Цели: Закрепление у учащихся обобщенного представления о родственных словах.
Задачи:
- Образовательные: различать родственные слова и формы слова, подбор родственных слов и деление на группы родственных слов, совершенствовать умение работать в паре, сравнивать и анализировать родственные слова
- Развивающие: развивать умение вести диалог, отстаивая свою точку зрения, способность формулировать свои мысли в процессе подведения итогов, развивать представления об исторических родственниках слова ( о происхождении слов)
- Воспитательные : воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, интерес к русскому языку.
Оборудование:
- учебник Русский язык 1,2 части,
- тетрадь для самостоятельной работы №1,
- кружки трёх цветов: красного, синего, жёлтого для самооценки.
Этапы урока.
1. Организационный момент.
Создание спокойной деловой обстановки.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
2. Формулирование учащимися темы урока
На доске слова
Садовый, горка, сад, горный, садовник, горняк, гора.
-Внимательно прочитайте слова , записанные на доске. С соседом по парте обсудите эти слова, разделите их на две группы. Какие группы у вас получились?
Работа в парах
У: Какие слова можно отнести к первой группе? Почему?
Д: Садовый, сад, садовник
У: Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему?
Д: Горка, горный, горняк, гора.
У: Сформулируйте тему нашего урока.
Д: На доске написаны две группы родственных слов . Значит тема нашего урока “Родственные слова”
Открываю тему урока “Родственные слова”
3. Составление плана на доске.
Работа с содержанием учебника
У: Как можно узнать на какой странице мы знакомились с понятием родственные слова?
Д: По содержанию учебника.
У: Давайте откроем эту стр.89. Полистайте страницы
-А как вы считаете чем мы будем заниматься на уроке, чтобы закрепить тему “Родственные слова”
Д:
- Подбирать родственные слова выделять их общую часть
- Делить родственные слова на группы
- Работать со словарём, в парах .
- Находить начальную форму слов названий предметов
- Различать родственные слова и формы слова.
4.Работа по учебнику Упр125
ТЕКСТ1
Найди две пары родственных слов. Предлагаю поработать в паре с соседом . Каждый в тетради запишет одну пару.
Работа в парах
- Птица-птички
- Яйца—яички
У:Что вы заметили у каждой пары родственных слов?
Д: Чередование звуков [ ц ] - [ ч ,]
ТЕКСТ2
Внешняя интрига. Разные точки зрения.
Постановка слов в начальную форму.
У: Сколько родственных слов в тексте? Миша нашёл три родственных слова, а Маша-пять . Кто из них прав?
Сколько таких слов видишь ты? Переверните страницу и прочитайте подсказку.
Все ли слова являются разными? Чтобы разобраться в этом необходимо поставить все слова в начальную форму.
- куриный
- курятник
Постановка слов в нач.форму.
Первые два слова сомнений не вызывают –это разные слова
Определите начальную форму остальных слов.
- курицу
- кур
- куры
Формулировка вывода.
У:Сделайте вывод: Слова курицу, кур, куры –это три разные формы одного и того же слова.
У: Так кто же прав Миша или Маша?
ФИЗМИНУТКА
Только в лес мы вошли
Появились комары
Руки вверх над головой
Руки вниз-хлопок другой
Дальше по лесу идём
Перед нами водоём
Прыгать мы уже умеем
Прыгать будем мы смелее
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса
Мы лисичку обхитрим
На носочках побежим
Зайчик скачет быстро в поле
Очень весело на воле
Подражаем мы зайчишке
Непоседы шалунишки
Ну, а кончилась игра
И работать нам пора
ТЕКСТ3
Прочитайте текст. Сколько здесь групп родственных слов?
Сколько групп родственных слов нашли Миша с Машей?
Есть ли на этот счёт в тексте подсказка?
Найди три группы родственных слов. Запишите в тетрадь. Подчеркни общую часть.
рябчик рябенькая рябаря бчата |
золотые золота
|
яички яйца
|
Работа со словарём
У: Как вы думаете, слово рябина –родственное слову рябчик
Вспомни какие слова мы называем родственными: см. стр. 77, 86
Эти правила для удобства и быстроты нахождения представлены на форзаце.
А можно ли считать эти слова дальними родственниками?
Куда нам советует заглянуть значок на полях учебника?
Обращение к словарю происхождения слов
6. Разбор д/з.
Упр.126
У.Прочитайте стихотворение о рябине
Есть ли в стихотворении словарные слова?
В какой словарь нужно заглянуть?
Давайте проверим написание словарных слов. На какие буквы будешь искать слова –бед и –днажды.
Вам нужно подобрать проверочные слова к остальным словам с пропущенными буквами.
Списать текст по законам стиха. Что это означает?
Законы стиха
7. Различение родственных слов и форм одного слова
Стр53 упр68.
Работа в печатных тетрадях
ФИЗМИНУТКА
Солнышко, заборчик, камешек.
Дифференцированная работа для сильных уч-ся: Придумать и дописать по паре слов в каждый столбик.
8. Подведение итогов.
У: Какая тема урока?
В начале урока мы определили чем мы будем заниматься на уроке. Еще раз прочитайте каждый пункт и оцените свою работу свои знания по каждому этапу.
Перед вами три кружка разного цвета: красный, синий , жёлтый. Они соответствуют оценкам “5”, “4”, “3”.
- Кто научился подбирать родственные слова?
- У кого получилось делить слова на группы родственных слов?
- Кто считает , что он умеет работать со словарём?
- Кто правильно сумел определить начальную форму слов названий предметов?
- Кто умеет различать родственные слова и формы слова?
Самооценка
Выберите соответствующий цвет кружка
Почему вы выбрали этот цвет?
Аргументируйте свой ответ.
Всем спасибо за урок!