Технология образовательного процесса "Экогармония будущего"

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность построения новой концепции педагогического процесса обусловлена значительными реформами в системе образования и воспитания подрастающего поколения, осознанием необходимости внесения во все звенья школы существенных изменений с целью достижения максимальной эффективности в подходе нравственного оздоровления детей.

Так определился центр педагогической концепции: экологизация мировосприятия учащихся, формирование бережного отношения к миру природы, сохранение родной культуры, культурных ценностей, которые стали достоянием нации, – получивший свое развитие в образовательной программе “Экология души”.

I. Пояснительная записка

Название школьной программы “Экология души” неслучайно: во-первых, она является частью проекта “Экогармония Будущего”. Во-вторых (и это самое главное), налицо факт “коррозии души” современного общества, поэтому особенно необходимо и важно воспитывать в подрастающем поколении такие важнейшие качества, как духовность, милосердие, альтруизм, ответственность, уважение – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в краевой программе “Система духовного и физического оздоровления населения Кубани”.

Цель программы “Экология души” – создание в школе образовательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка и его ориентация на вечные абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, Земля.

Экологическая катастрофа сегодняшнего дня вносит свои коррективы в содержание жизнедеятельности человека, в этой связи данная программа рассчитана на ближайшие три года, Программа “Экология души” представляет собой комплекс программ по различным направлениям учебно-воспитательной работы, сконцентрированных на решении поставленных задач, на формирование потребности внутреннего совершенства развития школьников.

“Экология души”, тот нравственный аспект деятельности, который поможет ребенку стать духовным, способным чувствовать мир, природу другого человека, понимать себя через произведения искусства и через вершину искусству – саму нерукотворную природу.

В программе “Экология души” выделяются три блока, через которые педколлектив решает воспитательные задачи (см. Циклограмму процесса личностного развития школьников):

  1. Учебный процесс и появление новых программ и учебных дисциплин “Экология”, “История Кубани”, “Химия и экология” с формами и методами организации их восприятия (заседания научного совета, конференции, семинары, факультативные слушания);
  2. Дополнительная подсистема образования – это внеурочная кружковая работа с реализацией своих возможностей в творческих мероприятиях хутора, района, края (см. таблицу “Социокультурная среда”, “Мир увлечений”);
  3. Работа педколлектива в теснейшей связи с родителями и общественностью хутора в целом, а также осуществление преемственности с дошкольными детскими учреждениями (см. Устав центра “Эконабат” раздел 1 р. 1.1, таблицу “Структура оргкомитета центра”).

II. Компоненты программы

Важнейшей педагогической задачей является воспитание учащихся.

Для того чтобы система воспитательной работы была эффективна, необходимо ясное представление программы педагогических действий с четкой и содержательной последовательностью во времени и цели. Только при выполнении этих условий определится грамотная стратегия и тактика развития и совершенствования воспитательной системы, а, следовательно, – хорошие результаты работы в целом.

Любое планирование начинается, как правило, с определения цели и задач воспитательной работы и со сбора информации о возможностях ее ведения. Проанализировав собранные в школе данные, ознакомившись с проблемами сегодняшнего дня, определились цели:

  • создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического развития учащихся;
  • помочь им адаптироваться к современным условиям и обстоятельствам.

Эти цели наметили основные направления деятельности школы в зависимости от многих субъективных причин и объективных условий (см. проект “Экогармония будущего”, п. Введение). Учитывая социально-общественную атмосферу хутора, особенности экологической обстановки (см. приложение проекта “Экогармония будущего”), медико-демографическую политику хутора Бойкопонура, а также научные статьи А. Яшина, В.И. Данилова-Данильянса – академиков МНЭПУ, опираясь на философские взгляды Л.Н. Толстого, статьи С. Норланда, С. Грофа ведущим направлением воспитательной работы в школе стала реализация программы “Экология души”.

Принципами системы педагогического процесса являются:

  • Целенаправленность на гуманизацию и демократизацию жизнедеятельности школы;
  • Системность в планировании и организации деятельности;
  • Субъективная включенность сфер социальных групп в педагогический процесс;
  • Сочетание практической востребованности и перспективномти технологии процесса.

Педагогические условия, обеспечивающие успешность построения, функционирования и развития системы педагогического процесса:

  • Принятие педагогами экологизации педагогического процесса как целевой установки школы;
  • Практическая направленность экологизации, ее повседневная востребованность;
  • Создание ситуации самореализации, саморазвития в ходе организации жизнедеятельности учащихся;
  • Взаимодействие с детским дошкольным учреждением, учреждениями дошкольного образования, с правлением колхоза, с сельской администрацией;
  • Взаимодейтсвие с родителями учащихся с целью формирования их экологического сознания.

Реализация целевых установок предполагает выполнение следующих задач научно-методического обеспечения для каждого уровня системы:

  • Изучение научно-методических основ, опыта работы инновационных учебных заведений по данной проблеме;
  • Разработка целей и содержания, методов и форм педагогического процесса;
  • Создание на всех уровнях преемственности учебных планов и программ экологической направленности;
  • Организационные и управленческие аспекты экологической культуры человека;
  • Формирование банка необходимых методик психолого-педагогической диагностики;
  • Исследование потенциала семьи; развитие и внедрение новых методов самообразования населения;
  • Мониторинг здоровья учащихся.

Этапы построения системы:

I этап – подготовительный (март-май), в ходе которого планируется изучение научно-методической литературы, опыт инновационных процессов, создание инициативной группы для разработки программы.

II этап – диагностический (сентябрь-ноябрь) в ходе которого создаются творческие союзы педагогов, классный руководителей, организуется система внутришкольного управления, подбираются диагностические методики изучения личности ребенка.

