Урок русского языка в 3-м классе по теме "Склонение имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: Ознакомить учащихся с понятием склонения имени существительного.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • установить отличительные признакиимен существительных 1, 2, 3 склонений
    • научить определять склонение имен существительных.
  2. Развивающие:
    • развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род
    • развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебники «Русский язык. 3 класс»; орфографический словарь, карточки для дифференцированной работы; таблица склонений.

План урока.

1. Организационный момент 1 мин.
2. Чистописание 7 мин.
3. Словарная работа 7 мин.
4. Изучение нового 15 мин.
5. Закрепление 15 мин.
6. Диагностика 5 мин.
7. Домашнее задание 1 мин.
8. Итог 1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Чистописание

На доске слова:

В.. р.. б.. и, т.. трад.., п.. л.. то, учит.. л.., к.. н.. ки, в.. рнут.., к.. рабл..

Читать слова орфографически (учитель пишет пропущенные буквы)

– Что общего во всех словах? ( а) из словаря с непроверяемой безударной гласной; б) все слова пишутся с ь знаком.)

– Найдите лишнее слово (объясните). (вернуть – глагол, остальные – существительные)

– Что такое имя существительное? (часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет)

– Назовите грамматические признаки существительного? (имеет род, изменяется по числам и падежам)

– Как определить род?

– Как определить число?

– Как определить падеж?

– Какие можете назвать различия в данных словах?

(в нахождении и роли ь знака :

  1. в середине, после согласных и обозначает их мягкость (пальто, коньки)
  2. на конце слов после согласных (тетрадь, учитель, корабль))

– воробьи – пишется разделительный ь знак.

– В каких случаях пишется мягкий знак у имен существительных? (на конце сущ. ж. р. после шипящих).

– Цепочку букв для чистописания составьте самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен сущ. во мн. числе и ь знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. Какая цепочка у вас получилась?

вькь кьвь

Напишите цепочку меняя попарно буквы местами.

– На какие группы можно разделить слова? (одуш. и неодушевленные имена сущ.; сущ. ед. и мн. числа; в зависимости от ь знака; по родам)

– Спишите слова, группируя их в зависимости от места и роли ь знака.

– Проверьте. (за доской)

тетрадь пальто воробьи учитель коньки корабль

– Эти слова можно разделить еще по 1 признаку. А как это сделать мы узнаем на уроке.

3. Словарная работа

Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.

– 1 буква задуманного слова является глухой согласной в 1 слоге слова комната (к) ;

– 2 буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак (а);

– 3 буква – звонкий согласный, 2 раза встречающийся в слове квартира (р);

– 4 буква – непроизносимая согласная в слове лестница (т);

– 5 буква – безударная гласная в слове моря (о);

– с 6 буквы начинается слово флаг (ф);

– 7 буква – непроверяемая безударная гласная в слове береза (е) ;

– с 8 буквы начинается 2 слог в слове молоко (л) ;

– 9 буква – условный знак, применяемый для обозначения мягкости согласных (ь) ;

– Какое слово получилось? (картофель)

Что такое картофель? (продукт питания, растет в земле, в пищу употребляются клубни).

– Это слово пришло в русский язык из немецкого, в немецкий попало из итальянского, а в итальянский из латинского. Вот какое слово – путешественник. В переводе с латинского языка слово картофель обозначает «земляная шишка». В Россию картофель привез царь Петр 1 из Голландии.

– Найдите слово в орфографическом словаре, запишите, поставьте ударение. В какой столбик запишем это слово?

– На правописание каких букв следует обратить внимание? (а, е)

– Произнесем слово по слогам, орфографически.

– В своей речи мы употребляем слово «картошка», но принята литературная норма – «картофель».

– Составьте предложение с этим словом, так чтобы в предложении были однородные члены. (Осенью с огорода мы собрали славный урожай картофеля и свеклы.)

– Разберите по членам предложения и укажите части речи.

Ф-ка:

Я читаю имена сущ., если
сущ. м. р. – руки вверх;
сущ. ж. р. – руки в сторону;
сущ. с. р. – подпрыгнули.

