Цели:
Образовательная:
- сформировать у учащихся представление об операции, объекте операции;
- учить находить операцию, объект и результат операции;
Развивающая:
- закреплять и развивать навыки сложения многозначных чисел, математическую речь, познавательную активность детей, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал, умение наблюдать, рассуждать.
Воспитывающая:
- воспитывать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.
Ход урока
Звучит тихо музыка.
Используется презентация.
Слайд № 1
I. Организационный момент
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука -
Это математика!Слайд № 2
- Ребята, у нас урок математики. И это здорово, потому что на таком уроке можно смело думать, решать, ошибаться и узнавать много нового. Но сегодня мы отправимся в волшебный лес.
II.Актуализация знаний
Фронтальная работа.
- В этом лесу растут числовые ёлки.
- Перед вами ряд чисел на ёлках.
198, 202, 206, 210 ….
Слайд № 3
- Что вы про них можете сказать? (анализ чисел)
( все числа трёхзначные, в числе 198 нет нуля, числа увеличиваются на 4 и т.д.)
- Какое следующее число?
- 214
Слайд № 4
- Представьте числа в единицах длины.
- 198 см, 20 дм 2 см, 2 м 6 см, 210 см
III. Постановка цели урока
Гость гостил,
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
Слайд № 5
- Кто это? Он просит помощи, так как пишет из дальних стран. У него в лесу, под каждым кустом стоят коробки с заданием.
- Сосчитай и узнаешь, какой праздник скоро наступит
Слайд № 6-12
- Правильно, скоро наступит Новый год!
- Ребята, а кого мы ждём на этом празднике? (Деда Мороза)
- Но в сказочном мире произошла невероятная путаница. Дед Мороз перепутал операцию и оказался в Африке.
- Вы спрашиваете, причём тут ОПЕРАЦИЯ?
Слайд № 13
- Что такое “операция”? Знакомо ли вам это слово? (бывает хирургическая операция.)
- А что значит это слово в математике? (Ответы детей.)
(Учащиеся могут предложить различные варианты, версии, учитель фиксирует затруднения в ответе.)
- Как вы думаете, с чем мы будем сегодня знакомиться на уроке? Какая наша сегодня цель? (Установить, что означает слово “операция” в математике?)
- У нас появилась проблема! (?!)
Слайд № 14
IV.“Открытие” нового знания
- Как нам найти ответ на поставленный вопрос? (Ответы детей.)
- Давайте, выполним несколько заданий и попробуем сами разобраться в том, а что же в математике называется “ОПЕРАЦИЕЙ”.
1) – Рассмотрим несколько операций над предметами, словами, числами.
- Что получится, если белые ёлки раскрасить в зелёный цвет?
(они станут зелёными)
Слайд № 15,16
- Мы произвели операцию и в результате операции получили зелёные ёлки. Над чем ещё можно выполнить эту операцию? (Ответы детей.)
2) - Выполните следующую операцию: “Отбросьте первую букву слова”
Опять > (пять) крот > (рот)
Вход > (ход) фрак >(рак)
Слайд № 17,18
- Определите, какую операцию выполнили на шариках?
21 > 12
Слайд № 19
(Поменяли местами цифры десятков и единиц).
- Какое число было вначале? (21). Какое число получили в результате? (12)
3)- Проделайте такую же операцию со следующими числами:
- 63 >…
- 207 >…
- 384> …
Слайд № 20-21
V.Первичное закрепление
- Значит, ОПЕРАЦИЕЙ называют некоторое действие, преобразование.
Слайд № 22.
- То, что было вначале, называют ОБЪЕКТОМ ОПЕРАЦИИ,
Слайд № 23
- А то, что получилось. – РЕЗУЛЬТАТОМ ОПЕРАЦИИ.
Слайд № 24
- Что получится, если положить в кастрюлю: крупу, соль, воду и поставить на печку? (КАША)
VI. Физминутка
Слайд № 25-27
VII. Повторение изученного
1. Решение задачи:
- В одном сказочном лесу в улье живёт 185 пчёл, а во втором на 150 пчёл больше. Сколько пчёл в двух ульях? Какие вопросы можно ещё поставить к условию? (устно) Слайд № 28,29
- Начертите схему и решите задачу.
- Давайте выполним операцию проверки.
Решение:
- 185 + 150 = 335 (пч.)
- 185 + 335 = 520(пч.)
- Слайд № 30
- Что Объект операции? Что результат операции?
Закрепление понятий:
Слайд № 31
- Выполните следующие операции, и вы узнаете, что ещё бывает в лесу?
Слайд № 32-46
- Правильно!
- Но, чтобы Дед Мороз нам их принёс надо выполнить операции на листочках. (Работа в парах).
На листочках задания:
(Дети должны над стрелками записать условие операции)
- Дед Мороз пришёл > На праздник
Подарки подарить > Надо детям
Наши верные помощники Деда Мороза пойдут к доске.
(У некоторых детей на партах рисунки со снеговиками)
Слайд № 48
Проверка у доски (выход детей с листками 2,3 пары)
VШ. Итог урока. Д/з
- А какую операцию совершают новогодние куранты? В котором часу?
- Куда мы сегодня совершали путешествие?
- Что называется операцией в математике? Приведите примеры.
- Совершите следующую операцию: Сделайте Д/з. (Индивидуальное)
Слайд № 49