Конспект коррекционно-развивающего занятия "Приглашаем гостей"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Коррекционно-образовательные: познакомить детей с особенностями построения вежливого приглашения; упражнять в составлении предложений с придаточными причины, цели.
  • Коррекционно-развивающие: развивать способности учащихся к поиску различных вариантов словесного выражения мыслей; корригировать мыслительные процессы (анализа, синтеза, обобщения).
  • Коррекционно-воспитывающие: воспитывать доброжелательность; вырабатывать навыки коммуникативного общения.

Этапы занятия.

Содержание занятия.

Виды деятельности.

Подготовительная беседа. - Любите ли вы ходить в гости?

- Кто вас к себе приглашает?

- Какие слова при этом говорят?

Фронтальная работа.
Актуализация знаний (анализ речевой ситуации приглашения). Учитель вместе с детьми анализирует ситуацию приглашения, представленную в мультфильме по произведению А.Линдгрен "Малыш и Карлсон".

- Понравилось ли вам приглашение Карлсона?

- Правильно ли он себя вел?

Просмотр отрывка из мультфильма.

Фронтальная работа.

Сообщение темы занятия. - Сегодня к нам в гости пришли Малыш и Карлсон.

(Учитель показывает игрушки, размещает их на видном месте)

- Давайте вместе с ними научимся приглашать и принимать гостей по правилам этикета.

Слово учителя.
Введение этикетных форм приглашения. - К кому должен был обратиться Карлсон, приглашая в гости? (К гостю- Малышу).

- Вспомните, с каких слов чаще всего начинают приглашение?

(Приходите:

Приходите, пожалуйста:

Я приглашаю вас:

Будьте добры: и др. )

- Когда мы приглашаем кого-нибудь, часто объясняем причину (повод), цель приглашения. Причины приглашения могут быть разные.

- Для чего мы можем пригласить гостей?

(Приходите (приглашаю) в гости, на чашку чая, поиграть в шахматы, поиграть в новую игру, на день рождения, на Новый год, посмотреть новый фильм и т.д.)

- Ребята, что вы скажете нашим гостям- Малышу и Карлсону, приглашая их войти?

(Входите, пожалуйста:

Добро пожаловать:

Милости просим:

Очень вам рады:)

- О каком человеке говорят: "гостеприимный хозяин"?

(О доброжелательном, заботливом, внимательном, отзывчивом)

Фронтальная работа.

См. приложение 1

Развитие внимания. - Попробуйте расшифровать русские пословицы о гостеприимстве:

а) ДАР НИЯЗОХ ЮТСОГ УМОРБОД

б) СНАЧАЛАНАК

ОРМИ, АПОТО

МРАССПРОСИ

Ответы: а) "Доброму гостю хозяин рад"; читаем справа налево;

б) "Сначала накорми, а потом расспроси"; читаем строчками.

Фронтальная работа.

См. приложение1

Разминка - Если вы пригласили в дом гостей, значит их нужно развлекать. Музыка, песни, игры, танцы, смех- это признаки веселого праздника. Попробуйте предложить своим гостям игру "Комплименты".

Все дети становятся в круг и под музыку начинают передавать друг другу воздушный шарик. Как только музыка остановится, то игрок, у которого в руках оказался шарик, должен сделать комплимент тому, от кого он получил шарик. За тем все меняются местами, и игра продолжается. (Примеры комплиментов: "Ты отлично выглядишь!", "Какая у тебя замечательная улыбка!", "Тебе очень идет этот костюм!")

Слово учителя.

Дети играют.

Продолжение изучения правил этикета.

Закрепление знаний о правилах приема гостей.

- Малыш и Карлсон приготовили для вас задание, которое поможет вам оценить свое знание науки гостеприимства. Вы разделитесь на группы, прочитаете две ситуации, ваша задача- выбрать одну, на ваш взгляд, правильную.

Карточка№1.

Так предлагает поступить Карлсон: "За час до начала празднования своего дня рождения ты бросаешься к телефону и начинаешь звонить друзьям, приглашая их в гости".

Так предлагает поступить Малыш: "За несколько дней до дня рождения ты извещаешь своих знакомых, что хочешь их видеть у себя такого-то числа в такое-то время по такому-то радостному поводу. Всех гостей ты приглашаешь одновременно".

Карточка№2.

Так предлагает поступить Малыш: "Звенит звонок в дверь- пришел первый гость. Последний взгляд в зеркало. Кажется, все в порядке. Одежда нарядная, но в то же время достаточно скромная, чтобы не выделяться среди гостей. С улыбкой открываешь дверь".

Так предлагает поступить Карлсон: "Звенит звонок- пришел первый гость. На тебе- мятая рубашка и замызганные брюки. "Сойдет!"- думаешь ты и, шаркая спадающими с ног шлепанцами, направляешься к двери".

Карточка№3.

Так предлагает поступить Карлсон: "За столом сидящий рядом с тобой гость потянулся за тортом и опрокинул чашку с чаем. Огромное пятно моментально образовалось на белой скатерти, которую только что постелили. "Растяпа!- недовольно ворчишь ты, стряхивая со своих брюк чайные брызги,- Мог бы и поаккуратней!"

Так предлагает поступить Малыш: "Твой друг передавал кусок торта соседке и уронил его тебе прямо на колени. Бедняга готов провалиться сквозь землю. "Хорошо хоть не весь торт,- шутишь ты, и все смеются. В том числе и твой неловкий друг. Ведь ты помнишь правило: "подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать ошибок других или превращать их в шутку".

- Теперь вместе с Карлсоном и Малышом поиграем в игру. Проверим, усвоили ли вы правила этикета. Если вы согласны с высказыванием, говорите "да", не согласны- "нет".

Если ты приглашаешь в дом гостей, то должен спросить согласия своих родителей. (Да)

Вошедший здоровается первым. (Да)

За столом принято сидеть развалившись, опершись на него локтями. (Нет)

Здороваясь, нужно смотреть в глаза. (Да)

Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно отставлять в сторону, не проявляя своего интереса к ним. (Нет)

Одежда должна быть чистой и опрятной. (Да)

Подарки, сделанные своими руками, дарить неприлично. (Нет)

Приходить в гости следует в точно назначенное время. (Да)

Уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да)

- Малыш и Карлсон покидают нас. Давайте с ними попрощаемся. Что вы скажете нашим гостям при расставании?

("Спасибо, что пришли", "Мы были рады встречи с вами", "Заходите еще", "Всегда рады вас видеть")

Работа в группах (по карточкам).

Объяснение выбранных ответов.

Фронтальная работа.

См. приложение1

Подведение итогов занятия. - Занятие подошло к концу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Фронтальная работа.

Приложение 1. Презентация "Приглашаем гостей".

Литература.

  1. Шевченко С.Г. "Коррекционно-развивающее обучение", Москва, 2001г.
  2. Трушина В.П. "Русский язык. Занятия по развитию речи", Волгоград, 2008г.
  3. Мищенкова Л.В. "25 развивающих занятий", Ярославль, 2007г.