Образовательные задачи:
- закреплять умение делить слова на слоги и навык различения мягких и твердых звуков “к – г” в слогах и словах;
- продолжать учить интонационно, выделять звуки голосом, называть их местоположение в слове;
- учить давать характеристику звукам.
Развивающие задачи:
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательность друг к другу.
Оборудование:
- шнур,
- мяч,
- передник,
- платок,
- предметные карточки с мягкими и твердыми звуками “к”, “г”,
- рисунки домиков <Рисунок 1 и 2> ,
- таблицы со слогами <Рисунок 3 и 4>,
- карточки со слогами ка, га, ки, ги,
- жетоны красного и голубого цвета,
- листы с начерченной сеткой в 16 (4х4) квадратов <Рисунок 5>,
- квадраты на листах такого же размера, что и жетоны.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Ход занятия
Воспитатель:
- Как вы думаете, что обозначает слово “экскурсия”? (выслушивает ответы детей).
А вы хотите отправиться на экскурсию?
Дети:
- Да!
Обращает внимание детей на шнур, положенный на пол:
Тропинка, тропинка,
Ты нас проведи,
Пойдем за тобою,
А ты впереди.
(А.Кондратьев)
Воспитатель:
- Ступая на тропинку, назовите свое имя и разделите его хлопками на части (слоги).
(Дети по очереди отхлопывают свое имя и называют количество слогов, затем идут до конца шнура).
Воспитатель:
- Кончилась тропинка. Я слышу чьи-то голоса, а вы? Закройте глаза, прислушайтесь. (включает аудиозапись “Скотный двор”, “Голоса птиц”).
- Что вы услышали?
Дети:
- Звуки голосов домашних животных и птиц.
Воспитатель:
- Где будет проходить наша экскурсия?
Дети:
- На птичьем дворе.
Воспитатель:
- Встречает нас хозяюшка (одевает передник и платок – превращается в хозяюшку)
Хозяюшка:
- Становитесь в круг, вокруг себя вы повернитесь и в животных и птиц вы превратитесь, которые говорят с мягкими и твердыми звуками “к” и “г”.
Дети:
- Гусь – га-га. Курица – ко-ко. Собака – гав-гав. Лошадь – иго-го.
Хозяюшка:
Ищут зернышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздается:
Дети:
Ко-ко-ко!
Хозяюшка:
Шея, словно знак вопроса;
Не найти длиннее носа;
Смотрит в поле на стога
И кричит он:
Дети:
Га-га-га!
(В. Степанов)
Хозяюшка:
- Узнали моих подружек и дружка?
Дети:
- Да! Куры – это подружки, гусь – это дружок.
Хозяюшка:
Кормлю я деток птичьих,
Смешных и симпатичных.
(П. Синявский)
- Помогите мне насыпать корм.
(Дети соединяют пальцы ведущей руки щепотью и производят движения, как бы рассыпая корм. Хозяюшка в это время раскладывает на полу картинки с изображением предметов, в названии которых есть мягкие и твердые звуки “к” и “г”).
Хозяюшка:
- Возьмите по одной картинке, назовите предмет голосом, выделяя в слове мягкие и твердые звуки “к” и “г” и место, где слышится звук.
Дети:
К – Кольцо. Звук “к” слышится в начале слова.
СапоГ – ги. Звук “г” слышится в середине слова.
ФлажоК– к. Звук “к” слышится в конце слова и т.д.
Хозяюшка:
- Займите свои домики, дайте название своей семейке, расскажите о мягких и твердых звуках “к” и “г”.
(Дети, кому попались слова с мягким и твердым звуком “к” подходят и рассаживаются вокруг домика, в окошке которого напечатана буква “К” <Рисунок 1> . Дети, кому попались слова с мягким и твердым звуком “ г”, подходят к домику, в окошке которого напечатана буква “Г” <Рисунок 2>. После непродолжительного совещания каждая семейка объявляет свое название и рассказывает о звуке).
Хозяюшка:
- Что общего в этих звуках?
Дети:
- Эти звуки согласные. Могут быть твердыми и мягкими.
Хозяюшка:
- Чем отличаются?
Дети:
- Звук “к” глухой. Звук “г” звонкий.
Хозяюшка:
- Подойдите ко мне дети, в именах которых слышатся мягкие и твердые звуки “к” и “г”.
(Воспитатель на ушко посыльным сообщает задание для семейки (добавить слоги, чтобы получились слова) и отдает им конверты с таблицами и слогами <Рисунок 2 и 3> (ро - …, кош - …, кни - …, кула - …, кру - …, пиро - …). Дети выполняют задание, договариваются, как будут читать слова (хором, по цепочке, кто-нибудь один или др.), слушают отвечающую семейку и, если есть, делают дополнение).
Хозяюшка:
- Немного отдохнем. Становитесь парами и попробуйте сделать букву Г или К вдвоем.
(Смотрит и хвалит детей за находчивость и изобретательность).
Хозяюшка:
Куры, гуси в лес пошли.
Куры, гуси гриб нашли.
Раз грибок, два грибок
Встали все в кружок.
- Поиграем в игру “Замени звук”.
(Воспитатель становится в центр круга с мячом и, бросая мяч каждому ребенку по очереди, произносит слово. Ребенок ловит мяч, заменив звук в слове, произносит новое слово и возвращает мяч воспитателю. Голос – колос, угол – укол, кора – гора, и т.д.)
Хозяюшка:
- Займите свои места за столами. Наша экскурсия подходит к концу. Сделаем на память платочек с узором. Я буду называть слова. Если в слове слышится мягкий и твердый “г”, то положите фишку…
Дети:
…голубого цвета.
Хозяюшка:
- Если в слове слышится мягкий и твердый “к”, то положите фишку…
Дети:
…красного цвета.
На столах лежат листы 4 х 4 <Рисунок 5>, жетоны голубого и красного цвета.
Слова: гимн, погон, кит, карта, яблоко, нога, радуга, курица, груша, крот, люк, лагуна, кирпич, кисть, гитара, гель.
Хозяюшка:
- Посмотрите, у вас такой получился узор? Дети сравнивают свой узор с узором – образцом.
Хозяюшка:
- Пора возвращаться домой.
Дети за воспитателем идут по шнуру.
Тропинка, тропинка,
Ты нас проводи,
Пойдем за тобою,
А ты впереди.
Веди через поле,
И лес, и овраг.
Вот только зачем же
Ты кружишься так?
Тропинка послушалась,
Стала прямой –
И нас незаметно
Вернула домой.
(А. Кондратьев)
Воспитатель снимает передник и платок.