В школьных программах подробнейшим образом описаны умения и навыки, которые учащиеся должны приобрести в результате изучения того или иного предмета. Что же касается культуры учебного труда – умения самоконтроля, умения работать с текстом учебника, с материалами любой дополнительной литературы и т. д., то они почти в полном объеме остались за пределами программ средней школы. В связи с этим несколько последних лет мы и работаем над формированием общих учебных умений и навыков. Образовалась определенная система работы.
- Учителя 2–6-х классов обучают детей владеть различными средствами самоконтроля. У учащихся с 2-го по 7-й класс продолжаем формировать умение читать текст и осмысливать прочитанное, что приводит к умению самостоятельно выделять в нем узловые моменты, разбираться в выводах, применять прочитанное на практике, т. е. к умению самостоятельно овладевать текстом. В 6-м классе, когда учащиеся уже умеют выделять главные элементы в тексте, мы переходим к следующему этапу – обучению самостоятельному составлению плана прочитанного текста. В 6-м классе – это простой план, а в 7-м и 8-м классах – сложный план. С 8-го по 11-й класс учим учащихся излагать констатирующие и аргументирующие положения текста кратко, связно и последовательно, т.е. развиваем умения составлять конспекты, тезисы, что необходимо при работе как с учебником, так и с дополнительной литературой. Таким образом, формирование ОУУН осуществляем по следующее схеме:
класс умения |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Самоконтроль | * | * | * | * | * | |||||
Выделение главного | * | * | * | * | * | * | ||||
Составление плана | * | * | * | |||||||
Конспект | * | * | * | * | ||||||
Тезисы | * | * | * | |||||||
Доп. литер | * | * | * |
- Были утверждены требования и рекомендации для учащихся к перечисленным умениям. Например, чтобы составить тезисы, необходимо запомнить:
- тезисы – это краткие положения, дающие краткий ответ на пункты плана;
- если произведение небольшое, внимательно прочитайте его целиком; если большое- по главам, разделам.
- уясните основное содержание произведения или его частей, кратко и последовательно изложите основные идеи в виде пунктов.
- включите доказательства, приводимые автором для подтверждения выводов.
- В каждом тезисе постарайтесь подчеркнуть главное слово.
Пример:
Текст статьи | Пункт плана | Тезис |
История рабочей печати в России неразрывно связана с историей демократического движения. Поэтому, только зная главные этапы освободительного движения, можно действительно добиться понимания того, почему подготовка и возникновение рабочей печати шли таким, а не другим каким- либо путем” | 1. Связь истории рабочей печати с историей демократического движения в России | 1. История рабочей печати в России неразрывно связана с историей демократического движения |
Или, чтобы составить конспект необходимо помнить:
- конспект есть сжатое изложение основного содержания текста с выделением в нем наиболее значимых и интересных положений;
- сначала прочитай и осмысли весь текст произведения или законченного раздела;
- составь план, который позволит определить главные мысли произведения;
- дополни план фактическим материалом, обоснованиями и доказательствами, взятыми из текста;
- подтверждай главные мысли произведения цитатой, возьми ее в кавычки, укажи страницу;
- наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывай точно;
- старайся вести записи сжато и ясно, но главные мысли и особо важные положения записывай подробно;
- в процессе конспектирования используй различные способы выделения текста: начинай цитату с красной строки, подчеркивай главную мысль, ставь на поля условные обозначения и т. д.
Кроме того, были разработаны нормы оценок при проверке срезовых работ.
Например, нормы оценки тезисов:
Оценка “5” – основные положения сформулированы кратко, расположены в логической последовательности
Оценка “4” – не все основные положения сформулированы кратко
Оценка “3” – основные положения сформулированы пространно ,частично нарушена логика
Оценка “2” – нарушена логика и главная мысль не выражена кратко.
Или, например, нормы оценки выделения главного:
Оценка “5” – текст правильно разделен на смысловые части, правильно сформулирована главная мысль, сохранена система и логика ,материал изложен четко и полно.
