Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя при подготовке детей к обучению в школе

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку нужно усвоить эти знания не механически, а осмысленно, т.е ребенку нужно осознавать все то, что он усваивает. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них мыслительной активности и грамотной речи. Это одно из основных условий успешного обучения ребенка в школе.

Задержка речевого развития (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный словарный запас) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. И как результат ребенок, чествуя свою неуспешность, не желает играть и занимается как с детьми, так и со взрослыми.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Поэтому особенно важно активно развивать крупную и мелкую моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работая воспитателем  девять лет в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, я заинтересовалась этой проблемой.

На протяжении последних пяти лет, мною был накоплен педагогический опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, а так же было отмечено, что большего эффекта в организации развития речи детей, можно достичь через развитие их мелкой моторики рук. В связи с этим я организовала данную работу в период продуктивной деятельности, а именно на занятиях по конструированию, аппликации, лепке.

На занятиях я использовала не традиционные техники изобразительного искусства:

– пластилинография - лепка картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;

– метод волшебного рисунка - углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение ( домик, елочка…), затем кистью краска наносится сверху на все изображение, вследствие того , что краска не ложиться на жирное изображение свечой- рисунок появляется перед глазами детей как бы внезапно;

– разрисовка маленьких камешков, мы использовали морские камешки, они гладкие и маленькие, сама форма камешка подсказывает ребенку, какой образ в данном случае создать.

Данные техники очень заинтересовали детей, т. к. они необычны и доступны сознанию каждого ребенка.

В продуктивных видах деятельности мы работали с разным материалом: пластилин, сухие листья, бумага, краски, мелки.

Из практики видно, что дети любят работать коллективно.

Вместе с детьми были созданы коллективные работы:«Осенний коллаж», «Птицы на ветке», « Осеннее Дерево», «Елочка красавица», « Снегири на ветке», « Необычный поезд», « Наш перекресток».

В педагогическом процессе мною были организованы занятия в виде игр. Их содержание направлено на решение задач по развитию моторики, закреплению знаний об окружающей действительности и развитию речи.

В нашей группе на протяжении последних двух лет работает кружок «Умелые ручки». (тематический план работы вПриложении1). Работы, которые были сделаны в кружке, участвовали в конкурсах.

Например, поделка детей « Чудо- дерево» заняло 1 место в конкурсе ДОУ среди творческих работ детей в рамках реализации программы « Разговор о правильном питании».

«Соломенные куклы» были выставлены в областном краеведческом музее в рамках фестиваля кукольного дизайна « Золотой ключик».

Таким образом, дети периодически представляли результаты своей деятельности общественности.

В результате проведенной работы достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Однако на фоне положительных результатов, отмечается наличие у детей низкой познавательной активности. В связи с этим было принято решение активно организовать в группе экспериментирование.

В данном направлении мною изучена литература:

  • – Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой.
  • – Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира.

После чего я уделила внимание организации экспериментирования детей с объектами неживой природы.

Мною был оформлен каталог опытов с неживой природой. Обновлен уголок опытно-экспериментальной деятельности детей.

Исследования вызывают огромный интерес у детей, а заодно развивают их мелкую моторику.

На основе проводимой мной экспериментальной работы с детьми, я постаралась выработать рекомендации для воспитателей:

– проводить опыты и эксперименты можно не только на занятиях, но и в момент приема пищи, в играх, на прогулке (эксперимент должен пронизывать все сферы детской деятельности);

– рекомендуется создать уголок экспериментирования в каждой группе, в соответствии с предъявленными требованиями к его оформлению и содержанию;

– для поддержания интереса к экспериментированию необходимо практиковать задание детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного персонажа.

В уголке экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Например: игрушки - Совунья, Каркуша.

Экспериментальный уголок я дополнила ванночками для песка и воды.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Я использовала их на развитие мелкой моторики рук. Однажды, наблюдая за игрой детей в песочнице, я заметила, что они собирают на участке камешки, приносят в песочницу и выкладывают разные рисунки.

Дети подсказали мне, ведь камни тоже можно использовать в работе. Камни можно считать, использовать в решении задач, выкладывать из них буквы, цифры, разные фигуры.

