение в тайны природы. Кого соотечественники называли самым богатым из ученых и самым ученым из богачей? ( Ответ: Генри Кавендиш).
Вопрос 3
Он был основоположником классической химии, одним из создателей номенклатуры, автором учебника “Элементарный курс химии” и понятия “химический элемент”.Судом Революционного трибунала его казнили. Узнав о смерти ученого, математик Лагранж сказал своему коллеге: “Понадобилось лишь одно мгновение, чтобы отрубить эту голову, но, быть может, и столетия будет мало, чтобы создать подобную ей”. О ком идет речь?
(Ответ: Лавуазье)
Вопрос 4
Этот элемент в1669 г. открыл солдат-алхимик Хенинг-Бранд. Почти сто лет алхимики считали, что открыли “Филосовский камень”. Назовите порядковый номер этого элемента (Ответ:№ 15).
Вопрос 5
…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас смертных, не видывал. Из ее отверстий пасти вырывалось пламя, глаза блестели, метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…
Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящей головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Какой элемент оказался “замешан” в столь скверной истории? (Ответ: белый фосфор)
Вопрос 6
Бытовой холодильник представляет собой напольный шкаф для хранения продуктов питания. Мороз в некоторых холодильных камерах создается за счет быстрого превращения в пар “летучей жидкости” в трубопроводе испарителя, и сопровождается это значительным поглощением тепла. Что это за “летучая жидкость”? (Ответ: аммиак)
Вопрос 7
Современные спички были изобретены с открытием одного элемента, который воспламенялся при очень низкой температуре. Однако этот элемент был так опасен для рабочих, что его пришлось запретить международным договором 1906г. И лишь после открытия его новой аллотропной модификации в 1844г. стали производить безопасные спички. Что это за вещества? (Ответ: фосфор красный)
Вопрос 8
Летописцы рассказывают, что в 1534 г. на Аппиевой дороге в Риме была вскрыта древняя гробница дочери Цицерона. И вдруг тело ее засветилось блеском и тут же рассыпалось в прах. Объясните это явление.
(Ответ: в любом живом организме обязательно присутствует фосфор. В теплое время из почвы выделяются гидриды фосфора, которые самовоспламеняются и, при взаимодействии с влагой воздуха образуются мелкие капельки, которые и дают неясные свечения).
После каждого ответа на вопрос производится оценка знаний.
В конце урока подводится итог, подсчитываются баллы.
Активность учащихся в ходе всего урока высокая, ощущается положительная эмоциональная реакция, т. к. проявить себя могут как сильные, так и слабые ученики.
ЛИТЕРАТУРА
- Малышкина В. Занимательная химия. Серия “Нескучный учебник” – Санкт-Петербург, Тригон, 1998.
- Все обо всем: популярная энциклопедия для детей // Научный редактор Славкин В. – М.,1994.
- Конан Дойль “Собака Баскервилей” – М., Инком, 1991.