Став классным руководителем в пятом классе, передо мной была поставлена задача - сформировать новый коллектив учащихся. Познакомившись с ребятами и их родителями, проанализировав их психологические характеристики, составленные нашим школьным психологом Гуськовой Екатериной Вячеславовной, стало ясно, что передо мной неординарные творческие личности, стремящиеся к лидерству в коллективе, занимающие активную жизненную позицию, желающие принимать непосредственное участие в жизни школы и класса. Учащиеся класса стремились показать себя с хорошей стороны и болезненно воспринимали промахи и неудачи, не умели анализировать их и делать правильные выводы. Стало ясно, что самая главная задача педагогического коллектива - это научить ребят работать в команде, слушать и слышать мнение товарища, принимать совместные решения, сплотившись, идти дружно к намеченной цели. Предстояла ежедневная, кропотливая работа всего педагогического коллектива по воспитанию учащихся. Это и индивидуальные беседы, и различные внеклассные мероприятия (экскурсии в музеи, походы в театры, трудовые десанты, шефская работа и др.), но главным воспитательным элементом я выделила для себя проведение серии тематических классных часов, посвященных сплочению ученического коллектива через познание самого себя.
Первый классный час был посвящен знакомству с правилами и особенностями образовательного процесса среднего звена обучения. На нем мы говорили о том, что нужно знать и уметь пятикласснику, для чего мы пришли в школу и как успешнее сделать наш образовательный процесс. После обсуждения этих вопросов стало понятно, какая тема будет у следующего классного часа.
Следующий классный час назывался "Я, ты, он, она - вместе целая страна; вместе - дружная семья; в слове мы - сто тысяч Я". Цель данного классного часа - показать необходимость товарищеской поддержки и взаимовыручки. Здесь мы говорили о наших поступках, их влиянии на окружающих, рефлексии. Ребята разыгрывали сценки из разных жизненных ситуаций, анализировали их, обсуждали персонажей. В конце мы вспомнили известные пословицы, поговорки, высказывания великих людей на эту тему, а после, как итог, прозвучали предложения детей. Эти предложения были озвучены, и дети решили каждую неделю вывешивать на нашем классном стенде по одному из них. Также было дано домашнее задание - найти другие высказывания известных людей на эту тему и также представить это на классном стенде.
Мы выяснили, поодиночке трудно жить, трудно учиться, трудно достичь хороших результатов. Но каждый из нас является личностью и может научить товарища чему-нибудь новому и интересному. И вот новая наша тема "Мои интересы и достижения". Здесь мы говорили о своих успехах: у кого-то это спортивные достижения, у кого-то это талантливые художественные работы, у кого-то это успехи в учебе: Ребята принесли и рассказали о своих коллекциях, показали свои награды и грамоты, показали фотографии. Всем было очень интересно, и как жалели те, кто не подготовился к этому уроку. Мы сделали вывод - интересно слушать своего товарища и можно многому у него научиться.
А для чего нам все это нужно? Для чего мы учимся? Кем мы будем в ближайшем будущем? Об этом мы будем говорить на следующем классном часе. Тема его "Я в мире профессий". Этот классный час проходил вместе с школьным психологом Гуськовой Екатериной Вячеславовной. (Разработка представлена). Мы обсуждали свои интересы, говорили о своих склонностях, мечтали о будущем. В будущем мы видели себя юристами, дизайнерами, учителями: Учащиеся говорили о необходимых профессиях, о востребованности их в современном обществе и о своем будущем. И сделали следующий вывод: "Все, что мы спланировали, можно достичь только сообща: вместе с родителями, учителями и товарищами".
Далее разговор перешел к жизни в нашей школе. Оказалось, школа - это "государство". Здесь есть своя территория, свои законы, свое управление. Мы обсуждали правила школьной жизни, необходимостью их соблюдать, с некоторыми не соглашались, предлагая свои. Например, мы критиковали внешний вид некоторых учащихся, приводили аргументы "за" и "против" введения школьной формы, не всегда были согласны с объемом домашнего задания. Мы расспросили наших родителей об их школьной жизни, записали их рассказы, сопроводили их фотографиями и составили книгу о детстве наших родителей. С этой работой мы выступили на конференции, которая проходила в нашей школе. А книга представлена в нашем школьном музее вместе с экспонатами, связанными с детством наших родителей. Вывод помогли нам сделать наши родители: школьные годы - это самая счастливая пора, это наши учителя, товарищи, с которыми проведено огромное количество часов, дней.
Следующая тема классного часа "Олимпийские игры". Здесь разговор коснулся олимпийских игр, проходивших в Китае в 2008 году. И опять мы говорили о командах, представлявших разные страны, о различных видах спорта и, конечно же, о качествах, необходимых спортсменам. В нашем классе много учащихся, занимающихся спортом профессионально: у нас есть хоккеист, есть биатлонисты, есть и футболисты. И ребятам эта тема очень интересна и близка. Они внимательно следили за ходом олимпийских состязаний, мечтали сами когда-нибудь поучаствовать в соревнованиях подобного уровня, рассказывали о своих достижениях в спорте. Вывод напрашивался сам - очень важны качества характера, ведущие к олимпийским медалям. Это и выносливость, и упорство, и ежедневный труд, ведущий к поставленной цели. Это и взаимоподдержка, и взаимовыручка. Это и умение работать в команде.
