Информационные технологии на уроках ОПК (Основы православной культуры) в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Ход урока

Свято-Введенская Оптина пустынь (Слайды 4-7)

Пустыни появляются с ХIУ века, это монастыри типа скитов, или отшельнических монастырей. Основателями таких пустынь становились православные подвижники, по призванию уходившие от мира, они уединялись в лесах или пустынях для сосредоточенной духовной жизни, для строжайших постов и безмолвия, таких подвигов искали ради обретения молитвы. Свято-Введенская Оптина пустынь — когда-то скромная, небогатая пустынька в Козельске Калужской губернии. Основал её, по преданию, старец Опта, бывший атаман разбойничьей шайки, которая хозяйничала когда-то в козельских лесах. Какое-то необычное событие в жизни Опты заставило его внезапно и глубоко раскаяться в своих злодеяниях и удалиться в пустынь в надежде на спасение. Несколько веков Оптина пустынь претерпевала большие трудности, пребывая в нищете, а в ХУIII веке здесь оставалось всего двое монахов-стариков, один из которых — слепой.

Но Оптиной пустыни суждено было возродиться и прославить на русской земле традиции иноческого старчества — древний вид и порядок постоянного руководства старца духовной жизнью инока при его полном и добровольном доверии. Возрождение старчества связано в России с именем знаменитого духовного руководителя, наставника — молдавского старца Паисия Величковского. Его ученик Афанасий благословил своих духовных чад — братьев Моисея и Антония Путиловых возродить Оптину пустынь. Первым оптинским старцем стал последователь Паисия Величковского отец Леонид, в схиме — Лев. Потом были старцы: Макарий, Амвросий, Моисей, Исаакий, Иларион, Антоний, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсанофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Исаакий (Бобриков), Никон Оптинские. Влияние старчества далеко распространилось за пределами монастыря. А к концу ХIХ века, когда в российском, как и в западном, обществе начало распространяться безверие, Оптина пустынь стала лечебницей израненных, нередко тронутых сомнением, но ищущих цельности и гармонии душ.

Здесь были Ф.М.Достоевский, А.К.Толстой, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и многие другие известные писатели, философы, учёные. В 1821 году на монастырской пасеке возник знаменитый Оптинский скит, где жили старцы. В 1918 году обитель была закрыта, превращена в лесопильную артель, а скит — в дом отдыха Союза писателей СССР. Монахов расстреляли или отправили на Соловецкие острова. 17 ноября 1987 года монастырь возвращён Русской Православной Церкви. В октябре 1988 года прошла церемония обретения мощей 12 оптинских старцев. Согласно публикациям, в это время космонавты В. Поляков, С. Крикалев и А. Волков, пролетая на орбитальной станции «Мир» в районе Калужской области видели мощный столб света.

Храм Покрова на Нерли (Слайд 8)

Действующая церковь и выдающийся памятник архитектуры владимиро-суздальской школы, находится во Владимирской области, близ Боголюбова, при впадении Нерли в Клязьму. Построен в 1165 году. Белокаменный одноглавый крестово-купольного типа храм отличается удивительной гармонией пропорций и изяществом украшения.

Нилово-Столобенская пустынь мужской монастырь (Слайд 9)

Мужской монастырь на одном из островов озера Селигер. В 1528 году на этот, тогда необитаемый остров Столобный, прибыл преподобный Нил и в течение 27 лет совершал здесь беспримерный молитвенный подвиг за грешников. Умер преподобный Нил 7 декабря 1554 года на молитве, а в 1555 году на остров прибыл иеромонах Герман, построил над могилой преподобного Нила деревянную часовню и поселился на острове вместе с игуменом Антонием. В 1594 году иеромонах Герман испросил и получил у патриарха Иона благословение на устроение мужского монастыря с общежитийным уставом «по типу древних палестинских обителей». В 1927 году закрыта. Нилова пустынь, возрождена в 1990 году.

