Урок чтения по проектной технологии в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Знакомить детей с произведениями устного народного творчества.
  2. Развивать речь и умение выразительно читать произведения.
  3. Воспитывать любовь к родной культуре, языку.

Ход урока

1 Организационный момент.

2. Урок чтения начинаем с разминки:

Скороговорки произносятся по рядам:

  • Мед в лесу медведь нашел, мало меду много пчел.
  • Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели.
  • Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Подбери рифму:

Чу-чу-чу
А я азбуку…учу (кричу, ворчу, ищу)

3. Сообщение темы урока:

- Чу-чу-чу
А я азбуку учу.

Ребята, а что такое “Азбука”?

( это последовательность букв)

-Сколько букв в азбуке?

(33)

- Да, ребята, мы с вами закончили изучение всех букв, и теперь мы можем читать книги и знакомиться с самыми умными и мудрыми мыслями других людей.

Не зря в народе говорят: “Азбука – к мудрости ступенька”.

Сегодня на уроке чтения мы продолжим знакомиться с народной мудростью, которая заключена в произведениях устного народного творчества. А так же продолжим работу над нашим проектом- книгой народной мудрости и народного творчества. Сегодня в ней должны появиться новые странички.

- С какими жанрами устного народного творчества вы уже знакомы?

(С загадками, поговорками, пословицами)

Мы уже встречались с некоторыми из них на уроках чтения, родного языка, и начали создавать свою собственную книгу народной мудрости. В эту книгу на прошлом уроке мы уже вложили страницы с вашими загадками: кто-то из вас сам придумал загадку, кто-то нашел в книге и списал. Но каждый из вас вложил свою страничку в эту книгу народной мудрости.

-Книгу нашу открываю
Вам загадки загадаю

Учитель читает загадки из книги народной мудрости. (4 штуки)

-Остальные загадки из этой книги вы можете загадать друг другу в свободное время.

4.- Следующий раздел в нашей книге будет называться пословицы и поговорки. Кто из вас может сказать, что такое пословица?

(Это короткое мудрое высказывание, в котором высмеиваются недостатки людей и восхваляются хорошие качества).

Прочитайте запись на доске, как в народе говорят о пословице:

“Пословица к слову молвится”, “Пословица- всем делам помощница”.

На каждое дело, на всякий случай в народе есть пословица или поговорка.

К этому уроку вам было дано задание по группам. Каждая группа собирала пословицы по своей теме. Давайте проверим, как вы выполнили это задание и пополним нашу книгу народной мудрости новыми страничками.

Ребята из одной группы читают свои пословицы, а остальные определяют, о чем они и в чем их мудрость.

(Группы читают пословицы, а учитель сразу вкладывает их в книгу народной мудрости.)

-Молодцы, ребята, вы узнали большое количество пословиц и провели очень большую работу, смотрите, как пополнилась наша книга. Но все пословицы и поговорки вместить в одну книгу не возможно, т.к. их очень много.

Известный русский ученый, знаток и ценитель русского языка Владимир Иванович Даль собрал еще много лет назад 2 тома только с русскими пословицами и поговорками. А ведь у каждого народа есть свои пословицы и поговорки.

На страницах нашей азбуки тоже есть пословицы, давайте прочитаем их.

Дети читают пословицы:

  • - хором,
  • -по одному,
  • -учитель начинает, а они заканчивают.

-Дома каждая группа выпишет пословицы по своей теме на листок, красиво оформит и принесет в школу, чтобы вложить в нашу книгу мудрости.

5. –А сейчас мы с вами проведем физкультминутку- прибаутку:

Жили у бабуси…(когда говорю слово “серый”- девочки руки вверх, когда говорю “ белый”- мальчики руки вверх)

Прибаутка-это тоже произведение устного народного творчествава, их сочиняли для маленьких детей, чтобы их развлечь.

Прочитайте прибаутку в учебнике:

  • - про себя,
  • - вслух выразительно.

-Узнайте у мамы, какую она прибаутку рассказывала вам, когда вы были маленькие, запишите ее и оформите на листе для нашей книги

6.-Следующие страницы в книге будут посвящены небылицам.

Как вы думаете, что такое небылица, о чем в ней говорится? И придумывается она тоже для развлечения, для смеха.

-Я прочитаю вам небылицу в учебнике, а вы посчитайте сколько в ней действующих лиц.

Чтение по ролям.

7. -Очень похожи на современные анекдоты старинные потешки. Слово “потешки” произошло от слова потешаться, смеяться.

Ребята, которые готовили потешки, потешьте нас.

Дети рассказывают потешки.

-Федул, чего губы надул?
-Кафтан поджёг.
-Зашить можно?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался…

-Фома, чего из леса не идёшь?
-Медведя поймал.
-Так веди его сюда.
-Да он не идёт.
-Так сам иди.
-Да он не пускает!

-Иван, у тебя в избе тепло?
-Тепло, в шубе на печи согреться можно!

-Сынок, сходи на речку за водицей!
-Брюхо болит.
-Сынок, иди кашу есть!
-Ну, раз мать велит, нужно идти!

8.Наша книга сегодня пополнится произведениями еще одного жанра устного народного творчества, но как он называется, вы мне сами скажите, после просмотра фрагмента мультфильма.

Просмотр мультфильма “Рыжий, Рыжий, конопатый”

  • что же делали ребята? (Дразнились).
  • а можно так делать? Почему?
  • но такой жанр существует и это детское народное творчество.
  • как может называться такое произведение? (Дразнилка).

9. Обобщение:

-Произведения каких жанров устного народного творчества мы сегодня поместили в нашу книгу народной мудрости и народного творчества?

Все вместе они называются одним словом- ФОЛЬКЛОР.

Сегодня мы только прикоснулись к фольклорному творчеству, но существует еще очень много жанров: считалки, былины, игры, легенды, сказки, кричалки. В дальнейшем и с ними мы будем знакомиться.

За урок в нашей книге появилось много новых страничек.

-А где мы берем материал для нашей книги?

-Кто нам помогал в сборе этого материала?

-Скажите, зачем мы создаем этот наш проект- книгу?

-Кому она может пригодиться и где?

Произведения устного народного творчества помогают нам глубже узнать родной язык, родную культуру.

-А результатом нашей работы будут наши знания о фольклорных произведениях и большая книга народной мудрости, которую мы все вместе будем собирать до 5 класса и очень часто к ней обращаться на уроках и во внеурочной деятельности.

10 Итог.

Сегодня вы очень хорошо работали, спасибо.