Систему зачетов в зависимости от склонностей учителя, стиля его работы, особенностей класса и т.д. можно строить по-разному.
С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в целом. Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
Оба вида зачетов можно проводить в открытой или закрытой форме. В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется. Однако, это не означает, что учащимся совсем неизвестно, какие типы задач относятся к обязательным. В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на задачах обязательного уровня, подчеркивая, что подобные им необходимо будет решить на зачете.
Итак, можно выделить, например, следующие четыре вида зачетов:
- открытый тематический зачет,
- закрытый тематический зачет,
- открытый текущий зачет,
- закрытый текущий зачет.
Требования к проведению зачетов:
- зачет не должен содержать большой объем информации
- зачет должен быть дифференцированным
- с вопросами и задачами учащиеся должны быть предварительно ознакомлены
- на зачете должна быть возможность улучшения оценки
- четкая организация зачета.
Приведу пример открытого тематического зачета по геометрии в 7 классе.
(учебник под ред. Л.С.Атанасяна).
Цель проведения зачета:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме;
- Проверка умений и навыков решения задач по изученной теме.
Зачет №1 (глава первая)
Вопросы к зачету по теме “Треугольники”:
- Определение треугольника, элементы треугольника, периметр.
- Первый признак равенства треугольников.
- Второй признак равенства треугольников.
- Третий признак равенства треугольников.
- Определение биссектрисы угла треугольника.
- Определение высоты треугольника.
- Определение медианы треугольника.
- Определение равнобедренного треугольника.
- Свойства равнобедренного треугольника.
- Какие треугольники называются равными.
В проведении зачета на уроке мне помогают консультанты. Обычно, это
3-4 человека, имеющие по предмету оценку “5”. Консультанты сдают такой зачет заранее.
Класс распределяется на группы по числу консультантов. Консультанты объ-
являются на зачете. Каждый консультант опрашивает учащихся своей группы и заполняет следующую карточку:
Консультант Алферов А. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.Бубнов А. | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + 4 |
2.Андреева О. | - | + | - | + | - | + | + | + | + | + 3 |
3.Киреев С. | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + 3 |
4.Власова Т. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + 5 |
5.Никитин М. | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + 4 |
Каждому ученику выставляется оценка за вопросы:
- “5”- 10 вопросов
- “4”- 9-8 вопросов
- “3”- 7-6 вопросов
- “2”- менее 6 вопросов.
Ученик, сдавший теорию, приступает к решению задач.
Предлагаются следующие виды задач:
1.На “3”:
Отрезки АС и ВД пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Докажите, что треугольник АВС равен треугольнику СДА.
2.На “4”:
В равнобедренном треугольнике основание в два раза меньше боковой
стороны, а периметр равен 50 см. Найдите стороны треугольника.
3. На “5”:
Докажите, что в равных треугольниках медианы, проведенные к равным
сторонам, равны.
Зачет №2
Зачет по теме “Параллельные прямые” (глава третья)
Вопросы к зачету:
- Определение параллельных прямых
- Что такое секущая?
- Назовите углы, образованные при пересечении двух прямых и секущей.
- Признаки параллельности двух прямых.
- Условие и заключение теоремы; определение теоремы, обратной данной.
- Теоремы, обратные признакам параллельности прямых.
- Что такое аксиома ?
- Аксиома параллельных прямых.
Примерные типы задач к зачету №2:
1.На оценку “3”:
При пересечении двух параллельных прямых третьей прямой сумма двух
накрест лежащих углов равна 130 градусов. Найдите остальные углы.
2.На оценку “4”:
Разность двух односторонних углов при пересечении двух параллельных
прямых секущей равна 50 градусам. Найдите эти углы.
3.На оценку “5”:
Две параллельные прямые пересечены секущей. Докажите, что биссектрисы накрест лежащих углов параллельны.
Зачет №3 (глава 4)
Зачет по теме “Соотношения между углами и сторонами треугольника”
Вопросы к зачету:
- Теорема о сумме углов треугольника.
- Виды треугольников (по типу углов).
- Определение прямоугольного треугольника; стороны прямо угольного треугольника.
- Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.
- Следствия из теоремы.
- Неравенство треугольника.
- Свойства прямоугольных треугольников.
- Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Примерные типы задач к зачету №3:
1.На оценку “3”:
а)Найдите угол А треугольника АВС, если угол В равен 78 градусам, а
угол С на 23 градуса больше угла В.
б) Найдите угол при основании равнобедренного треугольника, если
угол при вершине 84 градуса.
2.На оценку “4”:
а) В равнобедренном треугольнике СДЕ с основанием СЕ проведена высота
СК .Найдите угол ЕСК, если угол Д равен 54 градуса.
б) Постройте треугольник по катету и противолежащему углу.
3.На оценку “5”:
а) Высота, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, равна
7,6 см , а боковая сторона треугольника равна 15,2 см. Найдите углы это-
го треугольника.
б) Периметр равнобедренного треугольника равен 25 см, а разность двух
сторон равна 4 см. Один из его углов - острый. Найдите стороны
треугольника.
Зачет считается сданным, если ученик сдал теоретическую часть и решил задачу.
Учитель может выставить за зачет две или одну оценку. При спорных ситу-
ациях (например, задача решена верно, а теория на оценку “3”) учитель может задать дополнительный вопрос, либо выставить среднее арифметическое.
Консультанты могут оказывать помощь в решении задач только слабым учащимся, либо решают дополнительную задачу. Решение задач на “3” и “4” могут проверить консультанты, задачи на “5” проверяет учитель.
Т.о., помощь консультантов значительно экономит время и позволяет проводить небольшие по объему зачеты во время урока.