Оценка “4” – сохранена система изложения, но главная мысль выделена не до конца, допущены нарушения логики .
Оценка “3” – неправильно выделена главная мысль, неправильно отобран словесный материал для формулирования главной мысли.
Оценка”2” – простое списывание текста, неумение видеть главную мысль, наличие речевых ошибок и т. д.
- По той же схеме, по которой идет формирование ОУУН, ежегодно в декабре проводим срезы., составляется график, в котором указываются дата, класс, предмет и умения
Классы Дата |
5 А | 5 Б | 5 В | 6 А | 6 Б | 6 В | … |
… | |||||||
Самоконтроль, выделение главного | Самоконтроль, выделение главного | … |
- Результаты срезов сводятся в таблицу, в которой отмечается класс, количество писавших, предмет, отметки, просчитывается количество детей, написавших работу без двоек и на “4и5”:
Класс | Кол-во | Предмет | Итог | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | б | к | т | ||||
Самоконтроль | ||||||||||
5а | ||||||||||
Итог |
Имея такую таблицу, анализировать итоги срезов можно по нескольким направлениям:
- итоги срезов по умениям,
- итоги срезов по предметам,
- итоги срезов по классам,
- успешность учителей в формировании ОУУН ( результаты вносятся в школьную базу данных).
Результаты анализа представляем в виде диаграмм:
- А дальше работа организовывается в зависимости от результатов. Например, два года назад мы получили следующие результаты: наблюдалось снижение уровня сформированности ОУУН по школе.
Это было вызвано снижением уровня сформированности умений самоконтроля и конспектирования.
В итоге был составлен план мероприятий по формированию умений конспектирования ( начинаем с 8х классов ) и самоконтроля ( начинаем с 5х классов ), где отражена работа на 1 год:
Действия | Время | Ответст | |
1. | Совещание с учителями 5х и 8х классов Тема: 1)Рекомендации для учителей по формированию ОУУН. 2)Утверждение требований к составлению конспекта и самоконтроля | октябрь | |
2. | Проведение стартовых работ. Цель: проверка и отслеживание степени сформированности умений конспектировать и самоконтроля | октябрь | |
3. | Работа учителей на уроках в 5х и 8х классах по формированию умений конспектирования ( 8кл) и самоконтроля (5кл) | ноябрь | |
4. | Срез с целью оценки результатов учеников относительно установленной нормы | декабрь | |
5. | Этап коррекции | Январь | |
6. | Срез с целью оценки результатов школьника относительно других уч-ся | Февраль- | |
7. | Этап коррекции | Февраль-март | |
8. | Срез с целью оценки сегодняшних результатов школьника относительно предыдущих | март | |
9 | Анкета для учителей с целью определения эффективности и действенности формируемых умений | апрель | |
10. | Совещание с учителями. Подведение итогов | апрель |
На следующий год работа с этими детьми (учащимися уже 9х и 6х классов) была продолжена по той же схеме, а с учениками следующих 5х и 8х классов – была начата заново.
Кроме того, группа учителей 5-х классов занималась апробацией, а затем внедрением технологий по самоконтролю, предложенными Г.Ю. Ксензовой в своей работе “Внедрение технологий развивающего обучения – путь снижения агрессивности в деятельности учебных заведений”.
В результате проведенной работы наблюдается стабильное повышение итогов по конспектированию в течение последних 2х лет и наметилась в предыдущем году положительная динамика по самоконтролю, но выявлено и снижение результатов по умению выделять главное. Следовательно, в последующие годы придется менять приоритеты и планировать работу по формированию умений выделять главное.
Список литературы
- Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общих учебных умений и навыков \\ Народное образование – М., 2003, № 3.
- Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений учащихся средней школы. \\ Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. Просвещение, 1985.
- Ксензова Г.Ю. Внедрение технологий развивающего обучения – путь снижения агрессивности в деятельности учебных заведений. М, 2005.