Цели урока – познакомить учащихся с понятиями "запрос в БД", “запрос на выборку”, а также показать практическое применение запросов и научить создавать запросы на выборку информации в СУБД Microsoft Access.
Задачи урока:
- Воспитательная – воспитание информационной культуры.
- Учебная – научить создавать простые запросы на выборку информации без использования логических операций и с использованием одной или нескольких логических операций; формировать системно-информационный подход к анализу информации окружающего мира.
- Развивающая – развитие мышления; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Предварительная подготовка учащихся
Проведены занятия по знакомству с основными приёмами работы в MS – Access: по изучению структуры окна программы и баз данных; открытие, создание БД. Учащиеся получили навыки по созданию таблиц в БД, форм. Учащиеся знают, какие объекты могут входить в БД.
Используемые материалы:
- Презентация к уроку – Приложение 1;
- Файл “Лекция и задания.doc” – Приложение 2;
- База данных “Видеотека” – Приложение 3;
- База данных “Список” – Приложение 4.
Этапы урока:
- Организационный момент (слайды 2-3).
- Изложение нового материала (слайды 4-15).
- Закрепление знаний и навыков (слайды 16-18).
- Подведение итогов урока. Домашнее задание (слайды 19).
Демонстрация создания запросов (слайд 6-12).
Ход урока
- Организационный момент.
Урок можно начать с высказывания О.Хайяма. (Приложение 1, слайд 2)
Объявление темы. Разъяснение целей урока. (Приложение 1, слайд 3)
Тема нашего занятия “Формирование простых запросов на выборку в базах данных”. Данная тема занимает важное место во всём разделе изучения БД. Ведь основное назначение БД это не только хранение структурированной информации, но и быстрое и качественное её использование. Сегодня вы научитесь создавать запросы на выборку информации в БД. Это и есть основная цель урока.
- Изложение нового материала
С помощью Access могут быть созданы различные виды запросов. Сегодня мы познакомимся с простыми запросами. Запрос к БД формируется пользователем при указании выводимых полей и условия поиска. (Приложение 1, слайд 4)
Запрос – это средство извлечения информации из БД, отвечающей некоторым условиям. Результат запроса обычно выводится в виде таблицы, все записи которой удовлетворяют условиям. (Приложение 1, слайд 5)
Рассмотрим алгоритм создания запросов с помощью мастера и в режиме конструктора. (Приложение 1, слайд 6-12).
Демонстрация приёмов работы на примере создания запроса с помощью мастера и с помощью конструктора в БД “Видеотека” – Приложение 3.
Задания:
- Включить в запрос поля “номер”, “жанр”, “фильм”. Выбрать фильмы снятые в жанрах “драма” и “фантастика”
- Выбрать американские фильмы, время демонстрации которых не превышает 100 мин.
Условие поиска для простых запросов – это логическое выражение, представляющее собой операцию отношения (>,<,=, =/, <=, >=).
Условие отбора одного поля может быть составным, при этом два логических выражения соединяются знаком логической операции. (Приложение 1, слайд 13)
Примеры условий отбора (Приложение 1, слайд 14)
Примеры использования символов в шаблонах (Приложение 1, слайд 15)
3. Закрепление полученных навыков.
Используя учебную БД “Видеотека” создайте следующие запросы:
- Вывести на экран поля “номер”, “жанр”, “фильм” для всех боевиков.
- Вывести на экран французские фильмы, продолжительностью 90 мин.
Некоторым учащимся предлагается продемонстрировать создание запросов.
4. Самостоятельная работа.
Для проведения практической работы воспользуйтесь папкой на рабочем столе Урок по теме Запрос-выборка.
Откройте лекцию (Приложение 2) и БД Список (Приложение 4). Создайте запросы по заданиям 1-5 к данной БД. (Приложение 1, слайд 16)
Затем перейдите к ответам на вопросы, которые расположены далее в лекции. Ответы можно скопировать из текста. (Приложение 1, слайд 17)
5. Подведение итогов урока.
Проверка работы учащихся и их ответы. Анализ и оценка работы учеников. (Приложение 1, слайд 18)
Домашнее задание:
Скопировать на носители документ Лекция и задания, БД Список. Повторить лекционный материал, выполнить создание запросов к БД Список, задания № 14-17. (Приложение 1, слайд 19)