Плавно работа перешла в следующий учебный год. И вот уже шестой класс. Что-то нам удалось достичь, над чем-то нужно еще работать. Пришли новые ученики в класс, и работу по созданию коллектива необходимо продолжать. Тема первого классного часа в шестом классе "Мы разные - и в этом наше богатство, мы вместе - и в этом наша сила". Здесь мы разговаривали о различных культурах, национальностях. Особой темой стала война в Южной Осетии. Ребята осудили военные действия. Отметили, что война - это всегда плохо, так как страдает при этом очень много невинных людей. Говорили о толерантности. Никто не имеет права посягать на свободу других народов.
На некоторых классных часах мы обсуждали сказки, сочиняли свои собственные. И всегда мораль такова, что добро побеждает зло, только будучи вместе, персонажи этих сказок могут победить своих врагов и стать счастливыми.
Воспитательная работа по сплочению ученического коллектива продолжается. И это осуществляется всем педагогическим составом.
Классный час на тему: "Я в мире профессии"
Цели:
- Расширение представления детей о профессиональной деятельности человека.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
- Развитие устной речи детей, умения анализировать, делать выводы, обобщать.
Задачи:
1. Формировать компетенции
- коммуникативную: монологическую речь, умения обосновывать свой выбор и делать выводы;
- социальную: формировать навыки работы в группах, умение распределять роли, определять своё место в коллективной деятельности, воспитывать само- и взаимоуважение учащихся для дальнейшего их самораскрытия и самосознания.
2. Развивать творческий потенциал детей.
I. Организационный момент.
Классный час начинается с показа фрагмента фильма с предыдущего классного часа, который показывает самые интересные моменты и рассуждения детей о школе и о себе. На классной доске показана яблоня с плодами, на которых написаны увлечения детей, там есть и место с яблоком классного руководителя.
- Мы не поставили точку на прошлом классном часе, а поставили многоточие.
Из этого многоточия возникло много вопросов, на которые мы попробуем дать ответы.
II. Осуществление мотивации.
Классный руководитель берёт своё яблоко и рассказывает почему выбрала именно это место для его размещения.
- Расскажите, почему вы выбрали именно это место на дереве.
(Дети дают объяснения своего выбора).
III. Самостоятельная работа детей.
1. Беседа.
- Но на каждом яблоке написана профессия выбранная вами.
Пришло время собирать урожай. У нас несколько корзин. Собирая урожай, попробуйте объяснить, почему вы выбрали эту профессию, её нужность и важность.
(Перед детьми появляется 6 корзин с надписями:
- военнослужащие и служители закона,
- учителя,
- спорт и туризм,
- бизнес, экономика, менеджмент и инженерия,
- мир искусства (артисты, художники, фотографы, режиссёры)
- свободная корзина для непредсказуемых нами профессий).
2. Обоснование своего выбора.
Дети "срывают" с дерева яблоки и раскладывают их по корзинам, отвечая на вопросы
- Опиши, что это за профессия, зачем она нужна и чем важна, почему я выбрал именно эту профессию и нужна ли она людям.
3. Работа в группах.
Получилось 5 или 6 групп.
Перед ребятами стол, на котором находятся предметы, необходимые той или иной профессии.
(Указка, мяч, рюкзак, кисточка, фотоаппарат, берет, чертёж, свод законов, журнал, каска, цветочный горшок, игрушка, мел, скакалка, карты, папка, дискета, органайзер, ручка, песочные часы, зажигалка, свечка, пирамида, вымпел, брелок, дискета и т.д.).
Каждой группе предлагается выбрать нужные для их профессии предметы и объяснить свой выбор.
4. Проектная работа (творческая).
После этого детям предлагается показать пантомиму или сценку, представив характерную ситуацию для этой профессии.
IV. Проблемная ситуация.
- Ребята, у нас остались предметы, которые не были выбраны ни одной группой.
Попробуйте выбрать что-нибудь и использовать выбранный предмет оригинальным способом. Расскажите об этом.
V. Подведение итогов работы.
1. Вывод.
Какая профессия вам показалась более нужной, важной?
Давайте попробуем дать ответ на вопрос, что мне нужно сделать уже сейчас, чтобы овладеть этой профессией?
Может ли мне школа в этом помочь?
Что ещё кроме школы может помочь нам до конца определиться с выбранной профессией?
2. Стимул для продолжения деятельности.
(У детей на партах цветочки с тремя лепестками).
Напишите, пожалуйста, на лепестках свои интересы, увлечения, занятия, которые помогут нам в выборе будущей профессии.
На уроке МДО вы говорили о том, что всё течёт, всё изменяется и во всём сохраняется преемственность. Так и у нас. Собрали урожай, а дерево вновь расцвело, вновь нужно собирать урожай и опять появляются новые вопросы.
Какие они?
(Дети задают вопросы и прикрепляют свои цветки к яблоне).
VI. Рефлексия.
- Мы уже провели несколько занятий. Как вы можете оценить эти занятия?
- Что для вас было новым, интересным?
- Что оказалось для вас важным?
- Что бы вы хотели услышать или увидеть на следующем классном часе?
Дома ещё раз пересмотрите свои интересы, увлечения, коллекции, у кого-то может быть есть награды, фотографии. На следующем занятие мы устроим выставку и ещё раз вернёмся к вопросу выбора профессии.