Цель: Ознакомить учащихся с понятием склонения имени существительного.
Задачи:
- Образовательные:
- установить отличительные признакиимен существительных 1, 2, 3 склонений
- научить определять склонение имен существительных.
- Развивающие:
- развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род
- развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
- Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебники «Русский язык. 3 класс»; орфографический словарь, карточки для дифференцированной работы; таблица склонений.
План урока.
1. | Организационный момент | – 1 мин. |
2. | Чистописание | – 7 мин. |
3. | Словарная работа | – 7 мин. |
4. | Изучение нового | – 15 мин. |
5. | Закрепление | – 15 мин. |
6. | Диагностика | – 5 мин. |
7. | Домашнее задание | – 1 мин. |
8. | Итог | – 1 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент
– Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Чистописание
На доске слова:
В.. р.. б.. и, т.. трад.., п.. л.. то, учит.. л.., к.. н.. ки, в.. рнут.., к.. рабл..
– Читать слова орфографически (учитель пишет пропущенные буквы)
– Что общего во всех словах? ( а) из словаря с непроверяемой безударной гласной; б) все слова пишутся с ь знаком.)
– Найдите лишнее слово (объясните). (вернуть – глагол, остальные – существительные)
– Что такое имя существительное? (часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет)
– Назовите грамматические признаки существительного? (имеет род, изменяется по числам и падежам)
– Как определить род?
– Как определить число?
– Как определить падеж?
– Какие можете назвать различия в данных словах?
(в нахождении и роли ь знака :
- в середине, после согласных и обозначает их мягкость (пальто, коньки)
- на конце слов после согласных (тетрадь, учитель, корабль))
– воробьи – пишется разделительный ь знак.
– В каких случаях пишется мягкий знак у имен существительных? (на конце сущ. ж. р. после шипящих).
– Цепочку букв для чистописания составьте самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен сущ. во мн. числе и ь знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. Какая цепочка у вас получилась?
вькь кьвь
– Напишите цепочку меняя попарно буквы местами.
– На какие группы можно разделить слова? (одуш. и неодушевленные имена сущ.; сущ. ед. и мн. числа; в зависимости от ь знака; по родам)
– Спишите слова, группируя их в зависимости от места и роли ь знака.
– Проверьте. (за доской)
тетрадь пальто воробьи учитель коньки корабль
– Эти слова можно разделить еще по 1 признаку. А как это сделать мы узнаем на уроке.
3. Словарная работа
– Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.
– 1 буква задуманного слова является глухой согласной в 1 слоге слова комната (к) ;
– 2 буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак (а);
– 3 буква – звонкий согласный, 2 раза встречающийся в слове квартира (р);
– 4 буква – непроизносимая согласная в слове лестница (т);
– 5 буква – безударная гласная в слове моря (о);
– с 6 буквы начинается слово флаг (ф);
– 7 буква – непроверяемая безударная гласная в слове береза (е) ;
– с 8 буквы начинается 2 слог в слове молоко (л) ;
– 9 буква – условный знак, применяемый для обозначения мягкости согласных (ь) ;
– Какое слово получилось? (картофель)
– Что такое картофель? (продукт питания, растет в земле, в пищу употребляются клубни).
– Это слово пришло в русский язык из немецкого, в немецкий попало из итальянского, а в итальянский из латинского. Вот какое слово – путешественник. В переводе с латинского языка слово картофель обозначает «земляная шишка». В Россию картофель привез царь Петр 1 из Голландии.
– Найдите слово в орфографическом словаре, запишите, поставьте ударение. В какой столбик запишем это слово?
– На правописание каких букв следует обратить внимание? (а, е)
– Произнесем слово по слогам, орфографически.
– В своей речи мы употребляем слово «картошка», но принята литературная норма – «картофель».
– Составьте предложение с этим словом, так чтобы в предложении были однородные члены. (Осенью с огорода мы собрали славный урожай картофеля и свеклы.)
– Разберите по членам предложения и укажите части речи.