Для развития познавательных способностей ребят я предложила родителям вместе с детьми собрать коллекцию камней. Коллекции оказались очень разнообразные: камни отличаются по цвету, форме, размеру. Собранные образцы мы положили в баночки каждому ребенку, для использования их в опытах. Для развития тактильного восприятия в группе был создан « Ящик ощущений» - это коробка, по бокам отверстия, из которых выходят рукава. Ребенку необходимо просунуть руки в рукава и на ощупь определить размер, форму, его температуру и поверхность на ощупь.

В октябре мы с детьми выезжали на экскурсию в областной геологический музей, где нам показали и рассказали о камнях.

После экскурсии мы вместе с детьми оформили газету: «Мы разгадали загадки камней». В газете были представлены фотографии, рисунки с рассказами детей.

Усилиями родителей в группе был создан Музей камня.

Экспонаты музея постоянно пополняются.

В уголке природы была создана Альпийская горка, в этом году пополнили ее водопадом. Альпийская горка- это своеобразная модель горного ландшафта в уменьшенном виде. Она состоит из камней, почвы, растений.

Соответственно, можно выделить четыре исследовательских направления: изучение камней, изучение почв, изучение горных камней, изучение горных ландшафтов.

Для соблюдения системы в работе мною был создан каталог опытов с камнями « Мы -  геологи ».

Знакомство детей с камнями проходит по следующим темам: «Какие бывают камни», «Камни», «Живые камни», «Что такое горы», «Почему разрушаются горы», «Дымящиеся горы»(был создан макет вулкана), «Пещеры»(совместными усилиями детей и взрослых создали макет пещеры), «Кто живет в горах», «Магнит», «В гостях у хозяйки медной горы», «Как человек использует камни», «Драгоценные камни».

В связи с тем, что необходимо развивать речь детей и их познавательные способности нами была организована экскурсия в библиотеку дворца детского творчества « Ровесник ».

Библиотекарь рассказал нам о писателях и нашем земляке П.П.Бажове, о том, что в январе 2009 г у него будет юбилей 100 лет.

В библиотеке дети поближе познакомились с книгами писателя, его биографией, увидели выставку, посвященную юбилею Бажова.

После посещения библиотеке в группе были созданы картины: « Каменный цветок », «Хозяйка медной горы », « Серебреное копытце » и оформлена газета « По следам сказов Бажова» с фотографиями и рисунками о прошедшей экскурсии.

Успех коррекционного обучения зависит от того, насколько четко поставлена работа воспитателя и родителей. В настоящее время мы используем разные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Одна из форм – это родительские собрания.

Первая встреча с родителями проводилась в конце сентября после обследования детей. На первом собрании были освещены следующие вопросы: 

1. Задачи обучения детей в условиях коррекционной группы, где наиболее широко представлены направления работы по развитию общей и мелкой моторики.

2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.

3. Организация работы педагогов в течение учебного года.

4. Информация о содержании занятий в первый период обучения.

На протяжении учебного года, мною систематически проводились консультации для родителей по следующим темам:

  • « Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»,
  • « Как научить ребенка работать карандашом, ручкой, ножницами?»,
  • « Развитие графических навыков в старшей группе».

Консультации проводились как индивидуально, так и с подгруппами родителей. Консультации сопровождались демонстрации игр и выставками книг. Полезным для родителей продолжает оставаться посещение занятий. Родители получают возможность проследить за успехами детей, увидеть их трудности в общении с товарищами, познакомиться с обучающими приемами педагога.

К началу учебного года был оформлен « Уголок для родителей», где размещаются советы и рекомендации. Периодически информация меняется. Большой интерес у родителей вызвали следующие рекомендации:

  • « Что нужно ребенку для успешного овладения графикой письма»,
  • « Значение игр с природным материалом в познании окружающего мира».

В марте 2008 года с родителями группы проводился семинар практикум: по развитию мелкой моторики у детей « В стране пальчиковых игр».

Был разработан комплекс игр и упражнений с пальчиками и составлены памятки для родителей, где указывались стихи для использования в играх с детьми по развитию мелкой моторики рук.(игры с пальчиками без слов; речь с движениями).

Родители стали активными участников групповых конкурсов:

  • «Дымка – далекая и близкая» (изготовление дымковских игрушек из глины – дома);
  • «Гжель – чудесница»(раскрашивание посуды под гжель – дома);
  • «Азбука безопасности» (изготовление макетов по правилам дорожного движения).

После каждого конкурса подводились итоги, по результатам которых отмечены лучшие совместные работы родителей и детей.