(Завод, лента, озеро, язык, рука, театр, цирк, школа, метро, ученик, окно)

4. Изучение нового

Во время минутки чистописания, в словарной работе, в ф-ке мы использовали имена сущ. Значит на уроке мы будем говорить об этой части речи.

1) Работа в группах.

1 группа – изменяет по падежам слова дядя, сова;
2 группа – изменить по падежам слово слон, животное;
3 группа – изменить по падежам слово дочь.

– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)

– Чем отличаются? (окончанием)

– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)

– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.

1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я.
2 столбик – м. р. с ; с.; с. р. с окончанием -о, -е.
3 столбик – ж. р. ь с

Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.

К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с и с. р. и с. р. с окончанием -о, -е.
К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь .

– Читаем вывод в учебнике стр. 26.

– Как определить склонение имени сущ.? (Чтобы определить склонение имени сущ. надо определить род и посмотреть на).

Ф-ка:

Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево.
Наконец, присядьте смело!
Поработаем руками,
Поработаем ногами!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!

5. Закрепление (работа с учебником)

  1. – Вернулись к словам, с которыми мы работали в начале урока. По какому признаку еще можно было разделить слова на группы? (по склонениям : воробей, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель – 2 склонение; тетрадь – 3 склонение).

  2. стр. 27 учебника, упр. 2
    – Найдите слова, которые подходят по схеме (ребенок, дедушка).

  3. стр. 27 учебника (давай подумаем)
    – Найдите лишнее слово в каждой строке и докажите.
    1 строка – часть, шинель - 3 склонения, а остальные – 2 склонения.
    2 строка – шампунь, тюль – 2 склонения, а остальные – 3 склонения.

  4. Работа в парах.
    а) – записать 2 сущ. м. р. 1 и 2 склонения;
    б) – записать 2 сущ. ж. р. 1 и 3 склонения.

– Обсудите, какие слова вы запишите.

– Проверяем.

6. Диагностика (дифференцированно)

Низкий уровень:

  1. Определить род имен существительных.
    а) сахар, кот, мост –
    б) тетя,луна,лошадь –
  1. Найди лишнее слово:
    диван, стул, дверь, шкаф, стол.
  1. Определи склонение имен существительных.
    а) лень, рожь, мышь –
    б) озеро, стол, животное –

Средний уровень :

  1. Отметь + все имена сущ. м. р.
    а) ладонь
    б) огонь
    в) окунь
    г) ткань
    д) пень

  2. Отметь + все имена сущ. с. р.
    а) поле
    б) сравнение
    в) скорость
    г) чувство
    д) санаторий

  3. Отметь + все сущ. 3 склонения.
    а) молодежь
    б) конь
    в) день
    г) огонь
    д) горечь

  4. 4. Отметь + все сущ. 1 сконения.
    а) дядя
    б) страна
    в) семья
    г) зеркало
    д) Степа

Высокий уровень.

  1. Отметь + все сущ. м. р.
    а) соболь
    б) метель
    в) уголь
    г) рояль
    д) соль

  2. Отметь + все сущ. с. р.
    а) гербарий
    б) облако
    в) уравнение
    г) письмо
    д) полет

  3. Отметь + все сущ. 3 склонения.
    а) зверь
    б) метель
    в) уголь
    г) олень
    д) радость

  4. Отметь + все сущ. не 1-го склонения.
    а) свекла
    б) дедушка
    в) рог
    г) земля
    д) Коля

7. Домашнее задание

Запишите по 5 имен сущ. 1, 2, 3 склонения.

8. Итог

О каком новом грамматическом признаке имени сущ. мы сегодня узнали на уроке?

– Как определить склонение имени сущ.?

– Что запомнили?

ЛИТЕРАТУРА.

  1. «Программа четырехлетней начальной школы». Москва, «Вентана-Граф», 2004 г.
  2. С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. Учебник «Русский язык. 3 класс» Москва, «Вентана-Граф», 2005 г.
  3. Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 1, 5; 2005 г. № 10.
  4. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Москва, «Владос», Гуманитарный издательский центр, 2003 г.