Ф-ка:
– Я читаю имена сущ., если
сущ. м. р. – руки вверх;
сущ. ж. р. – руки в сторону;
сущ. с. р. – подпрыгнули.
(Завод, лента, озеро, язык, рука, театр, цирк, школа, метро, ученик, окно)
4. Изучение нового
– Во время минутки чистописания, в словарной работе, в ф-ке мы использовали имена сущ. Значит на уроке мы будем говорить об этой части речи.
1) Работа в группах.
1 группа – изменяет по падежам слова дядя, сова;
2 группа – изменить по падежам слово слон, животное;
3 группа – изменить по падежам слово дочь.
– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)
– Чем отличаются? (окончанием)
– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)
– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.
1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я.
2 столбик – м. р. с ; с.; с. р. с окончанием -о, -е.
3 столбик – ж. р. ь с
Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.
К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с и с. р. и с. р. с окончанием -о, -е.
К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь .
– Читаем вывод в учебнике стр. 26.
– Как определить склонение имени сущ.? (Чтобы определить склонение имени сущ. надо определить род и посмотреть на).
Ф-ка:
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево.
Наконец, присядьте смело!
Поработаем руками,
Поработаем ногами!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!
5. Закрепление (работа с учебником)
-
– Вернулись к словам, с которыми мы работали в начале урока. По какому признаку еще можно было разделить слова на группы? (по склонениям : воробей, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель – 2 склонение; тетрадь – 3 склонение).
-
стр. 27 учебника, упр. 2
– Найдите слова, которые подходят по схеме (ребенок, дедушка). -
стр. 27 учебника (давай подумаем)
– Найдите лишнее слово в каждой строке и докажите.
1 строка – часть, шинель - 3 склонения, а остальные – 2 склонения.
2 строка – шампунь, тюль – 2 склонения, а остальные – 3 склонения. - Работа в парах.
а) – записать 2 сущ. м. р. 1 и 2 склонения;
б) – записать 2 сущ. ж. р. 1 и 3 склонения.
– Обсудите, какие слова вы запишите.
– Проверяем.
6. Диагностика (дифференцированно)
Низкий уровень:
- Определить род имен существительных.
а) сахар, кот, мост –
б) тетя,луна,лошадь –
- Найди лишнее слово:
диван, стул, дверь, шкаф, стол.
- Определи склонение имен существительных.
а) лень, рожь, мышь –
б) озеро, стол, животное –
Средний уровень :
-
Отметь + все имена сущ. м. р.
а) ладонь
б) огонь
в) окунь
г) ткань
д) пень -
Отметь + все имена сущ. с. р.
а) поле
б) сравнение
в) скорость
г) чувство
д) санаторий -
Отметь + все сущ. 3 склонения.
а) молодежь
б) конь
в) день
г) огонь
д) горечь - 4. Отметь + все сущ. 1 сконения.
а) дядя
б) страна
в) семья
г) зеркало
д) Степа
Высокий уровень.
-
Отметь + все сущ. м. р.
а) соболь
б) метель
в) уголь
г) рояль
д) соль -
Отметь + все сущ. с. р.
а) гербарий
б) облако
в) уравнение
г) письмо
д) полет -
Отметь + все сущ. 3 склонения.
а) зверь
б) метель
в) уголь
г) олень
д) радость - Отметь + все сущ. не 1-го склонения.
а) свекла
б) дедушка
в) рог
г) земля
д) Коля
7. Домашнее задание
– Запишите по 5 имен сущ. 1, 2, 3 склонения.
8. Итог
– О каком новом грамматическом признаке имени сущ. мы сегодня узнали на уроке?
– Как определить склонение имени сущ.?
– Что запомнили?
ЛИТЕРАТУРА.
- «Программа четырехлетней начальной школы». Москва, «Вентана-Граф», 2004 г.
- С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. Учебник «Русский язык. 3 класс» Москва, «Вентана-Граф», 2005 г.
- Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 1, 5; 2005 г. № 10.
- Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Москва, «Владос», Гуманитарный издательский центр, 2003 г.