Классный час по теме "Уникальность и неповторимость личности"

Разделы: Классное руководство


Классный час является основной формой воспитательной работы в школе. Работая в школе педагогом – психологом, часто использую такую форму проведения классных часов, как тренинг.

Разрабатывая систему классных часов на учебный год, ориентируюсь на программу инновационного развития педагогического процесса школы “Образовательная компетентность – основа гражданско-правовой и толерантной культуры школьника”.

Целью реализации программы МОУ Подвязновская средняя общеобразовательная школа ставит - воспитание мыслящей личности, гражданина своей страны и мира, понимающего свое место и назначение своей деятельности в обществе и мире, ориентированного на сохранение и упрочение человеческих ценностей, обладающего толерантной культурой взаимодействия, успешного и комфортного сосуществования с окружающими людьми и миром.

Работая в данном направлении, мы провели ряд классных часов психологической направленности, с целью формирования социальной, коммуникативной и рефлексивной компетенций.

Цели:

  1. Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
  2. Повысить самооценку учащихся.
  3. Помочь каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, осознать свою непохожесть на других.

Форма работы: Урок – тренинг.

Методы обучения:

  • беседа, творческая работа, игра воображения;
  • тренинг (упражнения, рефлексия).

Оборудование:

  • заготовки писем самому себе,
  • магнитофон,
  • кассета с музыкой,
  • мягкая игрушка,
  • конверты по числу участников.

Оформление доски.

Ход классного часа

I. Актуализация.

- Здравствуйте, ребята! Недавно прочитала удивительную книгу и нашла очень интересные слова, которые, считаю, подходят нашей встречи. Послушайте их, пожалуйста, закрыв глаза (включаю музыку “Шум моря”).

“Отдыхая на море, я люблю встречать утром первые лучи солнца и провожать его вечером. Вроде бы одно и тоже действие, но каждый раз воспринимается по-новому.

Однажды, встречая рассвет, я стоял у самой воды и долго смотрел на ту солнечную дорожку, которая протянулась от солнца к моим ногам. Зрелище завораживающее. Солнечные блики и шум моря притягивают и гипнотизируют. Так и хочется пойти по ней к самому солнцу.

Потом я прошёл несколько метров, вдоль берега и снова посмотрел на солнце. Дорожка по-прежнему была у моих ног.

Недалеко от меня были другие люди, которые тоже встречали рассвет. Глядя на них, я подумал о том, что перед каждым есть такая же солнечная дорожка. И каждый её воспринимает по-своему.

Так и в жизни. Каждый идёт своей дорогой”. [1]

- Что вы увидели, представили, когда слушали меня? (Ответы учащихся). Значит, каждый из вас по-своему воспринимает мир. У каждого своя дорога. Не верите? Давайте проверим, попробуем почувствовать свою ценность и уникальность.

II. Тренинг.

Упражнение “Мои положительные черты”.

- На предыдущем уроке каждый из вас писал о положительных качествах своих

одноклассников. У вас на столах лежат листочки с теми характеристиками, которые вам дали ваши ровесники. Прочитайте, что о вас думают другие люди. (Приложение 1)

- А сейчас пусть поднимет руку тот, кого одноклассники считают добрым человеком... Вы видите, что в каждом из вас кто-то отметил доброту... Теперь еще раз прочтите то, что написано на вашей карточке. Все эти положительные качества в вас видят другие. Главная задача каждого — подтверждать своим поведением и делами всё - то положительное, что отметили в вас одноклассники.

Рефлексия:

- Что вы чувствовали, когда прочитали о себе, это было для вас неожиданностью?

- Что вы сделаете с вашей карточкой после занятия?

Классный руководитель. Постарайтесь сохранить эту карточку. В трудные минуты жизни прочтите то, что на ней написано, — и вам станет легче.

Упражнение “Никто из вас не знает, что я...”

Каждый из участников заканчивает фразу: “Никто из вас не знает, что я...”. Сообщение должно содержать информацию, которую действительно никто в группе не знает, например: “...что я отлично разбираюсь в машинах”.

Рефлексия:

- За какие откровения вы благодарны своим одноклассникам?

- Трудно ли вам было самим сказать то, что, возможно, вы тщательно скрывали?

- Откройте свои тетради, запишите число и тему урока. Продолжите фразы в тетрадях:

  • у меня тоже хватит смелости рассказать о .....
  • у меня не хватило бы смелости рассказать о ....

Вывод: Помните, что иногда можно поучиться на чужих ошибках. Друг, рассказав вам о своей беде, даёт вам возможность не делать таких ошибок.

Упражнение “Письмо самому себе”.

- Предлагаю вам написать письмо самому себе. У вас на столах лежат заготовки писем, которые вам надо написать.

Письмо самому себе.

Я,____________________________________________________________________, осознаю, что:

Мне нравятся мои следующие черты: ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Я очень хочу расти и развиваться.

И очень горжусь своими достижениями (напиши какими) _________________________________

______________________________________________________________________________________

Но я не буду останавливаться и хочу идти дальше к новым целям (каким)

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Я также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми — как захочу, однако всегда с пользой для самого себя и других людей.

Я уважаю следующих людей: __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Они помогают мне жить, и я намерен постоянно выражать им признательность за то, что они есть.
Я люблю следующие дела: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________
И я намерен более настойчиво и полно заниматься ими.

Я сумею в себе воспитать______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Всё мною сказанное - правда.

Подчерки, ниже приведённые фразы, которые ты бы взял для себя.

  • Я принимаю себя таким, какой есть.
  • Я принимаю себя таким, каким хочу быть.
  • Я уважаю свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
  • Я люблю себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что я человек — единственный в своем роде, другого такого на Земле нет.
  • Я достоин любви и уважения!
  • Я заслуживаю, чтобы меня любили, и могу позволить себе принять эту любовь.
  • Я могу позволить другим людям уважать меня.
  • Я уважаю свое время: время — это жизнь.
  • Я разрешаю себе радоваться и получать удовольствие.
  • Я позволяю себе быть таким, какой есть; я несу ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
  • Я учусь принимать решения и воплощать их в жизнь.
  • Я не жду, что кто-то вернет мне мое самоуважение - только я сам могу с этим справиться.

Собственноручно подписано мною _______________ сегодня “___”_________________2008 года.

- Запечатайте письмо в конверт, через три года, когда вы будете в 11 классе. Мы откроем ваши письма, прочитаем, и увидим, изменились ли вы и достигли ли своих целей.

III. Заключение.

Упражнение “Похвали себя и других”.

Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая — внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.

Классный руководитель. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: “А, кроме того, я...” — и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

Рефлексия:

- Ребята, как вы думаете, почему в Библии есть такая фраза: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”?

Вывод: Если я люблю себя, как частицу Божественного, то и к другим я буду относиться также. Любить себя – значит, прежде всего, уважать свою личность, любить и принимать себя таким, какой есть.

- Спасибо вам за работу. Вы были активны, открыты для общения. Удачи вам в открытии своих новых возможностей и совершенствовании себя. Всего доброго, до свидания.

 Список литературы.

  1. Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. Как стать здоровым, познав радость жизни.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2007 - с.79.