Цели и задачи: Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.
Действующие лица: Рассказчица в русском сарафане и кокошнике, Берёзка, Леший, Ерыкалище – взрослые.
Декорации: На центральной стене зала панно с изображением берёз. С краю домик Лешего. Речка – задрапированная ткань голубого цвета.
Звучит фонограмма русской народной песни “Во поле берёза стояла”. Плавным хороводным шагом, взявшись за руки, в зал входят дети в русских костюмах. Они двигаются “змейкой”, держась за руки (девочка-мальчик, девочка-мальчик) и садятся на стульчики.
Рассказчица:
Как будто в свадебном наряде
Берёзка русская стоит.
Ей ветер нежно кудри гладит,
Серёжки солнце золотит.
Под нею раннею весною
Девчата водят хоровод.
Её красавицей лесною
Зовёт недаром наш народ.
В ней столько нежности и света
И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка эта –
Мой край родной и песнь моя.
Дети исполняют хоровод “Берёзка”
Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, а называется этот праздник Семи?к. Семи?к- праздник, завершающий весенний период и знаменующий наступление лета, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Недаром Семик стал одним из красочных и наиболее поэтических праздников – народных гуляний. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.
Девочка с атрибутами – коромыслом и ведёрками – выходит на середину зала.
Инсценируется песня “Пошла млада за водой” (Приложение 1).
Рассказчица: Вот и водицы нанесли, скот напоили, огород полили, нужно и коровушку подоить. Выходит девочка. Она поёт русскую народную песню “Ой, вставала я ранёшенько”, пляшет, кланяется.
Рассказчица: Вот и дело сделано, а теперь можно и поиграть.
Проводится игра “Гори ясно” обр. С. Бодренкова. Звучит таинственная музыка… Из-за домика появляется Леший.
Леший: Я – Леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?
Рассказчица: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.
Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора! И лес от спячки просыпается, в наряд зелёный одевается. И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей. Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться. Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.
Ложится у домика.Издалека слышится песня Берёзки “Придите вы, девицы”. (фонограмма.) Хромая, входит Ерыкалище.
Ерыкалище Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовёт. Да не бывать этому! (Подходит к Лешему): Вставай, лентяй, поднимайся лежебока!
Леший (подпрыгивает): А? Что? Где?
Ерыкалище: Скорей, Леший, пойдём к берёзке, сейчас её девицы завивать придут.
Леший: Вот здорово!
Ерыкалище: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.
Леший: Что же делать?
(Ерыкалище под руку выводит Лешего на середину зала).
Ерыкалище: Мы пойдём, пойдём погуляем, Леший, а?
Леший: Погуляем!
Ерыкалище: Белую берёзку заломаем?
Леший: Заломаем!
Ерыкалище: А потом её закопаем!
Леший: Правильно! Закопаем! (убегают).
Рассказчица: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите берёзоньку завивать!
Дети исполняют хоровод “Как в лесу, лесу-лесочке” (Приложение 2).
Девочка: Пойдёмте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!
Девочки (поочерёдно): Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи!
Слышится пение птиц (звуковой эффект). Девочки ходят среди берёз, слушают пение птиц.
Рассказчица: Берёзка к себе гукала, добрых гостей зазывала.
Выходит Берёзка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь.
Девочки заводят хоровод “Пошли девушки в лес погуляти”. (Девочки ленточками завивают берёзку).
Берёзка: Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!
Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться. (троекратно целуются через веночки).
Возвращаясь из леса, девочки: Уж мы, девушки, дело сделали, Уж мы белую берёзоньку завили.
1 девочка: Уж мы первый веночек – за батюшку.
2 девочка: Уж второй-то венок – за матушку.
3 девочка: А третий венок – за саму себя.
Направляются к реке (запись – шум реки).
1 девочка:
Пойду – выйду я на реченьку,
Стану я стану на крутом берегу,
Кину я кину веночек на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?
(пускает веночек в воду).
2 девочка: Чей веночек плывёт?
1 девочка: Мой!
2 девочка: А где Сима? Ау!!!
Сима: Ау!!! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла!
(Девочки подбегая): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!
(Мальчики – мухоморы снимают шапочки, встают, выставляя ногу на пятку, показывают себя в грудь): Это мы – то мухоморы?
Мальчики приглашают девочек на русский танец. Дети исполняют “Кадриль” муз. В. Темнова (Приложение 3(1), Приложение 3(2)).
Дети (с места, по очереди):
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень!
Проводится игра “Ручеёк”. Ерыкалище и Леший под огромной шляпой мухомора подползают к Берёзке (снимают шляпу).
-Ага! Попалась!
Берёзка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (убегает, прячется за детьми)
Ерыкалище: Отдайте Берёзку по добру, по- здорову! (Дети не отдают).
Ерыкалище грозит палкой: Всё равно я вас перехитрю и Берёзку в лес уведу!
Рассказчица: Мы тебя, Берёзка, в обиду не дадим, пойдём с нами песни петь, хороводы водить.
Хоровод “Земелюшка-чернозём” (Приложение 4(1), Приложение 4(2)).
Берёзка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Берёзку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова: “Летят, летят” и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.
Поёт: 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: У-гу-гу, мы несём весну!
(Берёзка поднимает руки вверх, показывает, как летят грачи. “Летят, летят!” - кричат дети и поднимают руки).
2.Журавли летят, на всю Русь кричат: у-гу-гу, не догнать нас никому!
3. Поросята летят, полосаты визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят! Летят! (вбегая, кричат Ерыкалище и Леший), одновременно машут руками.
Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить, и Берёзку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!
Ерыкалище и Леший: Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к вам пришли и подарки принесли.
(Раздают детям деревянные ложки. Говорят детям, что они сами их вырезали и просят детей станцевать с ними).
Дети (поочерёдно): Эх, топну ногой, да притопну ножками. Развесёлый у нас будет танец с ложками!
Дети исполняют “Русский танец” (Приложение 5).
Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси. (Угощает детей печеньем в форме птиц).