Казанский собор (Слайд 10)

Казанский храм построен на Красной площади в Москве во имя Казанской иконы Божией Матери (в ознаменование избавления России от польского нашествия) на средства первого царя династии Романовых Михаила Фёдоровича и освящён в 1636 году. Неоднократно перестраивался (в 1760 г., 1805 г., 1825 г., 1865 г.). В 1990 – 1993 гг. был отреставрирован под руководством архитектора П.Д.Барановского на средства прихода. Был захвачен обновленцами, а в 1936 году снесён. Восстановлен в 1990 – 1993 гг., освящён 4 ноября 1993 года.

Свято-Троицкий храм в Удельной (Слайд 11)

Свято-Троицкий храм назван в честь Живоначальной Троицы в селении «Удельная», под Москвой, построен в конце XIX века, вобрал в себя многие черты деревянного зодчества (шатёр, узорная резьба карнизов, кружевные наличники).

Софийский собор в Новгороде (Слайды 12-13)

Софийский собор в Новгороде – один из древнейших храмов на Руси (1045-1050 гг.), был построен через 8 лет после собора Святой Софии в Киеве. В тайниках новгородского Софийского собора хранилась государственная казна. Здесь собирался Совет Господ, на хорах собора располагалось самое древнее из сохранившихся до наших дней книжное собрание Руси, у стен храма зачастую собиралось новгородское вече – в течение многих десятилетий собор был центром не только религиозной, но и культурно-политической жизни Новгородской республики.

Храм Христа Спасителя (Храм Рождества Христова) (Слайды 14-15)

Храм Христа Спасителя (Храм Рождества Христова) был построен в Москве, на месте Алексеевского женского монастыря, по проекту архитектора Константина Андреевича Тона (1794—1881 гг.) в честь победы России над армией Наполеона. Закладка храма состоялась 10 сентября 1839 года, освящение храма — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 году храм был взорван. Работы по восстановлению храма начались в 1994 году по инициативе писателей России и благословению патриарха Алексия II. Торжественная закладка нового храма состоялась 7 января 1995 года (праздник Рождества Христова и престольный праздник храма Христа Спасителя). По инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II первое богослужение состоялось 23 апреля 1995 года вечером первого дня Пасхи на строительной площадке, когда стен храма ещё не было. Храм в целом воссоздан в мае 1996 года, но работы продолжались до 2000 года. Верхний храм — Рождества Христова, нижний — Спасо-Преображенский. Храм Христа Спасителя стал самым грандиозным церковным сооружением за всю историю России. Высота храма с крестом (103,3 м) выше колокольни «Иван Великий». В зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя проходят заседания Священного Синода, Всемирного Русского народного собора, Международные Рождественские Чтения и другие важнейшие мероприятия духовной жизни.

Троицкий собор в Серпухове (Слайд 16)

Есть тайна и у древнейшего Троицкого собора. Архитектура его аналогична архитектуре поволжских соборов, наличники на окнах напоминают наличники на храмах в Чебоксарах, а колокольня построена гораздо позже храма (что уже само по себе необычно!). Троицкий собор стоит на Соборной горе. Посмотришь отсюда вниз, увидишь цепочку переливающихся на солнце золотых куполов других серпуховских церквей.

Воскресенский собор (Слайд 17)

На крутых берегах Волги, в 50 километрах от Ярославля, раскинулся очаровательный русский городок Тутаев. На правом берегу высится Воскресенский собор. Тут хранятся книга «Синодик» (исторический документ, по которому можно проследить родословную многих жителей города), написанная более 300 лет назад, и одна из самых почитаемых икон в России – уникальный образ Спаса. Почерневший от времени, но по- прежнему творящий чудеса и исцеляющий людей.

