Цели:
познакомить
детей с особенностями построения вежливого
приглашения; упражнять в составлении
предложений с придаточными причины, цели.
Этапы занятия. |
Содержание занятия. |
Виды деятельности. |
Подготовительная беседа. | - Любите ли вы ходить в гости? - Кто вас к себе приглашает? - Какие слова при этом говорят? |
Фронтальная работа. |
Актуализация знаний (анализ речевой ситуации приглашения). | Учитель вместе с детьми анализирует
ситуацию приглашения, представленную в
мультфильме по произведению А.Линдгрен "Малыш и
Карлсон". - Понравилось ли вам приглашение Карлсона? - Правильно ли он себя вел? |
Просмотр отрывка из мультфильма. Фронтальная работа. |
Сообщение темы занятия. | - Сегодня к нам в гости пришли Малыш и
Карлсон. (Учитель показывает игрушки, размещает их на видном месте) - Давайте вместе с ними научимся приглашать и принимать гостей по правилам этикета. |
Слово учителя. |
Введение этикетных форм приглашения. | - К кому должен был обратиться Карлсон,
приглашая в гости? (К гостю- Малышу). - Вспомните, с каких слов чаще всего начинают приглашение? (Приходите: Приходите, пожалуйста: Я приглашаю вас: Будьте добры: и др. ) - Когда мы приглашаем кого-нибудь, часто объясняем причину (повод), цель приглашения. Причины приглашения могут быть разные. - Для чего мы можем пригласить гостей? (Приходите (приглашаю) в гости, на чашку чая, поиграть в шахматы, поиграть в новую игру, на день рождения, на Новый год, посмотреть новый фильм и т.д.) - Ребята, что вы скажете нашим гостям- Малышу и Карлсону, приглашая их войти? (Входите, пожалуйста: Добро пожаловать: Милости просим: Очень вам рады:) - О каком человеке говорят: "гостеприимный хозяин"? (О доброжелательном, заботливом, внимательном, отзывчивом) |
Фронтальная работа. См. приложение 1 |
Развитие внимания. | - Попробуйте расшифровать русские
пословицы о гостеприимстве: а) ДАР НИЯЗОХ ЮТСОГ УМОРБОД б) СНАЧАЛАНАК ОРМИ, АПОТО МРАССПРОСИ Ответы: а) "Доброму гостю хозяин рад"; читаем справа налево; б) "Сначала накорми, а потом расспроси"; читаем строчками. |
Фронтальная работа. См. приложение1 |
Разминка | - Если вы пригласили в дом гостей, значит
их нужно развлекать. Музыка, песни, игры, танцы,
смех- это признаки веселого праздника.
Попробуйте предложить своим гостям игру
"Комплименты". Все дети становятся в круг и под музыку начинают передавать друг другу воздушный шарик. Как только музыка остановится, то игрок, у которого в руках оказался шарик, должен сделать комплимент тому, от кого он получил шарик. За тем все меняются местами, и игра продолжается. (Примеры комплиментов: "Ты отлично выглядишь!", "Какая у тебя замечательная улыбка!", "Тебе очень идет этот костюм!") |
Слово учителя. Дети играют. |
Продолжение изучения правил этикета. Закрепление знаний о правилах приема гостей. |
- Малыш и Карлсон приготовили для вас
задание, которое поможет вам оценить свое знание
науки гостеприимства. Вы разделитесь на группы,
прочитаете две ситуации, ваша задача- выбрать
одну, на ваш взгляд, правильную. Карточка№1. Так предлагает поступить Карлсон: "За час до начала празднования своего дня рождения ты бросаешься к телефону и начинаешь звонить друзьям, приглашая их в гости". Так предлагает поступить Малыш: "За несколько дней до дня рождения ты извещаешь своих знакомых, что хочешь их видеть у себя такого-то числа в такое-то время по такому-то радостному поводу. Всех гостей ты приглашаешь одновременно". Карточка№2. Так предлагает поступить Малыш: "Звенит звонок в дверь- пришел первый гость. Последний взгляд в зеркало. Кажется, все в порядке. Одежда нарядная, но в то же время достаточно скромная, чтобы не выделяться среди гостей. С улыбкой открываешь дверь". Так предлагает поступить Карлсон: "Звенит звонок- пришел первый гость. На тебе- мятая рубашка и замызганные брюки. "Сойдет!"- думаешь ты и, шаркая спадающими с ног шлепанцами, направляешься к двери". Карточка№3. Так предлагает поступить Карлсон: "За столом сидящий рядом с тобой гость потянулся за тортом и опрокинул чашку с чаем. Огромное пятно моментально образовалось на белой скатерти, которую только что постелили. "Растяпа!- недовольно ворчишь ты, стряхивая со своих брюк чайные брызги,- Мог бы и поаккуратней!" Так предлагает поступить Малыш: "Твой друг передавал кусок торта соседке и уронил его тебе прямо на колени. Бедняга готов провалиться сквозь землю. "Хорошо хоть не весь торт,- шутишь ты, и все смеются. В том числе и твой неловкий друг. Ведь ты помнишь правило: "подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать ошибок других или превращать их в шутку". - Теперь вместе с Карлсоном и Малышом поиграем в игру. Проверим, усвоили ли вы правила этикета. Если вы согласны с высказыванием, говорите "да", не согласны- "нет". Если ты приглашаешь в дом гостей, то должен спросить согласия своих родителей. (Да) Вошедший здоровается первым. (Да) За столом принято сидеть развалившись, опершись на него локтями. (Нет) Здороваясь, нужно смотреть в глаза. (Да) Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно отставлять в сторону, не проявляя своего интереса к ним. (Нет) Одежда должна быть чистой и опрятной. (Да) Подарки, сделанные своими руками, дарить неприлично. (Нет) Приходить в гости следует в точно назначенное время. (Да) Уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да) - Малыш и Карлсон покидают нас. Давайте с ними попрощаемся. Что вы скажете нашим гостям при расставании? ("Спасибо, что пришли", "Мы были рады встречи с вами", "Заходите еще", "Всегда рады вас видеть") |
Работа в группах (по карточкам). Объяснение выбранных ответов. Фронтальная работа. См. приложение1 |
Подведение итогов занятия. | - Занятие подошло к концу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. | Фронтальная работа. |
Приложение 1. Презентация "Приглашаем гостей".
Литература.
- Шевченко С.Г. "Коррекционно-развивающее обучение", Москва, 2001г.
- Трушина В.П. "Русский язык. Занятия по развитию речи", Волгоград, 2008г.
- Мищенкова Л.В. "25 развивающих занятий", Ярославль, 2007г.