Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "На птичьем дворе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательные задачи:

  • закреплять умение делить слова на слоги и навык различения мягких и твердых звуков “к – г” в слогах и словах;
  • продолжать учить интонационно, выделять звуки голосом, называть их местоположение в слове;
  • учить давать характеристику звукам.

Развивающие задачи:

  • развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательность друг к другу.

Оборудование:

  • шнур,
  • мяч,
  • передник,
  • платок,
  • предметные карточки с мягкими и твердыми звуками “к”, “г”,
  • рисунки домиков <Рисунок 1 и 2> ,
  • таблицы со слогами <Рисунок 3 и 4>,
  • карточки со слогами ка, га, ки, ги,
  • жетоны красного и голубого цвета,
  • листы с начерченной сеткой в 16 (4х4) квадратов <Рисунок 5>,
  • квадраты на листах такого же размера, что и жетоны.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Ход занятия

Воспитатель:

- Как вы думаете, что обозначает слово “экскурсия”? (выслушивает ответы детей).

А вы хотите отправиться на экскурсию?

Дети: 

- Да!

Обращает внимание детей на шнур, положенный на пол:

Тропинка, тропинка,
Ты нас проведи,
Пойдем за тобою,
А ты впереди.
(А.Кондратьев)

Воспитатель:

- Ступая на тропинку, назовите свое имя и разделите его хлопками на части (слоги).

(Дети по очереди отхлопывают свое имя и называют количество слогов, затем идут до конца шнура).

Воспитатель:

- Кончилась тропинка. Я слышу чьи-то голоса, а вы? Закройте глаза, прислушайтесь. (включает аудиозапись “Скотный двор”, “Голоса птиц”).

- Что вы услышали?

Дети:

- Звуки голосов домашних животных и птиц.

Воспитатель:

- Где будет проходить наша экскурсия?

Дети:

- На птичьем дворе.

Воспитатель:

- Встречает нас хозяюшка (одевает передник и платок – превращается в хозяюшку)

Хозяюшка:

- Становитесь в круг, вокруг себя вы повернитесь и в животных и птиц вы превратитесь, которые говорят с мягкими и твердыми звуками “к” и “г”.

Дети:

- Гусь – га-га. Курица – ко-ко. Собака – гав-гав. Лошадь – иго-го.

Хозяюшка:

Ищут зернышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздается:

Дети:

Ко-ко-ко!

Хозяюшка:

Шея, словно знак вопроса;
Не найти длиннее носа;
Смотрит в поле на стога
И кричит он:

Дети:

Га-га-га!
(В. Степанов)

Хозяюшка:

- Узнали моих подружек и дружка?

Дети:

- Да! Куры – это подружки, гусь – это дружок.

Хозяюшка:

Кормлю я деток птичьих,
Смешных и симпатичных.
(П. Синявский)

- Помогите мне насыпать корм.

(Дети соединяют пальцы ведущей руки щепотью и производят движения, как бы рассыпая корм. Хозяюшка в это время раскладывает на полу картинки с изображением предметов, в названии которых есть мягкие и твердые звуки “к” и “г”).

Хозяюшка:

- Возьмите по одной картинке, назовите предмет голосом, выделяя в слове мягкие и твердые звуки “к” и “г” и место, где слышится звук.

Дети:

К – Кольцо. Звук “к” слышится в начале слова.

СапоГ – ги. Звук “г” слышится в середине слова.

ФлажоК– к. Звук “к” слышится в конце слова и т.д.

Хозяюшка:

- Займите свои домики, дайте название своей семейке, расскажите о мягких и твердых звуках “к” и “г”.

(Дети, кому попались слова с мягким и твердым звуком “к” подходят и рассаживаются вокруг домика, в окошке которого напечатана буква “К” <Рисунок 1> . Дети, кому попались слова с мягким и твердым звуком “ г”, подходят к домику, в окошке которого напечатана буква “Г” <Рисунок 2>. После непродолжительного совещания каждая семейка объявляет свое название и рассказывает о звуке).

Хозяюшка:

- Что общего в этих звуках?

Дети:

- Эти звуки согласные. Могут быть твердыми и мягкими.

Хозяюшка:

- Чем отличаются?

Дети:

- Звук “к” глухой. Звук “г” звонкий.

Хозяюшка:

- Подойдите ко мне дети, в именах которых слышатся мягкие и твердые звуки “к” и “г”.

(Воспитатель на ушко посыльным сообщает задание для семейки (добавить слоги, чтобы получились слова) и отдает им конверты с таблицами и слогами <Рисунок 2 и 3> (ро - …, кош - …, кни - …, кула - …, кру - …, пиро - …). Дети выполняют задание, договариваются, как будут читать слова (хором, по цепочке, кто-нибудь один или др.), слушают отвечающую семейку и, если есть, делают дополнение).

Хозяюшка:

- Немного отдохнем. Становитесь парами и попробуйте сделать букву Г или К вдвоем.

(Смотрит и хвалит детей за находчивость и изобретательность).

Хозяюшка:

Куры, гуси в лес пошли.
Куры, гуси гриб нашли.
Раз грибок, два грибок
Встали все в кружок.

- Поиграем в игру “Замени звук”.

(Воспитатель становится в центр круга с мячом и, бросая мяч каждому ребенку по очереди, произносит слово. Ребенок ловит мяч, заменив звук в слове, произносит новое слово и возвращает мяч воспитателю. Голос – колос, угол – укол, кора – гора, и т.д.)

Хозяюшка:

- Займите свои места за столами. Наша экскурсия подходит к концу. Сделаем на память платочек с узором. Я буду называть слова. Если в слове слышится мягкий и твердый “г”, то положите фишку…

Дети:

…голубого цвета.

Хозяюшка:

- Если в слове слышится мягкий и твердый “к”, то положите фишку…

Дети:

…красного цвета.

На столах лежат листы 4 х 4 <Рисунок 5>, жетоны голубого и красного цвета.

Слова: гимн, погон, кит, карта, яблоко, нога, радуга, курица, груша, крот, люк, лагуна, кирпич, кисть, гитара, гель.

Хозяюшка:

- Посмотрите, у вас такой получился узор? Дети сравнивают свой узор с узором – образцом.

Хозяюшка:

- Пора возвращаться домой.

Дети за воспитателем идут по шнуру.

Тропинка, тропинка,
Ты нас проводи,
Пойдем за тобою,
А ты впереди.
Веди через поле,
И лес, и овраг.
Вот только зачем же
Ты кружишься так?
Тропинка послушалась,
Стала прямой –
И нас незаметно
Вернула домой.
(А. Кондратьев)

Воспитатель снимает передник и платок.