Большое внимание в работе с родителями уделяется освещение вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специализированной группы.

С этой целью предусмотрено проведение игр–занятий, занятий по развитию мелкой моторики пальцев рук. Хочу поделиться частицей опыта проведения таких занятий и предлагаю конспект комплексного занятия, в подготовительной группе детей, с ограниченными возможностями здоровья.

«О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ КАМНИ».

Цели и задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами камня (тяжелый, легкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование его в жизни человека.
  2. Учить выполнять не сложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.
  3. Совершенствовать умение, составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу.
  4. Развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  5. Развивать мелкую моторику рук.
  6. Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, чувство  коллективизма.

Словарная работа:

Познакомить детей с новыми словами: геологи, шершавый, глобус. Активизировать словарь детей за счет слов: высокие, низкие, крутые, снежные, красивые.

Оборудование и материалы:

  1. Демонстрационный материал: глобус, «ящик ощущений», шкатулка с бисером и бусинками, кукла « хозяйка медной горы», разрезная картинка с изображением горы, коробка с набором камней, иллюстрации с изображением гор.
  2. Раздаточный материал: лупы, сосуды с водой, пипетки, бейджики, баночки с лимонным соком, монетки, пластилин, вазочки с налепом пластилина, коробочки с бисером и бусинками, таблицы исследования камней, цветные карандаши.

Предварительная работа:

  1. Создание коллекции изделий из камня.
  2. Создание выставки полезных минералов и горных пород Урала.
  3. Экскурсия в геологический музей, библиотеку дома культуры «Ровесник».
  4. Беседы по темам:« Какими бывают камни», « Что такие горы», « Как человек использует камни», « Подземная кладовая».
  5. Чтение художественной литературы: Сказка И.Н. Рыжова « О чем шептались камешки» Сказы П.П. Бажова: « Малахитовая шкатулка», « Огнивушка–поскакушка», « Хозяйка медной горы», « Серебряной копытце».
  6. Создание газет: « Мы разгадаем загадки камней», « В царстве сказов Бажова».
  7. Создание фотоальбомов: « Мы в музее», « Мы в библиотеке».
  8. Проведение игр: « Вспомни сказку», « Что исчезло», « Найди свой камень», « Я положил в рюкзак».
  9. Создание картин П.П. Бажова: « Серебряное копытце», « Хозяйка медной горы», « Каменный цветок».
  10. Создание вазы из пластилина способом налепа.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети стоят полукругом у стола, на котором стоит глобус.

Воспитатель. Ребята, что у нас на столе? (Глобус)

Воспитатель. Верно глобус – модель нашей планеты. Как называется планета, на которой мы с вами живем?( Земля)

Воспитатель. У земли есть каменная одежда. Там где эта одежда видна возвышаются горы.

2.Рассматривание глобуса.

Воспитатель. Давайте на глобусе найдем горы. Каким цветом они обозначены на глобусе.

Дети. Коричневым.

Воспитатель. Правильно коричневым, чем выше горы, тем цвет становится темнее.

3.Внесение воспитателем «Ящика ощущений»

Воспитатель. Ребята я принесла вам волшебный ящичек ощущений, в нем что то лежит, давайте на ощупь угадаем (1 – 2 ребенка подходят к ящику на ощупь определяют камень. Как вы думаете из чего образуются горы.(из камней ) Правильно горы  образуются из камней.

Какие они бывают?

Хотите посмотреть? (Да)

Давайте подойдем и рассмотрим иллюстрации с изображением гор. Что вы видите на иллюстрации.

Какие горы? ( Ответы детей)

4.Беседа по  иллюстрации и рассыпной картинке.

Воспитатель. Верно, высокие и низкие, крутые и пологие, снежные, красивые, разные.

Вам горы понравились? ( Да)

Посмотрите сюда, я вам принесла картинку. Ой? (картинка рассыпается на части и подает на пол). Что же делать.

Дети. Надо собрать.

Воспитатель. Давайте соберем ее. Что получилось?

Дети. Горы.

Воспитатель. Напомните мне, из чего образуются горы. Молодцы. Камни, это как бы кусочки гор. Давайте возьмем камни из коробочки и выложим на нашей картинке. Что у нас получилось? ( Горы)

Да настоящие горы. Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые ищут и исследуют камни? ( Геологи) Правильно геологи. Хотите стать геологами? ( Да)

5. Превращение детей в геологов с помощью волшебной палочки.

