Классный час является основной формой воспитательной работы в школе. Работая в школе педагогом – психологом, часто использую такую форму проведения классных часов, как тренинг.
Разрабатывая систему классных часов на учебный год, ориентируюсь на программу инновационного развития педагогического процесса школы “Образовательная компетентность – основа гражданско-правовой и толерантной культуры школьника”.
Целью реализации программы МОУ Подвязновская средняя общеобразовательная школа ставит - воспитание мыслящей личности, гражданина своей страны и мира, понимающего свое место и назначение своей деятельности в обществе и мире, ориентированного на сохранение и упрочение человеческих ценностей, обладающего толерантной культурой взаимодействия, успешного и комфортного сосуществования с окружающими людьми и миром.
Работая в данном направлении, мы провели ряд классных часов психологической направленности, с целью формирования социальной, коммуникативной и рефлексивной компетенций.
Цели:
- Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
- Повысить самооценку учащихся.
- Помочь каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, осознать свою непохожесть на других.
Форма работы: Урок – тренинг.
Методы обучения:
- беседа, творческая работа, игра воображения;
- тренинг (упражнения, рефлексия).
Оборудование:
- заготовки писем самому себе,
- магнитофон,
- кассета с музыкой,
- мягкая игрушка,
- конверты по числу участников.
Оформление доски.
Ход классного часа
I. Актуализация.
- Здравствуйте, ребята! Недавно прочитала удивительную книгу и нашла очень интересные слова, которые, считаю, подходят нашей встречи. Послушайте их, пожалуйста, закрыв глаза (включаю музыку “Шум моря”).
“Отдыхая на море, я люблю встречать утром первые лучи солнца и провожать его вечером. Вроде бы одно и тоже действие, но каждый раз воспринимается по-новому.
Однажды, встречая рассвет, я стоял у самой воды и долго смотрел на ту солнечную дорожку, которая протянулась от солнца к моим ногам. Зрелище завораживающее. Солнечные блики и шум моря притягивают и гипнотизируют. Так и хочется пойти по ней к самому солнцу.
Потом я прошёл несколько метров, вдоль берега и снова посмотрел на солнце. Дорожка по-прежнему была у моих ног.
Недалеко от меня были другие люди, которые тоже встречали рассвет. Глядя на них, я подумал о том, что перед каждым есть такая же солнечная дорожка. И каждый её воспринимает по-своему.
Так и в жизни. Каждый идёт своей дорогой”. [1]
- Что вы увидели, представили, когда слушали меня? (Ответы учащихся). Значит, каждый из вас по-своему воспринимает мир. У каждого своя дорога. Не верите? Давайте проверим, попробуем почувствовать свою ценность и уникальность.
II. Тренинг.
Упражнение “Мои положительные черты”.
- На предыдущем уроке каждый из вас писал о положительных качествах своих
одноклассников. У вас на столах лежат листочки с теми характеристиками, которые вам дали ваши ровесники. Прочитайте, что о вас думают другие люди. (Приложение 1)
- А сейчас пусть поднимет руку тот, кого одноклассники считают добрым человеком... Вы видите, что в каждом из вас кто-то отметил доброту... Теперь еще раз прочтите то, что написано на вашей карточке. Все эти положительные качества в вас видят другие. Главная задача каждого — подтверждать своим поведением и делами всё - то положительное, что отметили в вас одноклассники.
Рефлексия:
- Что вы чувствовали, когда прочитали о себе, это было для вас неожиданностью?
- Что вы сделаете с вашей карточкой после занятия?
Классный руководитель. Постарайтесь сохранить эту карточку. В трудные минуты жизни прочтите то, что на ней написано, — и вам станет легче.
Упражнение “Никто из вас не знает, что я...”
Каждый из участников заканчивает фразу: “Никто из вас не знает, что я...”. Сообщение должно содержать информацию, которую действительно никто в группе не знает, например: “...что я отлично разбираюсь в машинах”.
Рефлексия:
- За какие откровения вы благодарны своим одноклассникам?
- Трудно ли вам было самим сказать то, что, возможно, вы тщательно скрывали?
- Откройте свои тетради, запишите число и тему урока. Продолжите фразы в тетрадях:
- у меня тоже хватит смелости рассказать о .....
- у меня не хватило бы смелости рассказать о ....
Вывод: Помните, что иногда можно поучиться на чужих ошибках. Друг, рассказав вам о своей беде, даёт вам возможность не делать таких ошибок.
Упражнение “Письмо самому себе”.
- Предлагаю вам написать письмо самому себе. У вас на столах лежат заготовки писем, которые вам надо написать.
Письмо самому себе.
Я,____________________________________________________________________, осознаю, что:
Мне нравятся мои следующие черты: ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Я очень хочу расти и развиваться.
И очень горжусь своими достижениями (напиши какими) _________________________________
______________________________________________________________________________________
Но я не буду останавливаться и хочу идти дальше к новым целям (каким)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Я также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми — как захочу, однако всегда с пользой для самого себя и других людей.
Я уважаю следующих людей: __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Они помогают мне жить, и я намерен постоянно
выражать им признательность за то, что они есть.
Я люблю следующие дела:
______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
И я намерен более настойчиво и полно заниматься
ими.
Я сумею в себе воспитать______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Всё мною сказанное - правда.
Подчерки, ниже приведённые фразы, которые ты бы взял для себя.
- Я принимаю себя таким, какой есть.
- Я принимаю себя таким, каким хочу быть.
- Я уважаю свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
- Я люблю себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что я человек — единственный в своем роде, другого такого на Земле нет.
- Я достоин любви и уважения!
- Я заслуживаю, чтобы меня любили, и могу позволить себе принять эту любовь.
- Я могу позволить другим людям уважать меня.
- Я уважаю свое время: время — это жизнь.
- Я разрешаю себе радоваться и получать удовольствие.
- Я позволяю себе быть таким, какой есть; я несу ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
- Я учусь принимать решения и воплощать их в жизнь.
- Я не жду, что кто-то вернет мне мое самоуважение - только я сам могу с этим справиться.
Собственноручно подписано мною _______________ сегодня “___”_________________2008 года.
- Запечатайте письмо в конверт, через три года, когда вы будете в 11 классе. Мы откроем ваши письма, прочитаем, и увидим, изменились ли вы и достигли ли своих целей.
III. Заключение.
Упражнение “Похвали себя и других”.
Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая — внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.
Классный руководитель. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: “А, кроме того, я...” — и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.
Рефлексия:
- Ребята, как вы думаете, почему в Библии есть такая фраза: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”?
Вывод: Если я люблю себя, как частицу Божественного, то и к другим я буду относиться также. Любить себя – значит, прежде всего, уважать свою личность, любить и принимать себя таким, какой есть.
- Спасибо вам за работу. Вы были активны, открыты для общения. Удачи вам в открытии своих новых возможностей и совершенствовании себя. Всего доброго, до свидания.
Список литературы.
- Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. Как стать здоровым, познав радость жизни.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2007 - с.79.