Формирование общих учебных умений и навыков в школе

Разделы: Администрирование школы


В школьных программах подробнейшим образом описаны умения и навыки, которые учащиеся должны приобрести в результате изучения того или иного предмета. Что же касается культуры учебного труда – умения самоконтроля, умения работать с текстом учебника, с материалами любой дополнительной литературы и т. д., то они почти в полном объеме остались за пределами программ средней школы. В связи с этим несколько последних лет мы и работаем над формированием общих учебных умений и навыков. Образовалась определенная система работы.

  1. Учителя 2–6-х классов обучают детей владеть различными средствами самоконтроля. У учащихся с 2-го по 7-й класс продолжаем формировать умение читать текст и осмысливать прочитанное, что приводит к умению самостоятельно выделять в нем узловые моменты, разбираться в выводах, применять прочитанное на практике, т. е. к умению самостоятельно овладевать текстом. В 6-м классе, когда учащиеся уже умеют выделять главные элементы в тексте, мы переходим к следующему этапу – обучению самостоятельному составлению плана прочитанного текста. В 6-м классе – это простой план, а в 7-м и 8-м классах – сложный план. С 8-го по 11-й класс учим учащихся излагать констатирующие и аргументирующие положения текста кратко, связно и последовательно, т.е. развиваем умения составлять конспекты, тезисы, что необходимо при работе как с учебником, так и с дополнительной литературой. Таким образом, формирование ОУУН осуществляем по следующее схеме:

 

класс
умения
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Самоконтроль * * * * *          
Выделение главного * * * * * *        
Составление плана         * * *      
Конспект             * * * *
Тезисы               * * *
Доп. литер               * * *
  1. Были утверждены требования и рекомендации для учащихся к перечисленным умениям. Например, чтобы составить тезисы, необходимо запомнить:
  • тезисы – это краткие положения, дающие краткий ответ на пункты плана;
  • если произведение небольшое, внимательно прочитайте его целиком; если большое- по главам, разделам.
  • уясните основное содержание произведения или его частей, кратко и последовательно изложите основные идеи в виде пунктов.
  • включите доказательства, приводимые автором для подтверждения выводов.
  • В каждом тезисе постарайтесь подчеркнуть главное слово.

Пример:

Текст статьи Пункт плана Тезис
История рабочей печати в России неразрывно связана с историей демократического движения. Поэтому, только зная главные этапы освободительного движения, можно действительно добиться понимания того, почему подготовка и возникновение рабочей печати шли таким, а не другим каким- либо путем” 1. Связь истории рабочей печати с историей демократического движения в России 1. История рабочей печати в России неразрывно связана с историей демократического движения

 Или, чтобы составить конспект необходимо помнить:

  • конспект есть сжатое изложение основного содержания текста с выделением в нем наиболее значимых и интересных положений;
  • сначала прочитай и осмысли весь текст произведения или законченного раздела;
  • составь план, который позволит определить главные мысли произведения;
  • дополни план фактическим материалом, обоснованиями и доказательствами, взятыми из текста;
  • подтверждай главные мысли произведения цитатой, возьми ее в кавычки, укажи страницу;
  • наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывай точно;
  • старайся вести записи сжато и ясно, но главные мысли и особо важные положения записывай подробно;
  • в процессе конспектирования используй различные способы выделения текста: начинай цитату с красной строки, подчеркивай главную мысль, ставь на поля условные обозначения и т. д.

Кроме того, были разработаны нормы оценок при проверке срезовых работ.

Например, нормы оценки тезисов:

Оценка “5” – основные положения сформулированы кратко, расположены в логической последовательности

Оценка “4” – не все основные положения сформулированы кратко

Оценка “3” – основные положения сформулированы пространно ,частично нарушена логика

Оценка “2” – нарушена логика и главная мысль не выражена кратко.