Воспитатель. Раз, два, три  - в геологов превратитесь вы. Сейчас мы геологи (надеваю бейджики детям) возьмем по камешку, который вам понравился, и пойдемте за столы, будем, как настоящие геологи  их исследовать.

6.Экспериментальная работа.

Воспитатель. Сели удобно, спинки прямые. Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень. Результаты исследований будете заносить в таблицу(образец таблицы в приложении2).

Опыт 1.

Воспитатель. Рассмотрите камни через лупу, какого они цвета. Отметьте в таблице какого цвета камни. (Дети отмечают цвет камня в таблице, цветными карандашами).

Опыт 2.

Воспитатель. Потрогайте камень. Какой он на ощупь. Гладкий как зеркало, или шершавый как щетка. (Обращаю внимание на таблицу) Отметьте в нужной графе галочкой.

Опыт 3.

Воспитатель. Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твердый как кирпич или мягкий как пластилин. ( Обращаю внимание детей на таблицу) Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.

Опыт 4.

Воспитатель. Опустите камень в воду. Что происходит?

Дети. Тонет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Тяжелый.

Воспитатель. Правильно – камень тяжелый как гиря.

Дети. Плавает.

Воспитатель. Почему?

Дети. Легкий.

Воспитатель. Легкий как воздушный шарик. Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.

Опыт 5.

Воспитатель. Возьмите камень, прислоните его к щеке. Какой он?

Дети. Холодный.

Воспитатель. Холодный - как снежинка.

Дети. Теплый.

Воспитатель. Теплый – как солнышко. Отметьте в таблице галочкой.

Опыт 6.

Воспитатель. Ребята, что будет, если мы капнем пипеткой сок лимона на камень?

Дети. Начинает «шипеть» появляются мелкие пузыри.

Воспитатель. Оказывается некоторые камни «шипят» на лимонный сок – как шипит газировка «Кока – колла», а некоторые нет. Отметьте в таблице галочкой.

7.Составление воспитателем рассказа о камне.

Воспитатель. Ребята, я тоже исследовала свой камень. Сейчас я расскажу о нем, используя таблицу.

Мой камень белого цвета, на ощупь он шершавый, твердый, холодный, по весу тяжелый, «шипит» на лимонный сок.

8.Составление рассказов детьми

Воспитатель. А теперь Ангелина расскажи о своем камне. (Рассказ) Матвей расскажи. (Рассказ).

ВЫВОД:

Воспитатель. Ребята, мы исследовали с вами камни, они разные: белые и черные и серые; гладкие и шершавые; твердые и мягкие; легкие и тяжелые; теплые и холодные; и камни, которые «шипят» под воздействием лимонного сока.

9. Физкультминутка.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «ГОРА И КАМЕШКИ».

Дети – камешки стоят все, вместе тесно прижавшись, друг к другу. (Звучит музыка).

«Жилы – была большая, гора. Гора считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. (Звучит музыка дождя и ветра). Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот покатился один камешек (ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (дети отходят). Начала гора уменьшаться, в конце концов, стала совсем не заметной  (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору».

10. Беседа.

Воспитатель. Ребята много игр есть про горы, художники нарисовали картины о горах, писатели написали сказы и сказки про горы. Ребята а вы любите сказки ( Да) Давайте вспомним сказки, в которых говорится о горах? (« Хозяйка медной горы»…………..) Кто написал эти сказки (Бажов)

Звучит музыка, появляется из горы « Хозяйка медной» горы.

11. Появления «Хозяйки медной горы».

Воспитатель. Здравствуйте. Услыхала я, что о моих сокровищах речь ведете, и не смогла усидеть в горе каменной, самоцветы свои вам принесла. Даром что не живые, а переливаются – то как, а как каменья мои людям издавна служат, знаете? ( Украшения, ………………)

Вижу, что много вы знаете, порадовали горную красавицу, заслужили подарок.(Шкатулка с бусинками и бисером).

Спасибо « Хозяйка медной горы».

Ребята, что же нам « Хозяйка медной горы « подарила. ( бисер,…..)

Ребята, давайте сядем за стол и украсим свои вазы, которые мы сделали с вами вчера. ( Дети садятся за столы и украшают вазы).

ИТОГ:

Воспитатель. Очень красивые вазочки получились, каждая ваза неповторима, давайте сделаем выставку вазочек.