Цели:
- Закрепить умение уверенно и достаточно быстро выполнять выполнять сложение и вычитание числа 3; закрепить умение решать примеры в два действия, включающие случаи сложения и вычитания чисел 1 и 2, умение решать задачи. Ввести понятие “множество”, “элемент множества”. Научить определять принадлежность элемента множеству.
- Развивать память, логическое мышление, умение сравнивать и из общего выделять главное.
- Воспитывать чувство дружбы, товарищества , умение оценить друг друга.
Ход урока
I Организационный момент.
Ребята, посмотрите на меня и улыбнитесь. Протяните ладошки, поймайте мою улыбку. Прижмите ладошки к сердцу и почувствуйте мою любовь к вам.
II. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, отгадайте загадку :
Запорошила дорожки, разукрасила окошки .
Радость детям подарила и на санках прокатила.
Кто это? (дети отгадывают загадку).
Правильно, ребята, это зима!
Зима пришла к нам на урок и принесла различные задания, которые потребуют от вас умения решать задачи, умение сравнивать, считать , умение оценить себя и своего товарища. Сегодня на уроке мы еще раз повторим состав числа 3 , умение складывать и вычитать число 3, составим и разучим таблицу на сложение и вычитание числа 3. Вы узнаете новые понятия “множество”, “элемент множества”.
Итак, здравствуй, Зима!
III. Устный счет. Математическая разминка.
Все зимние праздники всегда проходят весело, задорно и мы с вами отправляемся на карнавал.
И вот первое задание : приготовьте карнавальный костюм для клоуна.[1]
Зарядка для пальчиков: катание ручки.
Откройте свои тетради и найдите вот этого клоуна. (Рисунок клоуна вывешивается на доску).
Чтобы правильно приготовить карнавальный костюм, мы считаем примеры ,которые написаны на клоуне и раскрашиваем костюм в нужные цвета. (дети считают и раскрашивают костюм клоуна в нужные цвета).
Проверьте, такой ли у вас получился клоун ? На доске вывешивается правильно раскрашенный клоун.
Дети выполняют взаимопроверку.
Молодцы! Возьмите каждый себе по жетону.
А теперь Зима хочет поиграть с вами в игру : “Угадай число”, приготовьте числовые веера.
- Задумайте число от 1 до 5.
- Увеличьте его на 3.
- Покажите ответ на веерах.
Посмотрите на веер соседа и догадайтесь, какое число он задумал.
Как ты узнал? (4 это 3 и 1, значит у соседа на веере число 1) (идет повторение и закрепление состава чисел от 1 до 5).
Молодцы! Возьмите жетоны.
Посмотрите на доску. Что вы видите? (примеры)
(7+2 10-2 5-3 6+2 4+3 8-2 )
Читаем примеры разными способами. На какие группы можно разделить все эти примеры ?
7+2 10-2 6+2 8-2 4+3 5-3 (сложение и вычитание числа 2 и числа 3).
Молодцы, ребята, вы все хорошо справились с этими заданиями.
Зима очень довольна и дарит красивые снежинки. Возьмите снежинки те, кто считает, что он хорошо работал.( дети подходят и берут снежинки со стола).
IV.Закрепление пройденного материала.
Сложение и вычитание числа 3. Составление таблицы.
А сейчас, положите снежинки на ладошек, приложите её к уху и послушайте, о чем вам расскажет снежинка. (Звучит тихая музыка). Физминутка (дети рассказывают, о чем им рассказала снежинка).
На доску вывешивается таблица сложения и вычитания числа 3 представленная в виде снежинок. Ребята, как построились снежинки? (они стали ступеньками).
- Сколько всего снежинок в одном ряду? (4).
- Сколько получится, если к 1 прибавить 3? (четыре).
- Сколько получится, если от 4 вычесть 3 ? (один).
Молодцы!
Откройте учебники и посмотрите на таблицу сложения и вычитания числа 3.
V. Работа с учебником. Разбор таблицы сложения и вычитания число 3. [2]
Дети работают по таблице сложения и вычитания числа 3.
Молодцы, ребята, возьмите жетоны.
(звучит музыка, напоминающая метель, вьюгу).
Что напоминает вам эта музыка?(метель, вьюгу, пургу) . Что происходит с нашими снежинками? (они летят) Куда это полетели снежинки? (На столе появляется игрушка Деда Мороза). Полетели они в мастерскую Деда Мороза. Он принес вам тоже задания. Решите задачу №1[2] .Работа с задачей:
Прочитайте задачу. Объясните, сколько у Ани было елочных игрушек. Сколько она подарила? Что спрашивается в задаче? Решите задачу. Какой ответ в задаче.(Две елочных игрушки). Каким действием решали задачу, почему? Какие елочные игрушки вы здесь видите? (шары, колокольчики, рыбки).Много елочных игрушек у Ани?(да).
VI. Введение новых понятий “множество, элемент множества”.
В математике такую группу предметов или живых существ с общим названием и собранных вместе называют множеством.
Дед Мороз принес с собой волшебные мешки и предлагает вам в один мешок собрать множество животных, а в другой множество птиц, а в третий множество растений.
(На доске рисунки мешков с надписями “животные”, “растения” и “птицы” и картинки животных, растений и птиц на магнитах. Дети собирают в мешки множества ).
Что мы составили? (множества)
Дед Мороз вас всех благодарит.
VII. Работа в тетради. [3]
№17 (а, б, в ).
- Как называется множества предметов в коробке? (карандаши).
- Множества предметов в пенале? (ручки).
- Назовите множество предметов в стопке (тетради).
- А можно назвать множеством предметы на соседней картинке?(да)
№18.Самостоятельная работа.
- а) платье, блузка, юбка, кофта, шуба, пальто-одежда.
- б) шкаф, стол, стул, диван, тумбочка -мебель.
- в) осина, липа, ель, сосна, кедр, клен –деревья.
Все предметы из этого множества называются элементами этого множества.
№19(а, б). Найди лишнее в множествах.
- а)лишнее: варежки
- б) лишнее: ракетка
Что вы раскрасили? (множества).
№20.
VIII. Рефлексия.
А сейчас, ребята, на своих снежинках нарисуйте :кому урок понравился и все было понятно, улыбку; кто испытывал затруднения во время урока и было что-то непонятно-вопросительный знак; кому было грустно и урок не понравился –тучку со снегом. Принесите снежинки в мешки на доске.(на доске мешки с новыми табличками).
Учитель делает выводы,в случае необходимости, дорабатывает пройденный материал.
IX. Итог урока.
Дети подсчитывают количество жетонов, полученных во время урока и учитель поощряет их.
Список литературы.
- М.И. Моро и др.Рабочая тетрадь по математике для 1 класса.
- М.И.Моро и др.Учебник по математике для 1 класса.
- А.В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс.