Цель: формирование у учащихся новых понятий о строении и роли органов зрения, о связи органов зрения с нервной системой, о гигиене зрения, профилактике болезней; обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса.
Оборудование и материалы: заготовки тестов, буклеты, компьютерная презентация, рабочие тетради.
Ход урока:
1. Орг. момент. Постановка цели урока.
- Ребята, почему мы с вами так много говорим о здоровье, изучаем свой организм? Прочитайте поговорку. Что значит – «беречь как зеницу ока»?
Чем человек должен дорожить? Конечно, своим здоровьем!
2. Повторение ранее изученного материала.
- Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
-О каких органах чувств говорится в стихотворении?
-Соедините линиями названия органов чувств с той ролью, которую они выполняют.
- Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?
3. Введение нового материала.
1. Посмотрите на эти предметы и попробуйте догадаться, о каком органе чувств мы сегодня будем говорить на уроке. Объясните!
- Конечно, это глаза – органы зрения. Их ещё называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!
- Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где же парта, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
- Какую же роль для человека играют органы зрения?
2. - Интересно, а животные видят так же как мы?
- Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
- У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад.
- А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
- А пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.
- У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть - цвета не различает. Зато этой частью глаз стрекоза легко различает на фоне неба мошек, которыми питается.
- У пауков-скакунов восемь глаз: два больших и шесть маленьких. Большие снабжены мышцами и позволяют пауку следить за добычей, оставаясь неподвижным. А маленькие расположены так, что паук замечает все происходящее сзади и сверху.
- У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров.
- У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти животные хорошо видят в темноте.
- У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного - голубого кита. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.
- У всех представителей животного мира разные глаза.
- С чем это связано? (с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут).
- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян).
- Что мы можем узнать о предмете с помощью глаз? (Цвет, форму, размер предмета.)
3. – Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза)
- Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как?
(Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её - вымоет).
- На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко.
Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.
- Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется?
(Радужная – радуга – цветная. )
У разных людей она разная. Посмотрите друг другу в глаза. Какого цвета ваша радужная оболочка?
- В самом центре радужной оболочки находится зрачок. А как вы думаете, какую роль он играет? Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Как в фотоаппарате! Так регулируется поток света.
Заглянем во внутрь глаза! Кто подскажет , где роговица, радужка, зрачок? Внутри глазное яблоко заполнено стекловидным телом, похожим на желе. Роговица переходит в склеру – защитную оболочку.
- За зрачком находится особое образование, похожее на линзу – это хрусталик.
Хрусталик крепится на специальных мышцах и может меняться: быть вогнутым, выпуклым, плоским. Он даёт нам резкость изображения, и мы отчётливо видим то, на что смотрим. Но, когда глаза устают, мышцы ослабевают, становится плохо, не чётко видно.
- Что мы делаем?
- Тогда мы прищуриваем глаза, тем самым меняем положение хрусталика.
4. - А чтобы наши глаза не устали, мы сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
- Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
- Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками пальцев.
- Делай круговые движения глазами:
Налево - вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повтори 10 раз. - Вытяни вперёд руку. Следи за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом отодвигай обратно. Повтори 5 раз.
- Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд.
5. - На противоположной части глазного яблока расположена очень важная оболочка – сетчатка.
Почему такое название? Сеточка. Восприятие изображения происходит благодаря специальным клеткам – палочкам и колбочкам, расположенным на сетчатке. Колбочки воспринимают цвет, причём могут это делать только когда светло. А с наступлением темноты, их сменяют палочки. Палочки не обеспечивают цветное зрение. Поэтому ночью мы цвета не различаем.
- Посмотрите, можно ли определить, какого цвета эти кошки?
- Так мы видим ночью. Есть даже такая поговорка «Ночью все кошки серы»!
-А так – днём!
- Изображение на сетчатке мы получаем в перевёрнутом виде. По зрительному нерву сигналы от сетчатки идут в головной мозг, мозг обрабатывает изображение, переворачивает его, и мы воспринимаем то, что видим.
6. - В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более ста лет назад. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло множество людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повезти поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что его глаза не различают цвета.
Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.
7.- А как вы думаете, одинаково ли глаза видят предмет?
- Давайте проведём небольшую исследовательскую работу. Закройте пальчиком вытянутой руки изображение на доске. Закройте один глаз. Потом другой. Что заметили?
- Каждый глаз видит предмет немного по – своему, но ведь мы смотрим двумя глазами сразу. Посмотрите на рисунок в учебнике, на стр.46.
-Какой вывод мы можем сделать?
Мозг улавливает различия двух изображений и соединяет их очень точно. Мы видим предмет объёмным.
8. - Вы слышали такое выражение «обман зрения»? Что оно обозначает?
Скорее, это ошибка мозга, а не глаз!
Проведём эксперимент. (Работа в тетради).
9. - Вот какой сложный механизм – наши глаза. И такой сложный механизм нуждается в бережном отношении.
- А вы любите свои глаза? (Тест)
Рядом с каждым утверждением теста вы поставьте себе плюс или минус.
Тест «Берегу ли я свое зрение?»
- Я всегда читаю и пишу сидя за столом.
Да (+) нет (-) - Я не читаю лежа.
Да (+) нет (-) - Я не читаю, когда еду в транспорте.
Да(+)нет(-) - Когда я рисую, то свет падает слева.
Да (+) нет (-) - Если у меня болят глаза, то я обращаюсь к врачу.
Да (+) нет (-)
- Посчитайте свои плюсы.
- Те ребята, у которых 5 плюсов, правильно, бережно относятся к своему зрению, остальным нужно заняться исправлением плохих привычек, чтобы не повредить свои глаза.
10. - А теперь посмотрите, что для глаз вредно, а что полезно.(Слайд)Зачеркните то, чего делать нельзя.
- А что же полезно для наших глаз?
11. -Какие правила гигиены зрения вы можете предложить?
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книжку не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану,
И смотри не всё подряд,
Лишь передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра-
От стола до ваших глаз
Должно быть 35-40 сантиметров.
В темноте нельзя читать,
Чтобы глаз не утомлять!
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
- Ну, а чтобы вы всегда заботились и берегли своё зрение, я приготовила вам буклеты.
Итог.
- Итак, почему же наши глаза можно назвать «окном в окружающий мир»?
Откуда пошла поговорка «Беречь как зеницу ока»? (Зеница – это центр глаза, зрачок, хрусталик. А бережёт его – веко.)
Домашнее задание.
-Дома вы, прочитав параграф №13, подпишите в буклете части глаза. Узнайте, как оказать первую помощь при травме глаза.
Закрепление.
А теперь, давайте решим ребус!
- Верхний защитный слой глаза (роговица)
- Природная линза (хрусталик)
- Цветная оболочка глаза (Радужка)
- Тёмное отверстие глаза, через которое попадает свет. (Зрачок).
- Слой клеток, на котором отражается изображение предмета (Сетчатка).