Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

Разделы: Биология


Методический паспорт учебного проекта

Актуальность

Одной из задач изучения раздела биологии "Человек" является воспитание убежденности в бережном отношении к собственному здоровью, приобщение подростков к здоровому образу жизни. Эта задача является сквозной при изучении курса, но при этом в каждой теме выделены уроки, в содержание которых входят аспекты профилактики заболеваний, гигиены труда, отдыха, питания и т.п. В теме "Опора и движение" таким уроком является "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения".

Использование метода проектов на подобных уроках позволяет:

  • более глубоко проработать содержание проблем, связанных с сохранением и формированием здоровья, а для этого использовать на уроке материалы, представленные в различных источниках информации;
  • мобилизовать познавательные мотивы и способствовать проявлению действенной позиции по отношению к изучаемым объектам и явлениям;
  • акцентировать внимание на проблемах, являющихся для учеников личностно-значимыми.

Адресация

  • Раздел биологии "Человек"
  • Тема: "Опора и движение"
  • Тема урока: "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения"

Цели:

Образовательные:

1)добиться понимания роли двигательной активности для формирования ОДС и нормальной работы других систем органов; 2)познакомить уч-ся с причинами и видами нарушений ОДС (неправильная осанка, плоскостопие)

Воспитательные:

воспитывать культуру межличностных отношений через организацию групповой работы над проектом ;

Развивающие:

1) создать условия для развития проектной компетентности учащихся

2) продолжить развитие мыслительных операций уч-ся (анализ, синтез, обобщение), устной речи

Возраст учащихся: 14-15 лет (8 класс)

Время работы над проектом: 2 урока

Режим работы: групповая работа

Обеспечение

1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:

  • репродукция картины В.Васнецова "Богатыри", бумага, фломастеры
  • подборка литературных источников:

1) Книга о здоровье: Сборник/ Сост.:Ю.В.Махотин, О.В. Кареева, Т.Н.Лосева. Под ред. Ю.П. Лисицына.-М.: Медицина, 1988.

2) Батуев А.С. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. А.С.Батуева.-М.: Просвещение, 1994.

3) Энциклопедия "Я познаю мир"

4) научно-популярные журналы со статьями по теме

5) Валеология человека. Здоровье-любовь-красота. В 2-х книгах.- Санкт-Петербург, Издательство "Петроградский и Ко", 1998.

2. Необходимые учащимся для самостоятельной работы

ЗУН:

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью; возрастные изменения в строении костей; функции, строение и развитие мышц; общая характеристика обмена веществ.

ОУУН:

- коммуникативные:

  • включаться в коллективное обсуждение; слушать и записывать содержание объяснения; высказываться устно в виде сообщения;

- информационные:

  • выделять главное в тексте;

- организационные

  • планировать и анализировать свою деятельность

- интеллектуальные

  • умение анализировать, синтезировать, обобщать

3. Специфические умения и навыки, необходимые для работы в проекте

- взаимодействие в группе в соответствии с ролью

4. Мотивация к работе

погружение в проблему через обсуждение сюжета картины в контексте современных условий; через выбор вида и содержания деятельности при работе в группе

Предполагаемые приращения

1.Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта:

  • заболевания ОДС и их профилактика;
  • последствия гиподинамии

2. Развитие навыков

  • самостоятельной работы с источниками информации
  • коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии
  • мыслительной деятельности при планировании деятельности, анализе, синтезе и структурировании информации при подготовке продукта

Ход учебного занятия

Этап занятия Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Погружение в проект (проблематизация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема

 

 

 

Ситуация

Проблемное поле

Задает вопросы

Ведет записи на доске

-Мы завершаем изучение темы "Опора и движение", и на сегодняшнем уроке я предлагаю обсудить вопросы, связанные с сохранением здоровья - одной из главных ценностей человека.

Перед вами картина нашего земляка В.Васнецова "Богатыри".

*Можно ли богатырей назвать здоровыми людьми? Почему?

Позвольте вспомнить слова Лермонтова из стихотворения "Бородино": ":Да! Были люди в наше время, не то, что нынешнее племя - богатыри не вы:"

*Почему большинство современных людей нельзя назвать богатырями?

*Развитие каких систем органов связано с богатырским здоровьем?

*Как условия жизни современных людей сказываются на здоровье, в частности, на развитии опорно-двигательной системы(ОДС)?

Предъявляет цитату как формулировку проблемы

":Богатыри - не вы!"

(слабое развитие ОДС современных людей)

Почему?

  • Малая подвижность(:)
  • Синтетическая пища
  • Загрязнение окружающей среды

Формулирует проблему(малая подвижность людей приводит к слабому развитию ОДС)

Как это сказывается на здоровье?

  • Малая подвижность
  • Заболевания
  • избыток массы тела
  • нарушения осанки
  • плоскостопие

Подводит уч-ся к формулированию цели:

*Как можно решить проблему? Как мы можем изменить эту ситуацию?

Побуждает уч-ся к формулированию задач, осуществляя дозированную помощь, вносит дополнения к формулируемым задачам.

 

 

 

 

Осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию. Отвечают на вопросы, приводят примеры.

 

Формулируют цель и задачи на своем языке, корректируют и уточняют их формулировку.

Цель:

Составить рекомендации для современного человека, выполняя которые, он сможет обрести "богатырское здоровье"(гармоничное развитие ОДС)

Задачи:

-узнать, как избежать заболеваний и ожирения;

-узнать, как избежать нарушений осанки, как её правильно формировать;

-узнать, как избежать плоскостопия;

-узнать, как увеличить мускульную силу;

-оценить ситуацию в классе(по материалам Д/З предварительного характера. ПРИЛОЖЕНИЕ №1);

-составить убедительные рекомендации для современных людей;

2. Организация деятельности Предлагает организовать группы и распределить роли (лидер, оформители и т.п.), выбрать группе задачи для решения. Совместно с учащимися планирует "шаги" по их решению. Предоставляет подборку литературных источников, бумагу, фломастеры и т.п.

Предлагает возможные варианты:

  • продукт
  • презентация

-"наказ современным людям от лица богатырей"

Речь от лица богатырей

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

-Пакет рекомендаций

Речь от лица врача, спортсмена, корреспондента газеты

Осуществляют разбивку на группы, распределяют роли, с дозированной помощью учителя планируют деятельность в группе по решению выбранной задачи. Выбирают форму продукта и способ презентации.
3.Осуществление деятельности По необходимости консультирует, ведет ненавязчивый контроль, акцентирует внимание на алгоритме презентации продукта Работают в группе в соответствии со своей ролью и сообща, получают консультацию учителя, добывают необходимые знания, готовят презентацию результатов
4.Презентация 1)Принимает отчет, обобщает результаты, дает оценку работы группы, оценивает умения.

2)Делает вывод по уроку, вновь обращается к цитате Лермонтова:

:Богатыри - не вы!!! или

:Богатыри-не вы???

предлагает выбрать учащимся ее трактовку, обосновать мнение примерами.

Зачитывает цитату Н.Амосова из книги "Размышления о здоровье" в качестве итога урока:

":В большинстве болезней виноваты не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Для здоровья необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но ежедневно".

1)Каждая группа презентует результаты деятельности выбранным способом, акцентирует внимание на способе решения проблемы, рефлексирует деятельность группы. "Слушатели" кратко фиксируют содержание в тетрадях:

Заболевания и нарушения ОДС

Меры профилактики

Ведут оценку презентаций.

2)отвечают на вопросы, формулируют выводы по уроку

Д/З Ответы на вопросы (по выбору)

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Записывают Д/З