Воскресенский собор (Слайды 18-19)

Историко–архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» находится на территории действующего монастыря. Великий патриарх Никон основал обитель в XVII веке. Его замысел был грандиозен, Никон задумал возвести на русской земле точное подобие святынь древнего Иерусалима. Так появились здесь Сион, Фавор, Гефсиманский сад, Давидов дом…Мощные каменные стены в голубоватой дымке, сияющие на солнце золотые купола – это величественный Воскресенский собор в г. Истра. Несмотря на то, что он создан по чертежам палестинского храма, собор имеет русский стиль. На его стенах – майолика (плитка, покрытая цветной глазурью). Украшенный разноцветными изразцами собор выглядит очень нарядно. Есть здесь и уникальные объёмные изразцы: виноградные гроздья, херувимчики, цветы. К западу от Воскресенского собора находится ротонда, в которой располагается часовня Гроба Господня, а с северной стороны – церковь Успения Пресвятой Богородицы, где в ковчежце хранится длань святой Татьяны. Тот, кто приложится к ковчегу, избавится от болезней и несчастий. На территории монастыря бьёт святой целебный источник – Силоамская купель (такая же есть в Иерусалиме, о которой написано ещё в Евангелии от Иоанна).

Храм Святого Георгия (Юрьев монастырь) (Слайды 20-21)

Храм Святого Георгия или Юрьев монастырь находится в Великом Новгороде. Это один из древнейших памятников русского зодчества. Он был построен в 1119 году. А летописи повествуют об этом храме, что возвёл его мастер Пётр. Это первый русский зодчий, чьё имя сохранилось в историческом документе. Летопись – древнейшие литературные и исторические памятники, от слова «лето», что в старину означало не только время года, но и год.

Храм Василия Блаженного (Слайды 22-23)

Храм Василия Блаженного (Храм Покрова Богородицы что на Рву) – расположен на Красной площади Москвы, построен в 1555-1561 гг. по указу царя Иоанна Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства. Зодчие: Барма и Постник (по некоторым предположениям одно и то же лицо). Первоначально на этом месте в 1552 году (после завоевания Казанского ханства) был построен каменный Троицкий собор (храм Святой Троицы), а в 1555-1561 гг. на месте деревянных церквей был воздвигнут девятиглавый и девятипрестольный храм, в ансамбль которого вошёл и Троицкий собор. Престолы освящены в память празднования, дни которых ознаменовались победами при взятии Казани. В 1588 году над могилой святого Василия Блаженного, погребённого у стен Троицкого собора, был построен и освящён в его честь новый придел, давший храму второе имя. В 1670-1690 гг. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами.

Свято-Данилов монастырь (Слайд 24)

Свято-Данилов монастырь – московский мужской монастырь, основан в 1282 году святым благоверным князем Московским Даниилом Александровичем. С середины XIX века – место погребения многих иерархов Церкви и деятелей русской культуры. В храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов находится рака с частицей святых мощей благоверного кн. Даниила, икона благоверного. В храме преподобного Серафима Саровского находится икона прп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей, частью мантии и чётками.

Новодевичий монастырь (Слайд 25)

Новодевичий монастырь – московский женский монастырь, основан в 1524 году великим князем Василием III. Тогда это был пригород Москвы – Девичье поле, отсюда название монастыря. На территории монастыря в XVI веке возникло Новодевичье кладбище, потом распространилось за стеной монастыря. Здесь похоронены видные деятели русской культуры, учёные, государственные и военные деятели.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Слайд 26)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове (г. Москва) – построен в 1634 – 1635 гг. в вотчине князя Димитрия Пожарского на месте более древней деревянной церкви, известной с 1620 года. Колокольня пристроена в XIX веке. Храм не закрывался, здесь сохранились иконы XVII – XVIII веков. Престолы: главный – Покрова Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, Девяти мучеников Кизических, в подклете – иконы Божией Матери «Знамение».

Спасо-Андроников монастырь (Слайд 27)

Спасо-Андроников монастырь - находится в Москве на берегу Яузы, основан в 1360 году, первым игуменом был ученик преподобного Сергия Радонежского преподобный Андроник. В монастыре работали и отсюда уходили расписывать Благовещенский собор Московского Кремля, а потом – Успенский собор во Владимире и ещё позднее – Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря (Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) «андрониковские старцы» Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Теперь здесь – Музей – заповедник древнерусского искусства им. А.Рублёва.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра (г. Сергиев Посад) (Слайд 28)

Богоявленский собор в Елохове (г. Москва) (Слайд 29)

Дополнительные материалы:
Презентация
Аудиоприложение