III этап – практический (сентябрь-май), в ходе которого утверждается технология с учетом реализации целевых установок и задач по формированию экологической культуры.

IV этап – обобщающий (сентябрь-май), в ходе которого обобщается опыт работы центра по формированию экологической культуры, разрабатываются методические рекомендации, проводится научно-практическая конференция, составляется брошюра “Экологизация сознания через картины мира”, поиск, проблемы, опыт, намечаются перспективы и пути развития школы.

Критерии и способы изучения эффективности педагогического процесса.

Для исследования целесообразно использовать следующие критерии:

  • Сформированность основ экологической культуры;
  • Воспитанность учащихся;
  • Отслеживание развития креативных способностей.

Для изучения эффективности планомерной работы обоснованно используются такие методики как:

  • Исследование;
  • Анкетирование;
  • Тестовые опросы.

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о реализации основной задачи школы – экологизация сознания учащихся через формирование целостной картины мира; помогают увидеть уровень экологической культуры педагогического коллектива, определить степень удовлетворенности родителей качеством обучения, организацией воспитательной работы.

Таким образом, создается и в дальнейшем развивается единый образовательный процесс в рамках программы “Экология души”, имеющий свои особенности.

III. Выход на результат

Система воспитания по программе “Экология души” предполагает выработку у учащихся школы положительные мотивации на здоровый образ жизни и развитие в них чувства уважения к природе через любовь к своему дому, а также улучшение их физического и духовного состояния. Ожидается, безусловно, не только осуществление, но и развитие данной программы в будущем, поскольку объективных условий хутора и субъективных более, чем достаточно.

IV. Необходимое условие процесса – учет возрастных потребностей

Существование общей циклограммы развития личности предполагает наличие программ, в которых учтены возрастные особенности школьников и с прореакционным внимание на ценностном объекте, видоизменяют организацию жизнедеятельности коллектива. Созданные учителем возрастные типы программ сменяют друг друга с переходом детей из класса в класс и отражают проблемности возраста, конкретные условия их удовлетворения и новообразования, лежащие в зоне ближайшего развития. См. Приложение 1.

Циклограмма прогресса

Каждый текущей месяц года имеет определенное направление учебно-воспитательной работы. Содержание программы – декаду месяца. В целом образовательная система выглядит следующим образом: см. Приложение 2.

В целом направления воспитательной работы и содержание декадных программ образовательного процесса признаны решать двуединую задачу: социализацию, т.е. учит на основе овладения базовой культурой быть полезным обществу, и индивидуализацию, т.е. создает условия и помогает учащимся раскрыть индивидуальные возможности, реализовать себя в экодеятельности и рефлекторном поведении.

Программы, по которым работает школа

Программа “Экология речевого общения”

Цели и задачи: воспитание культуры речи, и через нее – культуры поведения в целом; организация самостоятельной творческой передачи своих мыслей и чувств богатствами родного языка.; выработка и развитие мышления, красивой литературной речи. См. Приложение 3.

 Программа “Экология культуры”

Цели: воспитание уважения к всеобщей культуре через воспитание любви к культуре своей страны (родной, близкой, “Патриархальной”); воспитание осознанного понимания последствий нарушения связи человека с родовыми корнями и освоение степени важности экологизации культурных традиций. См. Приложение 4.

 Программа “Экология человека”

Цели: научить чувствовать прекрасное в природе, человеке, вещах; формировать стремление создавать красоту во всем; дать элементарные экономические понятия: прививать и в дальнейшем развивать навыки культурного поведения в процессе учебы, отдыха, трудовых дел учащихся; раскрывать на примерах искусства глубину человеческих чувств и дать возможность их проявлений; учить отличию внешней красоты, внутренней, стремиться к гармонии внешней и внутренней. См. Приложение 5.

Программа “Экология учителя”

Цели: поднять до приоритетного уровня экологизацию педагогической деятельности (учитель – пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры внутренней, внешней; умеющий организовать свой труд и учебный труд учащихся; учитель – пример выдержки, такта и выполнения других этических норм). См. Приложение 6.

Устав центра “Эконабат”

I. Общие положения

  1. Центр “ЭкоНабат” создан с целью объединения и координации усилий педколлектива и самих учащихся, родительского комитета, эколога хутора, землестроительства администрации сельского округа. Совместная деятельность призвана обеспечить физическое и духовное становление личности учащихся, формирование целостной единой картины мира на основе экологизации сознания
  2. Центр является структурным подразделением образовательного учреждения и осуществляет свою деятельность в соответствии с проектом “Экогармония Будущего” и настоящим Уставом.
  3. Руководитель работой Центра, заместитель директора по науке Князева Т.Е., назначенная на эту должность директором школы.

II. Цели и задачи деятельности центра “ЭкоНабат”

  1. Главная цель работы – максимально возможное в условиях данного учебного заведения содействие развитию экологических знаний учащихся посредством оказания компетентной помощи в решении значимых проблем.
  2. Совершенствование экологической культуры учащихся, развитие лучших сторон жизнедеятельности школьников.
  3. Подготовка к инициативной деятельности в сфере экологии учащихся 1–5-х классов.
  4. Начальное формирование навыков глобального мышления учащихся 10–11-х классов.
  5. Предоставление возможности для удовлетворения региональных запросов личности.
  6. Интенсивное образование и развитие личности школьника на основе антропологических знаний и природоохранной деятельности.

III. Структура центра и организация работы

Высшим руководящим органом Центра является Совет, который:

  • Утверждает план работы;
  • Заслуживает информации по итогам деятельности;
  • Регулярно обслуживает все организационные и материальные вопросы;
  • Анализирует деятельность за определенный период;
  • Организует информацию среди членов комитета;
  • Решает все текущие вопросы по содержанию деятельности;
  • Назначает на очередные мероприятия ответственных исполнителей.