Или, например, нормы оценки выделения главного:

Оценка “5” – текст правильно разделен на смысловые части, правильно сформулирована главная мысль, сохранена система и логика ,материал изложен четко и полно.

Оценка “4” – сохранена система изложения, но главная мысль выделена не до конца, допущены нарушения логики .

Оценка “3” – неправильно выделена главная мысль, неправильно отобран словесный материал для формулирования главной мысли.

Оценка”2” – простое списывание текста, неумение видеть главную мысль, наличие речевых ошибок и т. д.

  1. По той же схеме, по которой идет формирование ОУУН, ежегодно в декабре проводим срезы., составляется график, в котором указываются дата, класс, предмет и умения

 

Классы
Дата
5 А 5 Б 5 В 6 А 6 Б 6 В
               
             
  Самоконтроль, выделение главного Самоконтроль, выделение главного
  1. Результаты срезов сводятся в таблицу, в которой отмечается класс, количество писавших, предмет, отметки, просчитывается количество детей, написавших работу без двоек и на “4и5”:

 

Класс Кол-во Предмет   Итог
2 3 4 5 б к т    
    Самоконтроль    
                   
                     
Итог                    

Имея такую таблицу, анализировать итоги срезов можно по нескольким направлениям:

  • итоги срезов по умениям,
  • итоги срезов по предметам,
  • итоги срезов по классам,
  • успешность учителей в формировании ОУУН ( результаты вносятся в школьную базу данных).

Результаты анализа представляем в виде диаграмм:

  1. А дальше работа организовывается в зависимости от результатов. Например, два года назад мы получили следующие результаты: наблюдалось снижение уровня сформированности ОУУН по школе.

Это было вызвано снижением уровня сформированности умений самоконтроля и конспектирования.

  

 В итоге был составлен план мероприятий по формированию умений конспектирования ( начинаем с 8х классов ) и самоконтроля ( начинаем с 5х классов ), где отражена работа на 1 год:

  Действия Время Ответст
1. Совещание с учителями 5х и 8х классов Тема: 1)Рекомендации для учителей по формированию ОУУН. 2)Утверждение требований к составлению конспекта и самоконтроля октябрь  
2. Проведение стартовых работ. Цель: проверка и отслеживание степени сформированности умений конспектировать и самоконтроля октябрь  
3. Работа учителей на уроках в 5х и 8х классах по формированию умений конспектирования ( 8кл) и самоконтроля (5кл) ноябрь  
4. Срез с целью оценки результатов учеников относительно установленной нормы декабрь  
5. Этап коррекции Январь  
6. Срез с целью оценки результатов школьника относительно других уч-ся Февраль-  
7. Этап коррекции Февраль-март  
8. Срез с целью оценки сегодняшних результатов школьника относительно предыдущих март  
9 Анкета для учителей с целью определения эффективности и действенности формируемых умений апрель  
10. Совещание с учителями. Подведение итогов апрель  

На следующий год работа с этими детьми (учащимися уже 9х и 6х классов) была продолжена по той же схеме, а с учениками следующих 5х и 8х классов – была начата заново.

Кроме того, группа учителей 5-х классов занималась апробацией, а затем внедрением технологий по самоконтролю, предложенными Г.Ю. Ксензовой в своей работе “Внедрение технологий развивающего обучения – путь снижения агрессивности в деятельности учебных заведений”.

В результате проведенной работы наблюдается стабильное повышение итогов по конспектированию в течение последних 2х лет и наметилась в предыдущем году положительная динамика по самоконтролю, но выявлено и снижение результатов по умению выделять главное. Следовательно, в последующие годы придется менять приоритеты и планировать работу по формированию умений выделять главное.

Список литературы

  1. Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общих учебных умений и навыков \\ Народное образование – М., 2003, № 3.
  2. Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений учащихся средней школы. \\ Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. Просвещение, 1985.
  3. Ксензова Г.Ю. Внедрение технологий развивающего обучения – путь снижения агрессивности в деятельности учебных заведений. М, 2005.